Самоорганизующаяся интенсивность музыкального творчества (Австрия и Германия, XVI-XIX вв.)
Что
определяет законы развития искусства? Связано ли оно с окружающей
действительностью или движется по «собственным траекториям», не зависящим от каких-либо
внешних воздействий? Что в большей степени движет историей искусства:
творчество небольшого числа гениальных личностей или «цеховое производство»
рядовых художников? Как определить степень гениальности того или иного автора?
Эти вопросы уже много лет считаются дискуссионными и, по-видимому, будут
считаться таковыми еще достаточно долго.
В настоящей работе мы
исследовали так называемую интенсивность художественной жизни. Работы,
так или иначе связанные с этим понятием, лежат в русле количественного подхода
к эволюции эстетической сферы (см., например, Петров, 2000), который на
сегодняшний день достиг весьма значительных успехов в различных областях,
например: стиль архитектуры (Маслов, 1983), стиль музыки (Петров, Бояджиева,
1996), стиль поэзии (Иванченко, Харуто, 2000), интенсивность литературной жизни
(Petrov & Majoul, 2002). Материалом для нашего исследования стала музыкальная
жизнь Австрии и Германии в период, когда эти страны занимали безусловно
лидирующие позиции в мировой музыкальной культуре.
На начальном этапе
исследования было осуществлено сопоставление различных источников,
которые могли бы быть использованы при построении эволюции интересующей нас
интенсивности: сравнивались всевозможные музыкальным словари и энциклопедии.
Оказалось, что несмотря на различия в объемах, они дают статистически
одинаковую иерархию композиторов ( (http://peter.kulichkin.ru/artic/1999-2004/evolintm)Куличкин, Толстунова, Петров, 2002 (http://peter.kulichkin.ru/artic/1999-2004/evolintm)). Поэтому
для исследования вполне возможно использовать только один источник в
качестве основного, и в качестве такового был выбран наиболее полный -
энциклопедия (Grove, 1954).
Затем,
в соответствии со сложившейся традицией (см., например, Martindale,
1990), все композиторы, фигурировавшие в энциклопедии, были упорядочены по
годам рождения и агрегированы в десятилетние интервалы: родившиеся в
1700-1709 гг., 1710-1719 гг. и т.д. Для каждого такого десятилетнего интервала
(которые мы далее будем обозначать как t) было определено количество
родившихся в это время композиторов n и полное количество
посвященных им в словаре строк N. Последняя величина и есть
мера интенсивности музыкального творчества.
Для нашего исследования
основной интерес представляет изучение закономерностей «поступательных»,
связанных с возникновением и исчезновением каждой национальной школы. Поэтому
есть смысл рассмотреть взаимосвязи между значением интенсивности музыкальной
жизни (N) и количеством родившихся в это время
композиторов (n). Здесь нам представляются интересными следующие
два соображения:
- Величина интенсивности определяется двумя
параметрами - количеством композиторов и количеством уделяемых каждому
композитору строк в словаре. Одно и то же значение интенсивности может быть
достигнуто при большем или меньшем количестве композиторов. Равнозначны ли эти
ситуации для художественной школы? С одной стороны, да: значимость
художественной школы одна и та же. С другой стороны, нет: в одном случае данный
вид искусства (музыка) довольно популярен в художественной среде, но успехи
каждого отдельно взятого композитора могут быть сравнительно невелики, в другом
же случае этот вид искусства менее популярен, но каждый из композиторов в
среднем более значим, чем в первом случае
- При одних и тех же значениях интенсивность может
быть увеличившейся или уменьшившейся (по сравнению со значением в предыдущее
десятилетие). Равнозначны ли эти ситуации? С одной стороны, да: общая
интенсивность N принимает одинаковые значения в обеих ситуациях. С
другой стороны, нет: каждое последующее поколение знает об опыте предыдущего,
поэтому в этих двух случаях школа хоть и достигает одинаковых результатов, но
условия, в которых он был получен, - совершенно различны. Поэтому:
- Изменения интенсивности художественной жизни
необходимо рассматривать в динамике, с учетом того, что каждое
последующее поколение композиторов «помнит», что происходило за определенный
период до него
- Если количество композиторов характеризует своего
рода популярность данного вида искусства, его престижность, возрастание или
убывание интереса к нему и т.д., то необходим параметр, характеризующий
«качественную» сторону интенсивности, своего рода «среднее мастерство» -
внутренний ресурс школы. Этот параметр - удельная значимость q,
которая получается делением уровня интенсивности N на количество композиторов n,
применительно к пятилетию t:
q(t)=N(t)/n(t)
Теоретически возможны всего шесть
вариантов изменения трех указанных параметров: количества родившихся
композиторов n, значения интенсивности музыкальной жизни N и
удельной значимости q. Проведенный анализ на
основе данных о 4511 композиторах, принадлежащих 17 национальным школам,
показал, что все эти варианты действительно реализуются, и каждый из них имеет
свое содержательное значение:
а) n
возрастает, N возрастает, q возрастает. ПОДЪЕМ. Это
единственно возможный вариант изменения трех параметров интенсивности при
зарождении национальной художественной школы. Данный вид искусства становится
престижным и популярным в художественной среде, одновременно с этим увеличивается
внутренний ресурс национальной школы, растет мастерство. Значит, потенциал
национальной школы, как правило, достаточно велик.
б) n
убывает, N убывает, q убывает. УПАДОК. Когда
такой вариант изменения параметров интенсивности наблюдается достаточно долго,
то, скорее всего, потенциал национальной школы исчерпан. Если в этом случае не
находится какого-либо источника для ее развития (внешнего или внутреннего), национальная
школа исчезает.
в) n
убывает, N возрастает, q возрастает. АККУМУЛЯЦИЯ.
Интенсивность возрастает за счет того, что школа, отказываясь от
«тиражирования» композиторов, работает на повышение собственного потенциала
(сохранение и увеличение мастерства). Популярность падает, вид искусства
становится как бы «делом избранных», но почва, подготовленная национальной
школой в период «аккумуляции», делает возможным еще один ПОДЪЕМ (первый, как правило,
уже был до этого периода).
г) n
возрастает, N убывает, q убывает. ДИССИПАЦИЯ. После
чрезвычайно высоких достижений национальной школы быстро растет популярность
данного вида искусства, в том числе и за счет расхода ее собственного потенциала.
д) n возрастает,
N возрастает, q убывает. РОСТ ЗА СЧЕТ ВНЕШНИХ ПРИЧИН. Собственный
потенциал национальной школы снижается, однако общая ее значимость
увеличивается. Это может быть связано только с влиянием других школ или видов
искусства.
е) n
убывает, N убывает, q возрастает. РАЗРУШЕНИЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ВНЕШНИХ
ПРИЧИН. Внутренний ресурс школы увеличивается, однако ее значимость и престижность
снижается. Следовательно, какая-то внешняя причина (политическая, религиозная,
процессы в других видах искусства и т.д.) мешает школе развиваться.
Чем же таким
особенным отличается эволюция трех параметров интенсивности в музыкальном
творчестве Австрии и Германии? Дело в том, что на протяжении целых 300
(!) лет в этой школе ни разу не осуществлялись варианты эволюции, связанные
с внешними причинами! Более трехсот лет, с 1580 по 1890 гг. (здесь
и далее имеются в виду годы рождения композиторов) интенсивность музыкального
творчества в Австрии и Германии фактически была устойчивой
самоорганизующейся системой (см. Табл. 1). Основой для устойчивой
самоорганизации является равновесие между фазами ДИССИПАЦИИ и АККУМУЛЯЦИИ. В
противном случае, если преобладают диссипационные процессы, национальная школа
быстро утрачивает мастерство; если же преобладают процессы аккумуляционные, популярность
данного вида искусства неуклонно падает, и интенсивность либо начинает
изменяться ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ВНЕШНИХ ПРИЧИН, либо наступает долгосрочный УПАДОК.
В случае же аккумуляционно-диссипационного равновесия эволюция интенсивности несколько
раз реализует схему, которую упрощенно можно представить как
ПОДЪЕМ-ДИССИПАЦИЯ-АККУМУЛЯЦИЯ-ПОДЪЕМ. Причем УПАДОК в данном случае совершенно
не опасен и, по сути, является для системы лишь периодом «отдыха».
Наконец,
рассмотрим вопрос, связанный с влиянием гениальных личностей на эволюцию
художественной жизни. Принято считать, что гений - это не только выдающиеся
достижения, но и влияние на исторический процесс. В нашем случае оба эти
«свойства» достаточно наглядно представлены (правда, в некоторых случаях этот гений
как бы «коллективный»). В Табл. 1 приведены наиболее значимые для интенсивности
композиторы (которым посвящено более 400 строк), а также их суммарный вклад в
общую интенсивность (N),
выраженный в строках (N2) и в процентах (%). Этот суммарный
вклад и является степенью влияния данных композиторов на эволюционный процесс.
Согласно такой модели, наиболее яркий «гений» - этот тот, который сформировался
в условиях «свободной конкуренции», т.е. связан с
периодом ПОДЪЕМА (Например, Й. Гайдн или В.А. Моцарт). «Гений» более
«школьный», формирующийся на основе «искусственного отбора» - связан с периодом
АККУМУЛЯЦИИ (Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И. Брамс). Вряд ли возможен «гений»,
связанный с периодом УПАДКА, скорее всего, это «просто» исключительно
выдающийся автор. И уж совсем невозможен «гений» ДИССИПАЦИОННЫЙ. Таковы наши
соображения (хотя и носящие предварительный характер) по дефиниции гениальности.
|
Таблица 1. Интенсивность
музыкального творчества (Австрия и Германия)
|
|
10- летие
|
Вариант
эволюции
|
N
|
N2
|
%
|
Эволюционные «гении»
(и число посвященных
им строк)
|
|
1580
|
ПОДЪЕМ
|
2131
|
1270
|
59.596
|
Г.
Шютц (1270)
|
|
1590
|
УПАДОК
|
221
|
|
|
|
|
1600
|
АККУМУЛЯЦИЯ
|
228
|
|
|
|
|
1610
|
ПОДЪЕМ
|
421
|
|
|
|
|
1620
|
ПОДЪЕМ
|
631
|
|
|
|
|
1630
|
ДИССИПАЦИЯ
|
433
|
|
|
|
|
1640
|
АККУМУЛЯЦИЯ
|
585
|
|
|
|
|
1650
|
УПАДОК
|
294
|
|
|
|
|
1660
|
ПОДЪЕМ
|
906
|
|
|
|
|
1670
|
УПАДОК
|
475
|
|
|
|
|
1680
|
ПОДЪЕМ
|
7774
|
6817
|
87.690
|
И.С. Бах (3984),
Г.Ф. Гендель
(2833)
|
|
1690
|
ДИССИПАЦИЯ
|
996
|
508
|
51.004
|
И.А.
Хассе (508)
|
|
1700
|
ДИССИПАЦИЯ
|
855
|
|
|
|
|
1710
|
ПОДЪЕМ
|
3290
|
1903
|
57.84
|
К.В. Глюк
(1328),
К.Ф.Э.Бах
(575)
|
|
1720
|
УПАДОК
|
1232
|
|
|
|
|
1730
|
ПОДЪЕМ
|
10657
|
8677
|
81.421
|
Й. Гайдн
(8677)
|
|
1740
|
ДИССИПАЦИЯ
|
2094
|
596
|
28.462
|
Г.Й. Фоглер
(596)
|
|
1750
|
ПОДЪЕМ
|
11192
|
8982
|
80.254
|
В.А. Моцарт
(8982)
|
|
1760
|
ДИССИПАЦИЯ
|
2007
|
|
|
|
|
1770
|
АККУМУЛЯЦИЯ
|
11560
|
9761
|
84.438
|
Л. Бетховен
(9761)
|
|
1780
|
УПАДОК
|
5945
|
3479
|
58.520
|
К.М. Вебер
(3479)
|
|
1790
|
АККУМУЛЯЦИЯ
|
9849
|
7778
|
78.972
|
Ф. Шуберт
(7778)
|
|
1800
|
УПАДОК
|
5724
|
3906
|
68.239
|
Ф. Мендельсон (3906)
|
|
1810
|
ПОДЪЕМ
|
12048
|
9155
|
75.988
|
Р. Шуман
(4955),
Р. Вагнер
(4200)
|
|
1820
|
ДИССИПАЦИЯ
|
3765
|
1568
|
41.647
|
А. Брукнер (910),
И. Штраус (658)
|
|
1830
|
АККУМУЛЯЦИЯ
|
5513
|
3459
|
62.743
|
И. Брамс (3459)
|
|
1840
|
ДИССИПАЦИЯ
|
1404
|
|
|
|
|
1850
|
АККУМУЛЯЦИЯ
|
1619
|
|
|
|
|
1860
|
АККУМУЛЯЦИЯ
|
6293
|
4647
|
73.844
|
Г. Вольф
(2254),
Р. Штраус
(1608), Г. Малер (785)
|
|
1870
|
ДИССИПАЦИЯ
|
4683
|
2516
|
53.726
|
А.Шёнберг (1298),
М. Регер (1218)
|
|
1880
|
ДИССИПАЦИЯ
|
3280
|
929
|
28.323
|
А. Берг
(477), А. Веберн (452)
|
|
1890
|
УПАДОК
|
2622
|
|
23.760
|
П. Хиндемит
(623)
|
Таким
образом, использованнный подход представляется весьма интересным и
перспективным инструментом для исследований в области культуры и искусства. К
его несомненным достоинствам следует отнести способность к целостному,
«синтетическому» охвату широкого спектра проблем, а также высокую степень
точности и конкретности в представлении результата. Разумеется, предложенные
нами решения в рамках этого подхода могут показаться спорными, но существует ли
научный подход, претендующий на установление абсолютной и окончательной
истины?..
Литература:
Иванченко Г., Харуто А.Эволюционная динамика
поэтического творчества (русская поэзия 1800 - 1980) // Творчество в искусстве
- искусство творчества / Ред. Л. Дорфман, К. Мартиндейл, В. Петров, П. Махотка,
Д. Леонтьев, Дж.Купчик.- М.:Наука - Смысл, 2000. С. 485 - 501.
Куличкин П., Толстунова Е., Петров В. Эволюция
интенсивности музыкального творчества: проблема независимости
результатов от использованных источников (http://peter.kulichkin.ru/artic/1999-2004/evolintm) // Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение,
информационная культура. Материалы международной научной конференции. -
Краснодар: Краснодарский гос. университет культуры и искусств, 2002. С. 172 -
173.
Маслов С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее
следствия // Семиотика и информатика, 1983. Вып. 20. С. 3-34
Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. Вып.
1. Пространство и время художественного мира. - М.: Смысл, 2000.
Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития
искусства: методы прогнозирования. - М.: Русский мир, 1996.
Grove
G. Grove's Dictionary of Music and Musicians. Fifth edition / Edited by Eric
Blom. - L.: Macmillan & Co LTD, 1954.
Martindale
C. The Clockwork Muse: The Predictability of Artistic Change. NY: Basic Books,
1990.
Petrov
V.M., Majoul L.A. Pulsation of literary life: Periodical behavior of Russian
poetry and prose in light of the information approach // Rivista di Psicologia
dell'Arte, 2002, vol. XXIII, №13, p. 25-40.
Все права защищены © PETER.KULICHKIN.RU, 2025.