Интегральная интенсивность художественной жизни и социально-психологический климат России XVIII-XX вв.: взаимосвязи и взаимовлияния. К постановке проблемы
Спектр проблем взаимодействия искусства и «политического климата» всегда вызывает определенный интерес и является более чем обширным. Настоящее исследование ни в коей мере не претендует на исчерпывающее решение проблем такого рода, его цель - наметить пути количественного описания указанных взаимодействий. Данная работа концентрируется вокруг описания преимущественно двух задач:
- Исследование ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ - количественного параметра, характеризующего чередование периодов расцвета и упадка художественной культуры той или иной страны;
- Влияние социально-политического климата на ИНТЕГРАЛЬНУЮ ИНТЕНСИВНОСТЬ.
Интенсивность художественной жизни исследовалась ранее применительно лишь к отдельно взятым видам искусства: литературе (поэзии и прозе), музыке и живописи (Petrov & Majoul, 2002; Куличкин и Толстунова, 2004). Роль социально-политического климата рассматривалась практически только в рамках изучения СТИЛЕВОЙ эволюции (например, Маслов, 1983; Петров и Бояджиева, 1996).
В соответствии со сложившейся традицией (см., например, Martindale, 1990) мы считали, что значимость того или иного автора для художественной жизни характеризуется размером посвященной ему статьи в словаре (энциклопедии). При этом было установлено, что степень значимости в таком понимании практически не зависит от субъективизма составителей словаря (Petrov & Majoul, 2002; Куличкин, Толстунова, Петров, 2002). Взятые из этих словарей авторы были упорядочены по годам рождения и агрегированы в десятилетние интервалы: 1750-1759, 1760-1769 и т.д. Для каждого десятилетнего интервала (в дальнейшем обозначенном: t) были определены: количество родившихся авторов n, количество отведенных им в соответствующем словаре строк N (мера интенсивности художественной жизни) и удельная значимость q (средняя значимость автора за десятилетие t, q=N/n). В итоге были собраны данные о 149 композиторах, 299 живописцах, 307 поэтах и 480 прозаиках (см. Petrov & Majoul, 2002; Куличкин, 2004).
Ранее было показано:
- Интенсивности художественной жизни N свойственна циклическая изменчивость, связанная с чередованием периодов доминирования «аналитического» и «синтетического» стиля, колебаниями в социально-психологическом климате общества, историческими процессами и др. (Петров, 2004);
- Имеет место долговременный холмообразный тренд, который обусловлен технической процедурой составления словаря: интерес к искусству более отдаленных эпох обычно слабее, чем к искусству эпох более близких; неясны оценки современного искусства, которое будет окончательно осмыслено уже после составления энциклопедии (Petrov & Majoul, 2002);
- Для каждого десятилетия t реализуется один из шести эволюционных вариантов изменения трех параметров интенсивности (Куличкин, 2004): ПОДЪЕМ (все три параметра возрастают), УПАДОК (все три параметра убывают), ДИССИПАЦИЯ (n возрастает, N и q убывают), АККУМУЛЯЦИЯ (n убывает, N и q возрастают), РОСТ ЗА СЧЕТ ВНЕШНИХ ПРИЧИН (далее - РЗВП; n и N возрастают, q убывает), РАЗРУШЕНИЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ВНЕШНИХ ПРИЧИН (далее - РПВВП; n и N убывают, q возрастает).
Таким образом, мы можем построить по три графика для каждого из исследовавшихся видов искусств (музыки, живописи, поэзии и прозы), где по горизонтали будут откладываться десятилетние интервалы t, а по вертикали - параметры интенсивности n, N и q. В то же время, объединение графиков такого рода по всем видам искусства представляет задачу, связанную с большими техническими трудностями. Во-первых, данные по каждому виду искусства получены из источников различного объема, составленных по различным принципам, и для объединения необходима процедура масштабирования. Во-вторых, долговременный холмообразный тренд может иметь различные параметры применительно к различным видам искусства, и его влияние необходимо перед объединением «нейтрализовать».
Наиболее простое решение, преодолевающее указанные трудности, заключается в следующем. Интегральную интенсивность можно описывать не с помощью параметров n, N и q, а в терминах шести эволюционных вариантов интенсивности. Тогда:
а) Процедура масштабирования не нужна, т.к. эволюционные варианты никак не связаны с абсолютными величинами параметров интенсивности;
б) Влияние холмообразного тренда исключается, т.к. на масштабе соседних десятилетий этим влиянием можно пренебречь.
T |
Литература |
Музыка |
Живопись |
Интегральная интенсивность |
1750-59 |
ДИССИПАЦИЯ |
РПВВП |
РЗВП |
ДИССИПАЦИЯ |
1760-69 |
ПОДЪЕМ |
ДИССИПАЦИЯ |
УПАДОК |
ДИССИПАЦИЯ |
1770-79 |
УПАДОК |
УПАДОК |
ПОДЪЕМ |
УПАДОК |
1780-89 |
ПОДЪЕМ |
ПОДЪЕМ/ АККУМУЛЯЦИЯ |
УПАДОК/ ДИССИПАЦИЯ |
ПОДЪЕМ |
1790-99 |
ПОДЪЕМ |
ПОДЪЕМ |
РПВВП |
ПОДЪЕМ* |
1800-09 |
ДИССИПАЦИЯ |
ПОДЪЕМ/ АККУМУЛЯЦИЯ |
ДИССИПАЦИЯ |
ДИССИПАЦИЯ* |
1810-19 |
АККУМУЛЯЦИЯ |
УПАДОК/ ДИССИПАЦИЯ |
ПОДЪЕМ |
ПОДЪЕМ/ АККУМУЛЯЦИЯ |
1820-29 |
РЗВП |
РЗВП |
УПАДОК |
РЗВП* |
1830-39 |
УПАДОК |
ПОДЪЕМ |
ПОДЪЕМ |
ПОДЪЕМ |
1840-49 |
УПАДОК |
ПОДЪЕМ |
РПВВП |
РПВВП |
1850-59 |
РЗВП |
ДИССИПАЦИЯ |
ДИССИПАЦИЯ |
ДИССИПАЦИЯ* |
1860-69 |
ПОДЪЕМ |
ДИССИПАЦИЯ |
ПОДЪЕМ/ АККУМУЛЯЦИЯ |
ПОДЪЕМ* |
1870-79 |
РЗВП |
АККУМУЛЯЦИЯ |
ПОДЪЕМ |
ПОДЪЕМ* |
1880-89 |
РЗВП |
ПОДЪЕМ |
РЗВП |
РЗВП* |
1890-99 |
ПОДЪЕМ |
УПАДОК/ ДССИПАЦИЯ |
УПАДОК |
УПАДОК/ ДИССИПАЦИЯ |
Табл. 1. Интегральная интенсивность художественной жизни в России, XVIII-XX вв.
Эволюция интегральной интенсивности по трем видам искусства (литературе, музыке и живописи) приведена в Табл. 1. В восьми десятилетиях из пятнадцати имеет место «компенсация»: в двух из трех видов искусства осуществляются противоположные эволюционные варианты. В этом случае вариант, относящийся к третьему виду искусства, по всей видимости, совпадает с вариантом, описывающим эволюцию интегральной интенсивности. Применительно к оставшимся семи десятилетиям ситуация оказывается более сложной. Вариант, описывающий интегральную интенсивность, может быть установлен приблизительно, с учетом реальных значений параметров n, N и q (такие варианты отмечены *).
Единственное, что можно достоверно указать во всех пятнадцати случаях - это убывание или возрастание интегральной интенсивности. Сопоставление этого фактора с колебаниями в стиле «социально-политического климата» в первом, предварительном приближении показывает, что периоды возрастания интегральной интенсивности соответствуют периодам правополушарного, «синтетического» доминирования в социально-политическом климате, что хорошо согласуется с ранее полученными результатами (Martindale, 1990).
Литература:
Куличкин П.А., Толстунова Е.С. Информационное пространство художественной жизни России XVIII-XX вв. (к проблеме внешних и внутренних источников развития музыки, живописи и литературы) // Единое информационное пространство России: федеральный и региональный компоненты. Материалы международной научной конференции. - Краснодар: Краснодарский гос. университет культуры и искусств, 2004. - С. 283-288.
Куличкин П.А., Толстунова Е.С., Петров В.М. Эволюция интенсивности музыкального творчества: проблема независимости результатов от использованных источников // Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура. Материалы международной научной конференции. - Краснодар: Краснодарский гос. университет культуры и искусств, 2002. - С. 172 - 173.
Маслов С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия // Семиотика и информатика (сборник научных статей), вып. 20. М.: ВИНИТИ, 1983. - с. 3-34.
Петров В.М. Количественные методы в искусствознании: Учебное пособие для высшей школы. - М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004.
Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. - М.: Русский мир, 1996.
Kulichkin P. Evolution of artistic life: Russian literature and Russian music in the XIXth century (quantitative approach) // Art and Science - Proceedings of the XVIII Congress of the International Association of Empirical Aesthetics / Edited by J.P. Frois, P. Andrade & J.F. Marques . - Lisbon: Calouste Gulbenkian Foundation, 2004. - P. 112-115.
Martindale C. The Clockwork Muse: The Predictability of Artistic Change. NY: Basic Books, 1990.
Petrov V.M., Majoul L.A. Pulsation of literary life: Periodical behavior of Russian poetry and prose in light of the information approach // Rivista di Psicologia dell'Arte, vol. XXIII, №13, 2002. - p. 25-40.