Биография

Куличкин Петр Александрович (5 июня 1977 года, Пермь) - композитор, кандидат культурологии.

Родился 5 июня 1977 года в Перми (СССР) в семье журналистов. Учился в школе N 112 города Перми, а затем в физико-математическом Лицее N 1, который окончил в 1994 году с серебряной медалью. В 2000 году закончил Пермский государственный технический университет (ныне ПНИПУ) по специальности «Прикладная математика и механика».

Музыкой начал заниматься с восьми лет. В ДМШ N2 [1] [2] принят не был «из-за полного отсутствия музыкального слуха» [3]. Первые четыре года занимался в музыкальной студии ДК имени Ленина, а затем в музыкальной студии Пермского Дворца творчества юных [4]. После двух месяцев занятий с Анатолием Куличкиным (дядей композитора) в 1989 году был освобожден от занятий сольфеджио «по причине наличия абсолютного слуха» [5]. Участвовал в юношеских научных конференциях Пермского ДТЮ с докладами о музыке Сергея Прокофьева в 1991 и 1992 годах [2].

В 1995 году начал заниматься композицией под руководством Валерия Грунера [6]. В 1996 году поступил в Пермское музыкальное училище [3], после окончания которого в 1999 году поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных на специальность "Композиция" в класс профессора Алексея Муравлева. Одновременно, с 2001 года учился в аспирантуре Государственного института искусствознания.

Окончил РАМ имени Гнесиных в 2004 году. Дипломная работа - Концертино для симфонического оркестра [7]. В том же году защитил кандидатскую Диссертацию по теме "Эволюция художественной жизни и стиля мышления: опыт количественного исследования" [8], научный руководитель доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор Владимир Петров).

Работал исполнительным директором Московского музыкального театра «Амадей» под руководством Олега Митрофанова, в 2001-2004 годах - на постоянной основе. Написал оперу «Сальери и Моцарт» по заказу Олега Митрофанова специально для этого театра, где она и была поставлена в июне 2004 года [4]. Вскоре после этой премьеры, в 2005 году был принят в Союз композиторов России.

С 2005 года изучал гармонию, контрапункт и анализ форм под руководством композитора и теоретика Леонида Гофмана.

С 2013 года ответственный секретарь Пермской городской организации [9]. В 2013 году принят в Союз журналистов России. Учредитель и главный редактор Интернет-СМИ «Новости Перми и Пермского края» permnew.ru [10].

В 2017-2020 годах в сотрудничестве с Академическим хором «Млада» под управлением Ольги Выгузовой работал над сочинениями на стихи поэта Владимира Радкевича: «„Равновесие". Пять стихотворений для смешанного хора» и «„Камский мост". Поэма для хора и оркестра». Провел исследовательскую работу, посвященную творчеству этого поэта. В октябре 2017 года организовал авторский концерт, посвященный 90-летию Владимира Радкевича, где хор «Млада» впервые исполнил «Равновесие».

С 2008 по 2015 год преподавал на кафедре «Теории и истории музыки» Пермского государственного института искусства и культуры (ныне ПГИК). С 2018 года - доцент кафедры «Иностранные языки и связи с общественностью» Пермского национального исследовательского политехнического университета [11].

Женат, имеет четверых детей.

Композиторская деятельность

В творческом багаже Петра Куличкина более 20 сочинений в разных жанрах, в том числе: Поэма для хора и оркестра на стихи Владимира Радкевича «Камский мост»; Концертино для симфонического оркестра; опера «Сальери и Моцарт» по маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»; «Песни Средиземья» на стихи Дж.Р.Р. Толкина (на русском и английском языках); «Ноктюрн и фуга» для флейты, флейты-пикколо, фортепиано, ударных и электроакустических инструментов; Секстет для флейты, фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели; вокальные циклы на стихи русских поэтов; камерно-инструментальные сочинения, в том числе, три цикла пьес для фортепиано. Автор музыки гимна Нобелевского конгресса в Тамбове.

В разные годы музыка композитора Петра Куличкина звучала на различных региональных, всероссийских и международных композиторских фестивалях, в частности, «Музыкальное лето в Константинове» (Москва-Рязань, 2004 г.), «Грунер-фестиваль» (Пермь-Берлин, 2007 г.), «Sound 59» (Пермь, 2009, 2013, 2015).

Награжден медалью Московского фонда мира «За заслуги в культуре и искусстве» (2017).

Научная и публицистическая деятельность

Сфера научных интересов: математические методы в искусствознании, «системно-информационный» подход. Развивает идеи своего учителя Владимира Петрова.

Автор более ста публицистических статей и рецензий, посвященных культурной жизни России. С 2008 года публиковал свои материалы в "Куличкин блог" [12]. С 2009 года - учредитель и главный редактор Интернет-СМИ «Новости Перми и Пермского края» [13]. Список публикаций в СМИ насчитывает более 40 материалов [14]

Литература:

Зубарева, Н.Б. О работе композитора со стихами и прозой (на примере камерно-вокальных сочинений П. Куличкина) / Н.Б. Зубарева, Ю.Г. Подоплелова // МУЗЫКА. XXI ВЕК: проблемы творчества, исполнительства, педагогики: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. Н.В. Морозова, М.Е. Пылаев, Л.Д. Пылаева. - Пермь, 2007. - С. 207-217.

Зубарева, Н.Б. К возможности сравнительного анализа музыкального и поэтического «словарей» камерно-вокального произведения (на примере романсов П. Куличкина из цикла «Черное окно») / Н.Б. Зубарева, Ю.А. Бобрышева // МУЗЫКА. XXI ВЕК: проблемы творчества, исполнительства, педагогики: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. Н.В. Морозова, М.Е. Пылаев, Л.Д. Пылаева. - Пермь, 2007. - С. 217-227.

Пашкевич, Е.В. Абсолютная система сольфеджирования в церковных хорах // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире:Сборник материалов / Редактор-составитель С.И. Хватова. - Майкоп: "Магарин Олег Григорьевич", 2018. - С. 680-692.

Издания музыкальных сочинений

Куличкин П.А. "Камский мост". Поэма для хора и оркестра на стихи Владимира Радкевича. Партитура. - Пермь: ООО "АлексПресс", 2020. - 186 с. - ISBN 978-5-904890-57-5.

Куличкин П.А. Равновесие. Пять стихотворений Владимира Радкевича для смешанного хора. Пермь: АлексПресс, 2017. - 12 с. - ISBN 978-5-9908986-9-1.

Куличкин П.А. Избранные сочинения (1995-2004 гг.). Пермь: Пресстайм, 2010. - 160 с. - ISBN 978-5-98975-313-0.

Толстунова Е.С., Куличкин П.А. Три стихотворения Варлама Шаламова для голоса и фортепиано. - Пермь: Пресстайм, 2010. - 13 с. - ISBN 978-5-98975-312-3.

Избранные научные публикации

Куличкин П.А., Куличкина Ж.В. Закон Ципфа-Парето в системах с обратной связью: музыкальные фестивали Урала в зеркале Интернет-СМИ // Тютюнник В.М. (ред.). Наука, технологии, общество и международное нобелевское движение: материалы Нобелевского конгресса - 12 Международной встречи-конференции лауреатов Нобелевских премий и нобелистов. - МИНЦ «Нобелистика», 2019. - ISBN 978-5-86609-227-7.

Куличкин П.А., Колесниченко И.В. Эффект «пения на рояле»: иллюзия или реальность? К проблеме оценки погрешности измерений // Х. Радев и др. (ред.). Metrology and Metrology assurance. - София: ТУ-София, 2016. - с. 320-324. - ISBN 1313-9126.

Куличкин П.А., Манконе С., Петров В.М. «Поколенческая идентичность» и феномен творческого долголетия // Мир психологии, No1, 2012. - сс. 183-194. - ISBN 2073-8528.

Зубарева Н.Б., Куличкин П.А. Тайны музыки и математическое моделирование: Алгебра или гармония?.. Гармония и алгебра! - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 256 с. - ISBN 978-5-397-00997-3.

Харуто А.В., Коваленко Т.В., Куличкин П.А., Мажуль Л.А., Петров В.М. Интенсивность российской художественной жизни: анализ периодических компонент. // Социология: методология, методы, математическое моделирование. Научный журнал РАН. №25, 2007. - С. 142-166. - ISBN 1994-8964.

Kulichkin P.A. Evolutionary Genius and the Intensity of Artistic Life: Who makes Musical History? // Aestetics and Innovation, ed. By L. Dorfman, C. Martindale & V. Petrov. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2007. - pp. 363-396.

Kulichkin, P.A., Zubareva, N.B. «Musical Arithmology»: in Search for Quality in Quantity // Rivista di Psicologia dell'Arte, vol. XXVI, №16, 2005. - P. 29-44. - ISBN 0393-9898.

Куличкин, П.А. Интенсивность художественной жизни и эволюционные гении (музыка Италии, Франции, Австрии и Германии XVI-XX вв.) // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005. - Т. 2, №4. - С. 113-121. - ISBN 1813-8918.

Куличкин, П.А. Эволюция художественной жизни и стиля мышления (опыт количественного исследования): Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. М.: Государственный институт искусстознания, 2004. - 294 с.

Kulichkin, P.A. About Researching One's Own Work // Bulletin of Psychology and the Arts. Vol. 3, №2, 2002. - P. 53-54.

Куличкин П.А. Музыка и современный православный клирос. Очерки по практической работе с любительскими хоровыми ансамблями: учеб. пособие. - Пермь: ПГИИК, 2012. - 151 с. - ISBN 978-5-91201-119-1

Куличкин П.А. Сочинения, переложения, гармонизации для хоровых ансамблей : Хрестоматия к учеб. пособию. - Пермь: ПГИИК, 2012. - 102 с. - ISBN 978-5-91201-120-7.

Ссылки

Баталина Г., Менгаязова А."Петр Куличкин. Путь к «Равновесию»"

Баталина Г., Менгаязова А."Петр Куличкин. Путь к «Равновесию» (продолжение)"