Куличкин Блог

А это http://petya.blogik.org мой другой блог


13.08.2009 13:31
Читать только Классика для рок-музыкантов


Классика для рок-музыкантов

погладь кота!..

Творческие кризисы бывают у всех. Рок-муыканты — не исключение. В вокальных и инструментальных композициях (особенно в инструментальных) подчас накпливаются штампы, альбомы начинают походить друг на друга, изобретать становится все труднее, а выпивка и травка перестают помогать (даже тем, кто ошибочно полагает, что без подобных «стимуляторов» вдохновение невозможно). Некоторые коллективы догадываются, что надо бы не только вариться в собственном соку, но и послушать своих более или менее именитых коллег. Инода это помогает, но обычно эффект от таких прослушиваний не намного эффективнее припарок для настоящего покойника. Почему? Да хотя бы просто потому, что применить наработки других команд почти невозможно. Виртуозность каждого рок-коллектива глубоко индивидуальна, чего не скажешь, например, о классических пианистах, которых учат быть универсальными и исполнять любой репертуар.

Тем не менее, из творческого кризиса для каждой рок-группы есть легкий выход. Нужно познакомиться с сочинениями в области классики или, как еще говорят, с академической музыкой. Единственная трудность здесь в том, что классическая музыка — это безбрежный океан, который невозможно исследовать во всей полноте. А если уж у вас случился кризис, выход надо найти быстро, пока команда не распалась. То есть, для путешествия по классическому саунд-океану необходима четкая и быстрая навигация. Поэтому, собственно, я и пишу сейчас то, что пишу.

Итак.

Любая рок-группа очень похожа на симфонический оркестр. Я имею в виду то, что она похожа функционально. Те или иные музыкальные задачи решаются в оркестрах и рок-группах разными инструментами, но одним и тем же способом.

Соло-гитара аналогична быстрым инструментам, которые играют либо в темпе основной мелодии, либо еще быстрее, добавляя к основной мелодии виртуозные украшения. Эти инструменты в окестре — скрипки, флейты, иногда кларнет, иногда фортепиано, иногда ксилофон, иногда... Впрочем, их довольно много, однако основную мелодию или виртуозные украшения (которые, кстати, могут быть разновидностью аккомпанемента) всегда хорошо слышно.

Бас-гитара — это бас. Здесь все понятно. Контрабасы, фаготы, туба, иногда виолончели и т.д. Басовый голос слышать труднее, чем основную мелодию, но научиться этому жизненно необходимо для каждого музыканта. Впрочем, даже малейшие успехи в слышании басового голоса вознаграждаются просто фантастически.

Пока необходимо прерваться.
Продолжу позже


Продолжаю...
19.40

 

 

 

 

Теперь о ритм-гитаре. Основу «скелета» музыкального произведения почти всегда составляет четырехголосие. Все, что нечетырехголосно, — это либо дублировки имеющихся четырех голосов, либо редко встречающиеся исключения. В случае четырехголосия верхний голос это мелодия, а нижний бас. А между ними — два средних голоса, которые, собственно, и делают музыку многоголосной. В оркестре эти голоса приходятся на различные группы инструментов. Например, если первые скрипки играют мелодию, виолончели с контрабасами бас, то средние голоса играют вторые скрипки с альтами. Если мелодию играют флейты, бас играет фагот, то гобои с кларнетами могут оказаться в средних голосах. Но в оркестре может быть еще множество других вариантов, тип: гобой играет мелодию, а средние голоса — два кларнета, мелодию играют вторые скрипки, альты и виолончели — средние голоса, контрабасы играют бас, а первые скрипки играют мелодию, но на октаву выше вторых скрипок. Более того, мелодия может быть, допустим, у двух фаготов где-нибудь внизу, а средние голоса будут играть вверху и первые, и вторые скрипки, и альты, и виолончели. А в рок-группе средние голоса почти во всех случаях достанутся ритм-гитаре.

Теперь о гитарах вообще. Три гитары в рок-группе функционально аналогичны четырем инструментам струнного квартета: гитара-соло = I скрипка, ритм-гитара = II скрипка + альт, бас-гитара = виолончель. Но в струнном квартете инструментов четыре, а гитар всего три. И если по части подвижности соло-гитара приближается к скрипке, то ритм-гитара далеко отстает от вместе взятых скрипки  альтом. Если к трем гитарам добавить четвертую — это уже будет перегруз (т.к. гитара инструмент аккордовый, в отличие от скрипки или альта). А на деле ритм-гитара может, конечно, играть два голоса, но в самых простых формах. Допустим, при условии, что у этих голосов будет одинаковый ритм. В итоге получается, что у ансамбля из трех гитар (соло + ритм + бас) есть следующий органический дефект. Если три гитары будут играть четыре голоса, то звучание, скорее всего, будет ритмически однообразным. А если будет ритмическое разнообразие — не будет полноценного четырехголосия. Такая же трудность возникает и у обычных, классических композиторов, когда они собираются писать струнное трио. Поэтому написано довольно много хороших квартетов (скрипка + скрипка + альт + виолончель) и очень мало хороших струнных трио (скрипка + альт + виолончель). В общем, рок-музыканты предпочли не отказываться от четырехголосия, ибо не играть на гитаре аккордами — полный маразм. Но в этом случае необходима серьезная компенсация ритмической однообразности гитарного ансамбля. Поэтому в любой рок-группе есть...

Ударная установка. Она ответственна почти за весь ритм рок-композиции, подобно тому, как ритм-гитара тащит на своих хрупких плечах два средних голоса. В симфоническом оркестре нет и не может быть инструмента, который выполнял бы подобную задачу, т.к. в оркестре инструменты достаточно гибки и универсальны. В одни моменты «аналогом» ударной установки могут быть литавры, в другой момент — фортепиано или даже струнные инструменты. Ударный эффект может возникнуть даже просто от отрывистой игры многих инструментов в той или иной группе. Образно говоря, ударная установка как бы «размазана» по различным инструментам симфонического оркестра. То, что в рок-группе делает один ударник, в оркестре разные инструменты делают по очереди, в зависимости от ситуации. Однако делают, и такие ритмы тоже необходимо слышать.

Что будет, если включить «примочку» («дисторшен»)? В этом случае электрогитары станут функционально равны тяжелой меди в симфоническом оркестре. Тяжелая медь — это трубы, тромбоны и туба. Звучат они очень громко и ярко, «пробивают» оркестр насквозь, однако в громком звучании используются экономно, поскольку уши такими инструментами очень быстро «забиваются», и эффект яркости теряется.

И, наконец, рассмотрим клавиши. Как вы думаете, почему есть так много рок-обработок, скажем, сочинений Вивальди? Дело не только в популярности и узнаваемости сочинений автора «Времен года». Конечно, сыграл свою роль и относительно простой ритм средних голосов, которые легко воспроизводятся на ритм-гитаре, не очень сложные мелодии, которые относительно реально сыграть на соло-гитаре, довольно простой бас, иногда неожиданно близкий к «трем блатным — пяти туристским»... Но не это главное. Главное, что в те времена в оркестре был клавесин. Начиная примерно с Моцарта и Бетховена клавесина в оркестре не стало, и переложить более поздние сочинения для рок-коллектива сразу стало более трудной задачей. Что играл клавесин в барочном оркестре времен Вивальди? В его партии записывался бас и... аккорды в виде цифирек! Типа как сейчас пишут D7, Cm  и т.п. Вот и играл клавесинист этот бас и аккорды в том же ритме, что и остальные инструменты. То есть, как бы объединял весь коллектив в единое целое. На хороших клавесинах было несколько мануалов (сиречь клавиатур), а еще вместо клавесина мог использоваться орган, который играл по тому же принципу. Это ведь практически то же самое, что сейчас играют клавишники в рок-командах! Вот уж действительно: «новое — это хорошо забытое старое». Впрочем, у клавишников есть еще одна дополнительная задача в сравнении с клавесинистами. В барочном оркестре основу составляли струнные инструменты, которые могут тянуть звук как угодно долго. Впрочем, и у духовых инструментов типа гобоя звук может тянуться довольно долго. А у гитар звук быстро затухает. Поэтому «тянучки» (или «педаль», если говорить по-умному) в рок-команде можно сыграть только на клавишах. Впрочем, конструкции современных синтезаторов позволяют клавишникам справиться со всеми этими задачами если и не легко, то, по крайней мере, без непреодолимых трудностей.

Вот так, пожалуй, в первом приближении...Теперь перейдем к вопросу о том, что с этим всем делать.

Если у вас за плечами музыкальное училище (хотя бы незаконченное), на плечах голова, а на голове уши, то берите в библиотеке (скачивайте в Инете) книгу М.И. Чулаки «Инструменты симфонического оркестра» и прочитайте ее, приняв к сведению написанное выше. Если же за плечами музыкальная школа или вообще ничего, тогда остается одно: слушать. Впрочем, ноты лучше тоже выучить (если вы их не знаете). Что слушать? Сейчас скажу. Список начнется со следующего абзаца. Будет три уровня: SIMPLE (для всех), ADVANCED (для продвинутых) и EXPERT (для реальных и конкретных).

 

SIMPLE

  1. С. Прокофьев. Токката для фортепиано
  2. Г. Свиридов. «Время, вперед!» (финальная пьеса из музыки к одноименному кинофильму)
  3. С. Рахманинов. «Светлый праздник» (последняя пьеса из «Фантазия. Картины» для 2-х фортепиано)
  4. Р. Вагнер. «Полет валькирий»
  5. Л. Бетховен. Соната для фортепиано № 14 (в ней ТРИ части, а не только первая ;))
  6. М. Мусоргский. «Гном». Пьеса из «Картинок с выставки» в оркестровке М. Равеля (обязательно найдите «Картинки с выставки» именно в оркестровке Равеля!!!)
  7. А. Дворжак. Славянские танцы до мажор и соль минор (первый и последний)

 

ADVANCED

  1. И. Стравинский. Весна священная (особенно рекомендую ударникам ;))
  2. В. Лютославский. Вариации на тему Паганини для 2-х фортепиано
  3. Б. Чайковский (Борис Алексанрович Чайковский, не путать с Петром Ильичом ;)). Концерт для фортепиано с оркестром
  4. C. Прокофьев. Соната для фортепиано №7
  5. Ф. Лист. Концерт для фортепиано с оркестром №1
  6. К. Сен-Санс. «Карнавал животных» (там не только «Лебедь» ;-)))
  7. К. Вебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок»

 

EXPERT

  1. В.А. Моцарт. Увертюра и окончание оперы «Дон Жуан»
  2. И.С. Бах. Бранденбургские концерты №№1, 4 и 5
  3. Л. Бетховен. Симфонии №№7 и/или 8
  4. С. Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром №3
  5. Д. Шостакович. Симфония №5
  6. С. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини
  7. Б. Барток. Концерт для оркестра

Вот, пока что все. Впрочем, есть еще один нюанс. Выше я писал о том, какие функции обычно выполняют те или иные инструменты в рок-ансамбле. Так вот. Ключевое здесь слово — «обычно». В зависимости от музыки инструменты могут обмениваться функциями. Но такой обмен должен быть изначально заложен в теме композиции.

У вас уже появились новые идеи? Это хорошо. Впрочем, все равно советую музыку послушать (и лучше всего не один раз). По мере прослушивания идеи будут появляться в таких количествах, которых вы, может, и представить сейчас не можете.

Удачи! ;-)

 

 

Комментарии:

M-H    Читать все комментарии M-H
17.08.2009 08:35

Хммм... Рискну сказать. Насколько мне известно, ритмические функции в рок-ансамбле (в тандартном понимании этого слова) ложатся на барабаны+бас. И в немного меньшей степени на ритм-гитару.


petya    Читать все комментарии petya
17.08.2009 08:48

Согласен. В том и дело! Задача ритм-гитары - чтобы было полноценное многоголосие.


Пашо
17.08.2009 20:16

Попробую послушать эти вещи. Начну с Мусоргского, уже предвкушаю прослушку трека 12 "Bydlo".


Seagull
13.07.2011 20:57

Большое человеческое спасибо! Ваши посты о теории музыки великолепны и архипознавательны-)


Rambler's Top100