Самоорганизующаяся интенсивность музыкального творчества (Австрия и Германия, XVI-XIX вв.)
Что определяет законы развития искусства? Связано ли оно с окружающей действительностью или движется по «собственным траекториям», не зависящим от каких-либо внешних воздействий? Что в большей степени движет историей искусства: творчество небольшого числа гениальных личностей или «цеховое производство» рядовых художников? Как определить степень гениальности того или иного автора? Эти вопросы уже много лет считаются дискуссионными и, по-видимому, будут считаться таковыми еще достаточно долго.
В настоящей работе мы исследовали так называемую интенсивность художественной жизни. Работы, так или иначе связанные с этим понятием, лежат в русле количественного подхода к эволюции эстетической сферы (см., например, Петров, 2000), который на сегодняшний день достиг весьма значительных успехов в различных областях, например: стиль архитектуры (Маслов, 1983), стиль музыки (Петров, Бояджиева, 1996), стиль поэзии (Иванченко, Харуто, 2000), интенсивность литературной жизни (Petrov & Majoul, 2002). Материалом для нашего исследования стала музыкальная жизнь Австрии и Германии в период, когда эти страны занимали безусловно лидирующие позиции в мировой музыкальной культуре.
На начальном этапе исследования было осуществлено сопоставление различных источников, которые могли бы быть использованы при построении эволюции интересующей нас интенсивности: сравнивались всевозможные музыкальным словари и энциклопедии. Оказалось, что несмотря на различия в объемах, они дают статистически одинаковую иерархию композиторов (Куличкин, Толстунова, Петров, 2002). Поэтому для исследования вполне возможно использовать только один источник в качестве основного, и в качестве такового был выбран наиболее полный - энциклопедия (Grove, 1954).
Затем, в соответствии со сложившейся традицией (см., например, Martindale, 1990), все композиторы, фигурировавшие в энциклопедии, были упорядочены по годам рождения и агрегированы в десятилетние интервалы: родившиеся в 1700-1709 гг., 1710-1719 гг. и т.д. Для каждого такого десятилетнего интервала (которые мы далее будем обозначать как t) было определено количество родившихся в это время композиторов n и полное количество посвященных им в словаре строк N. Последняя величина и есть мера интенсивности музыкального творчества.
Для нашего исследования основной интерес представляет изучение закономерностей «поступательных», связанных с возникновением и исчезновением каждой национальной школы. Поэтому есть смысл рассмотреть взаимосвязи между значением интенсивности музыкальной жизни (N) и количеством родившихся в это время композиторов (n). Здесь нам представляются интересными следующие два соображения:
- Величина интенсивности определяется двумя параметрами - количеством композиторов и количеством уделяемых каждому композитору строк в словаре. Одно и то же значение интенсивности может быть достигнуто при большем или меньшем количестве композиторов. Равнозначны ли эти ситуации для художественной школы? С одной стороны, да: значимость художественной школы одна и та же. С другой стороны, нет: в одном случае данный вид искусства (музыка) довольно популярен в художественной среде, но успехи каждого отдельно взятого композитора могут быть сравнительно невелики, в другом же случае этот вид искусства менее популярен, но каждый из композиторов в среднем более значим, чем в первом случае
- При одних и тех же значениях интенсивность может быть увеличившейся или уменьшившейся (по сравнению со значением в предыдущее десятилетие). Равнозначны ли эти ситуации? С одной стороны, да: общая интенсивность N принимает одинаковые значения в обеих ситуациях. С другой стороны, нет: каждое последующее поколение знает об опыте предыдущего, поэтому в этих двух случаях школа хоть и достигает одинаковых результатов, но условия, в которых он был получен, - совершенно различны. Поэтому:
- Изменения интенсивности художественной жизни необходимо рассматривать в динамике, с учетом того, что каждое последующее поколение композиторов «помнит», что происходило за определенный период до него
- Если количество композиторов характеризует своего рода популярность данного вида искусства, его престижность, возрастание или убывание интереса к нему и т.д., то необходим параметр, характеризующий «качественную» сторону интенсивности, своего рода «среднее мастерство» - внутренний ресурс школы. Этот параметр - удельная значимость q, которая получается делением уровня интенсивности N на количество композиторов n, применительно к пятилетию t:
q(t)=N(t)/n(t)
Теоретически возможны всего шесть вариантов изменения трех указанных параметров: количества родившихся композиторов n, значения интенсивности музыкальной жизни N и удельной значимости q. Проведенный анализ на основе данных о 4511 композиторах, принадлежащих 17 национальным школам, показал, что все эти варианты действительно реализуются, и каждый из них имеет свое содержательное значение:
а) n возрастает, N возрастает, q возрастает. ПОДЪЕМ. Это единственно возможный вариант изменения трех параметров интенсивности при зарождении национальной художественной школы. Данный вид искусства становится престижным и популярным в художественной среде, одновременно с этим увеличивается внутренний ресурс национальной школы, растет мастерство. Значит, потенциал национальной школы, как правило, достаточно велик.
б) n убывает, N убывает, q убывает. УПАДОК. Когда такой вариант изменения параметров интенсивности наблюдается достаточно долго, то, скорее всего, потенциал национальной школы исчерпан. Если в этом случае не находится какого-либо источника для ее развития (внешнего или внутреннего), национальная школа исчезает.
в) n убывает, N возрастает, q возрастает. АККУМУЛЯЦИЯ. Интенсивность возрастает за счет того, что школа, отказываясь от «тиражирования» композиторов, работает на повышение собственного потенциала (сохранение и увеличение мастерства). Популярность падает, вид искусства становится как бы «делом избранных», но почва, подготовленная национальной школой в период «аккумуляции», делает возможным еще один ПОДЪЕМ (первый, как правило, уже был до этого периода).
г) n возрастает, N убывает, q убывает. ДИССИПАЦИЯ. После чрезвычайно высоких достижений национальной школы быстро растет популярность данного вида искусства, в том числе и за счет расхода ее собственного потенциала.
д) n возрастает, N возрастает, q убывает. РОСТ ЗА СЧЕТ ВНЕШНИХ ПРИЧИН. Собственный потенциал национальной школы снижается, однако общая ее значимость увеличивается. Это может быть связано только с влиянием других школ или видов искусства.
е) n убывает, N убывает, q возрастает. РАЗРУШЕНИЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ВНЕШНИХ ПРИЧИН. Внутренний ресурс школы увеличивается, однако ее значимость и престижность снижается. Следовательно, какая-то внешняя причина (политическая, религиозная, процессы в других видах искусства и т.д.) мешает школе развиваться.
Чем же таким особенным отличается эволюция трех параметров интенсивности в музыкальном творчестве Австрии и Германии? Дело в том, что на протяжении целых 300 (!) лет в этой школе ни разу не осуществлялись варианты эволюции, связанные с внешними причинами! Более трехсот лет, с 1580 по 1890 гг. (здесь и далее имеются в виду годы рождения композиторов) интенсивность музыкального творчества в Австрии и Германии фактически была устойчивой самоорганизующейся системой (см. Табл. 1). Основой для устойчивой самоорганизации является равновесие между фазами ДИССИПАЦИИ и АККУМУЛЯЦИИ. В противном случае, если преобладают диссипационные процессы, национальная школа быстро утрачивает мастерство; если же преобладают процессы аккумуляционные, популярность данного вида искусства неуклонно падает, и интенсивность либо начинает изменяться ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ВНЕШНИХ ПРИЧИН, либо наступает долгосрочный УПАДОК. В случае же аккумуляционно-диссипационного равновесия эволюция интенсивности несколько раз реализует схему, которую упрощенно можно представить как ПОДЪЕМ-ДИССИПАЦИЯ-АККУМУЛЯЦИЯ-ПОДЪЕМ. Причем УПАДОК в данном случае совершенно не опасен и, по сути, является для системы лишь периодом «отдыха».
Наконец, рассмотрим вопрос, связанный с влиянием гениальных личностей на эволюцию художественной жизни. Принято считать, что гений - это не только выдающиеся достижения, но и влияние на исторический процесс. В нашем случае оба эти «свойства» достаточно наглядно представлены (правда, в некоторых случаях этот гений как бы «коллективный»). В Табл. 1 приведены наиболее значимые для интенсивности композиторы (которым посвящено более 400 строк), а также их суммарный вклад в общую интенсивность (N), выраженный в строках (N2) и в процентах (%). Этот суммарный вклад и является степенью влияния данных композиторов на эволюционный процесс. Согласно такой модели, наиболее яркий «гений» - этот тот, который сформировался в условиях «свободной конкуренции», т.е. связан с периодом ПОДЪЕМА (Например, Й. Гайдн или В.А. Моцарт). «Гений» более «школьный», формирующийся на основе «искусственного отбора» - связан с периодом АККУМУЛЯЦИИ (Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И. Брамс). Вряд ли возможен «гений», связанный с периодом УПАДКА, скорее всего, это «просто» исключительно выдающийся автор. И уж совсем невозможен «гений» ДИССИПАЦИОННЫЙ. Таковы наши соображения (хотя и носящие предварительный характер) по дефиниции гениальности.
Таблица 1. Интенсивность музыкального творчества (Австрия и Германия)
|
|||||
10- летие |
Вариант эволюции |
N |
N2 |
% |
Эволюционные «гении» (и число посвященных им строк) |
1580 |
ПОДЪЕМ |
2131 |
1270 |
59.596 |
Г. Шютц (1270) |
1590 |
УПАДОК |
221 |
|
|
|
1600 |
АККУМУЛЯЦИЯ |
228 |
|
|
|
1610 |
ПОДЪЕМ |
421 |
|
|
|
1620 |
ПОДЪЕМ |
631 |
|
|
|
1630 |
ДИССИПАЦИЯ |
433 |
|
|
|
1640 |
АККУМУЛЯЦИЯ |
585 |
|
|
|
1650 |
УПАДОК |
294 |
|
|
|
1660 |
ПОДЪЕМ |
906 |
|
|
|
1670 |
УПАДОК |
475 |
|
|
|
1680 |
ПОДЪЕМ |
7774 |
6817 |
87.690 |
И.С. Бах (3984), Г.Ф. Гендель (2833) |
1690 |
ДИССИПАЦИЯ |
996 |
508 |
51.004 |
И.А. Хассе (508) |
1700 |
ДИССИПАЦИЯ |
855 |
|
|
|
1710 |
ПОДЪЕМ |
3290 |
1903 |
57.84 |
К.В. Глюк (1328), К.Ф.Э.Бах (575) |
1720 |
УПАДОК |
1232 |
|
|
|
1730 |
ПОДЪЕМ |
10657 |
8677 |
81.421 |
Й. Гайдн (8677) |
1740 |
ДИССИПАЦИЯ |
2094 |
596 |
28.462 |
Г.Й. Фоглер (596) |
1750 |
ПОДЪЕМ |
11192 |
8982 |
80.254 |
В.А. Моцарт (8982) |
1760 |
ДИССИПАЦИЯ |
2007 |
|
|
|
1770 |
АККУМУЛЯЦИЯ |
11560 |
9761 |
84.438 |
Л. Бетховен (9761) |
1780 |
УПАДОК |
5945 |
3479 |
58.520 |
К.М. Вебер (3479) |
1790 |
АККУМУЛЯЦИЯ |
9849 |
7778 |
78.972 |
Ф. Шуберт (7778) |
1800 |
УПАДОК |
5724 |
3906 |
68.239 |
Ф. Мендельсон (3906) |
1810 |
ПОДЪЕМ |
12048 |
9155 |
75.988 |
Р. Шуман (4955), Р. Вагнер (4200) |
1820 |
ДИССИПАЦИЯ |
3765 |
1568 |
41.647 |
А. Брукнер (910), И. Штраус (658) |
1830 |
АККУМУЛЯЦИЯ |
5513 |
3459 |
62.743 |
И. Брамс (3459) |
1840 |
ДИССИПАЦИЯ |
1404 |
|
|
|
1850 |
АККУМУЛЯЦИЯ |
1619 |
|
|
|
1860 |
АККУМУЛЯЦИЯ |
6293 |
4647 |
73.844 |
Г. Вольф (2254), Р. Штраус (1608), Г. Малер (785) |
1870 |
ДИССИПАЦИЯ |
4683 |
2516 |
53.726 |
А.Шёнберг (1298), М. Регер (1218) |
1880 |
ДИССИПАЦИЯ |
3280 |
929 |
28.323 |
А. Берг (477), А. Веберн (452) |
1890 |
УПАДОК |
2622 |
|
23.760 |
П. Хиндемит (623) |
Таким образом, использованнный подход представляется весьма интересным и перспективным инструментом для исследований в области культуры и искусства. К его несомненным достоинствам следует отнести способность к целостному, «синтетическому» охвату широкого спектра проблем, а также высокую степень точности и конкретности в представлении результата. Разумеется, предложенные нами решения в рамках этого подхода могут показаться спорными, но существует ли научный подход, претендующий на установление абсолютной и окончательной истины?..
Литература:
Иванченко Г., Харуто А.Эволюционная динамика поэтического творчества (русская поэзия 1800 - 1980) // Творчество в искусстве - искусство творчества / Ред. Л. Дорфман, К. Мартиндейл, В. Петров, П. Махотка, Д. Леонтьев, Дж.Купчик.- М.:Наука - Смысл, 2000. С. 485 - 501.
Куличкин П., Толстунова Е., Петров В. Эволюция интенсивности музыкального творчества: проблема независимости результатов от использованных источников // Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура. Материалы международной научной конференции. - Краснодар: Краснодарский гос. университет культуры и искусств, 2002. С. 172 - 173.
Маслов С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия // Семиотика и информатика, 1983. Вып. 20. С. 3-34
Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. Вып. 1. Пространство и время художественного мира. - М.: Смысл, 2000.
Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. - М.: Русский мир, 1996.
Grove G. Grove's Dictionary of Music and Musicians. Fifth edition / Edited by Eric Blom. - L.: Macmillan & Co LTD, 1954.
Martindale C. The Clockwork Muse: The Predictability of Artistic Change. NY: Basic Books, 1990.
Petrov V.M., Majoul L.A. Pulsation of literary life: Periodical behavior of Russian poetry and prose in light of the information approach // Rivista di Psicologia dell'Arte, 2002, vol. XXIII, №13, p. 25-40.