Интегральная интенсивность художественной жизни: проблема математической корректности измерений
В количественных исследованиях, посвященных эволюции художественной жизни в различных видах искусства, хорошо зарекомендовал себя такой индикатор, как интенсивность. Динамика изменений интенсивности изучалась ранее на основе данных о 307 русских поэтах, 480 русских прозаиках, 4511 русских, западноевропейских и американских композиторах, 623 русских и западноевропейских живописцах. Использованные подходы позволили получить убедительные результаты при исследовании:
- периодических закономерностей художественной жизни [6];
- «поступательных» процессов, связанных с возникновением, развитием или упадком тех или иных национальных школ [3];
- возможностей сравнения художественных достижений той или иной национальной школы [1];
- влияния гениальных личностей на эволюцию художественной жизни [4].
В соответствии со сложившейся традицией (см., например, [5]) считалось, что значимость того или иного автора для художественной жизни характеризуется размером посвященной ему статьи в словаре (энциклопедии). Затем авторы упорядочивались по годам рождения и агрегировались в десятилетние интервалы: родившиеся в 1500-1509 гг., 1510-1519 гг. и т.д. Для каждого такого десятилетнего интервала было определено количество родившихся в это время авторов и полное количество посвященных им в словаре строк. Последняя величина и есть мера интенсивности художественной жизни.
Применительно к каждому отдельно взятому виду искусства ранее было установлено, что степень значимости в таком понимании практически не зависит от субъективизма составителей словаря. А именно, значения коэффициентов ранговой корреляции Спирмена между соответствующими иерархиями значимости оказались статистически существенными на уровне лучше 99% [6], [2].
Однако при попытках объединения ветвей художественной жизни, или, иными словами, измерения интенсивности «интегральной» культуры, возникают трудности. Словари, посвященные различным видам искусства, имеют различия в объемах, годах издания и, что самое существенное, могут быть «скомпонованы» исходя из различных соображений. Так, например, один словарь «энциклопедического» типа может быть составлен исходя из соображений исчерпывающей полноты информации о каждом включенном в него авторе. А словарь «антологического» типа, - напротив, может преследовать цель наиболее широкого охвата авторов, и при этом наиболее значимые авторы не будут отличаться от наименее значимых столь же существенно, как и в первом случае. Иными словами, когда мы имеем иметь дело с принципиально различными распределениями. В этом случае процедура сложения интенсивностей с использованием нормирующих множителей оказывается некорректной.
В настоящей работе предлагается метод аппроксимации распределения одного из словарей распределением другого словаря. Проведенная верификация метода показывает, что кривые интенсивности, построенные с использованием такой аппроксимации, практически идентичны кривым, построенным по «реальным» данным. Предварительные результаты по измерению «интегральной» интенсивности, полученные в настоящем исследовании, хорошо согласуются как с теоретическими представлениями, так и с результатами, полученными ранее.
[1] Куличкин П.А. Эволюция художественной жизни (музыка России, Западной Европы, Америки XVIII-XX вв.). К проблеме сравнительного анализа национальных школ. // Культурологические записки. - Вып. 10. - М.: Гос. институт искусствознания, 2005. - С. 229-244.
[2] Куличкин П.А., Толстунова Е.С., Петров В.М. Эволюция интенсивности музыкального творчества: проблема независимости результатов от использованных источников // Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура. - Краснодар: Краснодарский гос. университет культуры и искусств, 2002. - С. 172-173.
[3] Kulichkin P.A. Evolution of Artistic Life: Russian Literature and Russian Music in the XIXth century (Quantitative Approach) // Art and Science - Proceedings of the XVIII Congress of the International Assotiation of Empirical Aesthetics. - Lisbon: Calouste Gulbenkian Foundation, 2004. - P. 112-115.
[4] Kulichkin P.A. "Evolutionary Genius" and the Intensity of Artistic Life: Italian, French, Austrian and German Music in the XVI-XIXth centuries (Quantitative Approach) // Proceedings International Congress on Aesthetics, Creativity, and Psychology of the Arts. - Perm: Administration of Perm Region, Perm State Institute of Art and Culture; Moscow: Smysl, 2005. - P. 219-221.
[5] Martindale C. The Clockwork Muse: The Predictability of Artistic Change. - NY: Basic Books, 1990. - 411 p.