о музыке:
- П. Куличкин. Концертино для симфонического оркестра
- Теодор Курентзис в Перми, или несколько слов о том, как правильно жарить курицу
- Концерты современной музыки
- «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Несколько слов о музыкальной драматургии оперного спектакля
- Комментарии к «Советам и жизненным правилам музыкантов» Роберта Шумана
- Заупокойный концерт пермских композиторов
- Как правильно играть Шопена?
- Музыкальная прогулка в трех соснах (В.А. Моцарт. «Волшебная флейта»)
- Теория музыки для начинающих. Музыкальный строй
- Теория музыки для начинающих. Учим ноты
- Классика для рок-музыкантов
- «Виновата ли я?» и... сектанты!
- Набор нот на компьютере. Введение в Лилипонд (LilyPond)
- "Под чёрным флагом. Морские истории" (фрагменты)
- НиЗаЧот. Я начинаю ставить двойки
- Симфонические танцы Рахманинова - 3-я часть
- Пермь. Концерт Ильи Гофмана (альт) и Юлии Смирновой (фортепиано)
- Николай Голованов и владимирские рожки
- Рахманиновский аккорд
- Сольфеджио: самостоятельная работа
- К дню рождения Д.Д. Шостаковича
- Сольфеджио. К дню рождения Анатолия Петровича Куличкина
- «Записки ханыги». ПРЕМЬЕРА!!!
- Музыка на стихи Д. Хармса...
о литературе:
- Литература и беллетристика XX века: зачем был нужен твердый знак?
- И.В. Гёте: "Следовательно, выпьем!.."
- Фамилии у Булгакова
- Татьяна Ануфриева. Стихи
- Нецензурные выражения в блогах
- 26 правил русского языка
- Артём Кочарян. Поэт и программист
- Леонид Каганов. Баллада о попиле бабла
- О Томе Сойере
- Поэтический драйв Александра Косарева: арко или пиццикато?
- Поэт кирпичных небоскребов. Стихи Ольги Шестаковой
- Л. Толстой. «Два гусара»
- Л. Толстой. «Казаки»
- Сергей Ларин. Новое поколение отбирают
- Вадим Шефнер. «Совет историку»
- Михаил Булгаков. «Собачье сердце»
- Что такое художественный блог...
- Дневник Даниила Хармса
о кино:
- Кинуха высокой душевности (Про «Царя» П. Лунгина)
- Фрося Бурлакова и 1937-й год
- Вахтанг Кикабидзе: что достоверно?..
- Сталкер по Никите Михалкову
- Служебный роман Э. Рязанова — актерский этюд
- Служебный роман Эльдара Рязанова
- Звездные войны: форма цикла...
- Звездные войны: русское кино?..
о театре:
- Моцарт и Сальери. Зимняя сказка
- Набоков - Чайковский - Шопен - скрипка - рояль - Он - Она - ...- ?
- Пермская опера: "Орфей" Монтеверди
- Пермский ТЮЗ: премьера. Михай Себастиан. Безымянная звезда
фотографии:
- Город осени и православного декаданса
- Анабазис Ек-Бург-НТагил-Невьянск
- Анатолий Зернин. Концерт «В руинах долгостроя»
- Елена Овчинникова. Пущино — Бостон — Сан-Франциско
- Кенигсберг год спустя (фотографии от vladimir and irina)
- Антон Коргатов. Первый день лагеря «Вертоград»
- Марфа Скубенко: "Самое дурацкое что могла найти на просторах интернета"
- Египет и прочее (фотографии от vladimir and irina)
- Куда заканчивается Кама или Пермский Энергетический Шлюз (полный отчет)
- Анатолий Маринин — оперный солист, скрипач и фотограф
- Илья Боронников — фотографии
- Москва. Белорусский вокзал в июле: окрестности
- Москва — город контрастов
- Фотографии из музея-квартиры Е.Ф. Гнесиной
регентам:
- В помощь регенту мужского хора
- Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна
- Форум по музыкально-церковному искусству
- «Воскресение Христово видевше...», глас 7
- О тенорах, квартах и квинтах, а также о смешанном и однородном церковном хоре
- Церковная музыка: регент что-то слышит, певчие почти ничего не могут: что делать?...
- Церковная музыка: мажор или минор?..
- Специфика церковной музыки...
о недвижимости:
- Блог риэлтора. Как рекламировать услуги в сфере недвижимости
- Квартиры в Москве и Московской области (Подмосковье)
- Ипотека: каждый решает сам
- Недвижимость на вторичном рынке
- Агентство недвижимости «Квартирный вопрос» (г. Москва)
обо мне:
- Провал как успех или 2-я ДМШ 25 лет спустя
- Автобиография
- Что я думаю о копирайте
- Содержимое моего бумажника
- Как я познакомился с Робертом Габитовым
- Рок-музыка и авторская песня
- Моим будущим биографам
- Сантехническая притча-2
- О верхних и нижних. Сантехническая притча
- Во саду ли в огороде...
- Затронет ли кризис Россию?..
- Октябрьское утро
- П. Куличкин (то есть я). Осенняя графоманистическая поэма
- Москва. День города
- Мой новый имидж
- Мое местожительство в г. Пущино
- Мой рабочий кабинет и спальня
- Кухня и ванна у меня дома
- Мое рабочее место
- Что находится у меня в рюкзаке
- Фотография от 11 июля...
- Сегодня у меня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!
- Мой Рабочий Стол
- Автоцитата
о жизни вообще:
- Заметки о нас
- От субботы до понедельника
- Баку. Терминал Европа-Азия
- Образование, характер и ретроспектива судьбы
- Искусство борща
- Как пиарить форум?..
- Хамство студентов
- Как восстановить промышленность в России?..
- Как жить дальше?
- Пермь. Комментарии к Алексею Иванову
- Пермский Колизей
- Еда профессионалов
- Школа №112
- Веб-такса Пампа
- Асфальтовый ёж
- Телевизор А.Скрябина
- Свинья в 466-й маршрутке
- Союз политики, бизнеса и искусства
Куличкин Блог
А это http://petya.blogik.org мой другой блог
03.07.2008 12:35
Читать только Музыка на стихи Д. Хармса...
Музыка на стихи Д. Хармса...
Музыка на стихи Даниила Хармса. Кое-какие мысли...
Если писать музыку на стихи Хармса — то любой композитор так или иначе столкнется со следующими проблемами (возможно, многое из этого касается не только Хармса).
Главный враг композитора - буквальная иллюстративность. Если композитор попал в такую ловушку — его сочинение становится «одноразовым», второй раз слушать такую музыку не хочется.
В иллюстративность легко впадают как прожженые авангардисты, так и мнимые хранители традиций, признающие за музыку только трезвучия и доминантсептаккорд. О диссидентах от музыки, видящих в довоенной отечественной литературе лишь цифры «1937» — я даже и не говорю.
Другая проблема в том, что Даниил Хармс был ОЧЕНЬ музыкальным человеком. Более того: он не только играл на валторне и фисгармонии, но и очень оригинально мыслил (я имею в виду, скажем, довольно известный его анализ ля-минорной мазурки Шопена). В его сочинениях (пожалуй, не только поэтических, но и прозаических) есть определенные аналогии с музыкальными формами. И в этом месте опять есть опасность впасть в буквализм! Хотя она, конечно, "предназначена" для более квалифицированных композиторов. А самое главное, что аналогии с музыкальными формами — это НЕ БОЛЕЕ чем аналогии. Сам Хармс — не буквалист-иллюстратор, и его стихи, на мой взгляд, полностью соответствуют законам поэзии (хотя я, конечно, не специалист в области поэтических форм).
И наконец, как интеллектуал-энциклопедист Хармс почти уникален (по крайней мере, среди поэтов). Его кругозор настолько широк, что далеко не каждый искусствовед (и уж тем более композитор) способен представить себе хотя бы масштабы этого кругозора. Кто не верит — пусть попробует (на свой страх и риск, естественно) осмыслить, что такое «Поднятие числа», или выяснить, куда подевалась бутылка из-под спиртуоза вместе с Николаем Ивановичем Серпуховым.
Не вполне помню, но, кажется, поэт Введенский выразился в том духе, что «нельзя сказать, что Хармс создает искусство. Он сам есть искусство». Акцентировать в музыке ту или иную деталь из бесконечного хармсовского паноптикума просто бессмысленно. Это то же самое, что заставить первых скрипок в 40-й симфонии Моцарта все время играть фортиссимо только потому, что в самом начале они они играют всем известную тему.
Задача настоящего композитора — создать подлинно МУЗЫКАЛЬНУЮ форму, которая не противоречила бы искусству Даниила Хармса в целом, органично вписалась в его «симфонию»... Это требует большой свободы, умения выражаться на языке Хармса, и, в первую очередь, твердого знания орфографии, пунктуации, синтаксиса, грамматики и других правил языка... музыки!