Эволюция интенсивности музыкального творчества: проблема независимости результатов от использованных источников.
В соответствии со сложившейся традицией мы считали, что степень значимости того или иного композитора для художественной жизни своего времени более или менее характеризуется размером статьи в словаре. Однако степень значимости в таком понимании может зависеть от возможного субъективизма составителя словаря. В чем проявляется этот субъективизм и в каком смысле степень значимости того или иного композитора может считаться объективной?
С целью ответа на этот вопрос в настоящей работе сравнивались два словаря (Грув, 1954 и Келдыш, 1990). Из меньшего словаря (Келдыш, 1990) были взяты все композиторы на букву «Б». Затем из этого списка были изъяты:
- Композиторы, родившиеся в 1925 году и позже, т.к. они еще наверняка не были известны к моменту составления большего словаря (Грув, 1954).
- Композиторы, рассматриваемые авторами меньшего словаря в первую очередь как музыканты других профессий, так как их вклад как композиторов в интенсивность музыкального творчества может быть сравнительно небольшим.
- Композиторы стран Африки, Северной и Южной Америки, Австралии, Азии и республик СССР (кроме России).
- Композиторы, отсутствующие в большем словаре. Исключения из выборки по данному пункту в каждом конкретном случае связаны либо с тем, что известность к каждому из этих композиторов пришла достаточно поздно (они почти все родились после 1900 г.), либо это связано с субъективизмом составителей меньшего словаря.
После этого проводилось сопоставление относительной значимости композиторов (отражаемой числом строк в каждом словаре, посвященных творчеству каждого композитора) в двух указанных источниках. Расчеты проводились отдельно для русских композиторов (в этом случае для улучшения статистической достоверности пришлось провести расширение выборки за счет привлечения данных по букве «А» в обоих словарях) и для композиторов западноевропейских. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между иерархиями значимости 13 русских композиторов (в двух словарях) оказался равным 0,62, а для 61 западноевропейского композитора — 0,62. Оба значения достаточно высоки и статистически существенны на уровне лучше 99%.
Таким образом, отражаемые различными источниками иерархии значимости композиторов оказываются почти инвариантными относительно этих источников. Поскольку два обследованных словаря «полярны» по своему характеру (объему, времени издания, национальной принадлежности, идейным установкам и т.п.), обнаруженная близость иерархий с высокой вероятностью отражает «объективную истину». Это открывает перспективы использования подобных источников в количественных исследованиях эволюции музыкальной жизни.
-
Келдыш Г.В. (ред.). Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
-
Маслов С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия // Семиотика и информатика. Вып. 20. — М., 1983.
-
Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. — М.: Русский мир, 1996.
-
Петров В.М., Мажуль Л.А. Циклические процессы в поэтической жизни России XVIII-XX (количественный аспект) // Информационное мировоззрение и эстетика. Труды международного научного симпозиума. — Таганрог, ТРТУ, 1998.- с. 192-199.
-
Grove G. Grove's Dictionary of Music and Musicians. Fifth edition / Edited by Eric Blom. — L.: Macmillan & Co LTD, 1954.
-
Kharuto A.V., Majoul L.A., Petrov V.M. Cyclic Literary Life in Russia: Prose of the XVIII-XX Centuries (Information Approach) // Information Paradigm in the Human Science). — Таганрог, ТРТУ, 2000. — с. 163-165.
-
Martindale C. The Clockwork Muse: The Predictability of Artistic Change. NY: Basic Books, 1990.