о музыке:
- П. Куличкин. Концертино для симфонического оркестра
- Теодор Курентзис в Перми, или несколько слов о том, как правильно жарить курицу
- Концерты современной музыки
- «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Несколько слов о музыкальной драматургии оперного спектакля
- Комментарии к «Советам и жизненным правилам музыкантов» Роберта Шумана
- Заупокойный концерт пермских композиторов
- Как правильно играть Шопена?
- Музыкальная прогулка в трех соснах (В.А. Моцарт. «Волшебная флейта»)
- Теория музыки для начинающих. Музыкальный строй
- Теория музыки для начинающих. Учим ноты
- Классика для рок-музыкантов
- «Виновата ли я?» и... сектанты!
- Набор нот на компьютере. Введение в Лилипонд (LilyPond)
- "Под чёрным флагом. Морские истории" (фрагменты)
- НиЗаЧот. Я начинаю ставить двойки
- Симфонические танцы Рахманинова - 3-я часть
- Пермь. Концерт Ильи Гофмана (альт) и Юлии Смирновой (фортепиано)
- Николай Голованов и владимирские рожки
- Рахманиновский аккорд
- Сольфеджио: самостоятельная работа
- К дню рождения Д.Д. Шостаковича
- Сольфеджио. К дню рождения Анатолия Петровича Куличкина
- «Записки ханыги». ПРЕМЬЕРА!!!
- Музыка на стихи Д. Хармса...
о литературе:
- Литература и беллетристика XX века: зачем был нужен твердый знак?
- И.В. Гёте: "Следовательно, выпьем!.."
- Фамилии у Булгакова
- Татьяна Ануфриева. Стихи
- Нецензурные выражения в блогах
- 26 правил русского языка
- Артём Кочарян. Поэт и программист
- Леонид Каганов. Баллада о попиле бабла
- О Томе Сойере
- Поэтический драйв Александра Косарева: арко или пиццикато?
- Поэт кирпичных небоскребов. Стихи Ольги Шестаковой
- Л. Толстой. «Два гусара»
- Л. Толстой. «Казаки»
- Сергей Ларин. Новое поколение отбирают
- Вадим Шефнер. «Совет историку»
- Михаил Булгаков. «Собачье сердце»
- Что такое художественный блог...
- Дневник Даниила Хармса
о кино:
- Кинуха высокой душевности (Про «Царя» П. Лунгина)
- Фрося Бурлакова и 1937-й год
- Вахтанг Кикабидзе: что достоверно?..
- Сталкер по Никите Михалкову
- Служебный роман Э. Рязанова — актерский этюд
- Служебный роман Эльдара Рязанова
- Звездные войны: форма цикла...
- Звездные войны: русское кино?..
о театре:
- Моцарт и Сальери. Зимняя сказка
- Набоков - Чайковский - Шопен - скрипка - рояль - Он - Она - ...- ?
- Пермская опера: "Орфей" Монтеверди
- Пермский ТЮЗ: премьера. Михай Себастиан. Безымянная звезда
фотографии:
- Город осени и православного декаданса
- Анабазис Ек-Бург-НТагил-Невьянск
- Анатолий Зернин. Концерт «В руинах долгостроя»
- Елена Овчинникова. Пущино — Бостон — Сан-Франциско
- Кенигсберг год спустя (фотографии от vladimir and irina)
- Антон Коргатов. Первый день лагеря «Вертоград»
- Марфа Скубенко: "Самое дурацкое что могла найти на просторах интернета"
- Египет и прочее (фотографии от vladimir and irina)
- Куда заканчивается Кама или Пермский Энергетический Шлюз (полный отчет)
- Анатолий Маринин — оперный солист, скрипач и фотограф
- Илья Боронников — фотографии
- Москва. Белорусский вокзал в июле: окрестности
- Москва — город контрастов
- Фотографии из музея-квартиры Е.Ф. Гнесиной
регентам:
- В помощь регенту мужского хора
- Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна
- Форум по музыкально-церковному искусству
- «Воскресение Христово видевше...», глас 7
- О тенорах, квартах и квинтах, а также о смешанном и однородном церковном хоре
- Церковная музыка: регент что-то слышит, певчие почти ничего не могут: что делать?...
- Церковная музыка: мажор или минор?..
- Специфика церковной музыки...
о недвижимости:
- Блог риэлтора. Как рекламировать услуги в сфере недвижимости
- Квартиры в Москве и Московской области (Подмосковье)
- Ипотека: каждый решает сам
- Недвижимость на вторичном рынке
- Агентство недвижимости «Квартирный вопрос» (г. Москва)
обо мне:
- Провал как успех или 2-я ДМШ 25 лет спустя
- Автобиография
- Что я думаю о копирайте
- Содержимое моего бумажника
- Как я познакомился с Робертом Габитовым
- Рок-музыка и авторская песня
- Моим будущим биографам
- Сантехническая притча-2
- О верхних и нижних. Сантехническая притча
- Во саду ли в огороде...
- Затронет ли кризис Россию?..
- Октябрьское утро
- П. Куличкин (то есть я). Осенняя графоманистическая поэма
- Москва. День города
- Мой новый имидж
- Мое местожительство в г. Пущино
- Мой рабочий кабинет и спальня
- Кухня и ванна у меня дома
- Мое рабочее место
- Что находится у меня в рюкзаке
- Фотография от 11 июля...
- Сегодня у меня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!
- Мой Рабочий Стол
- Автоцитата
о жизни вообще:
- Заметки о нас
- От субботы до понедельника
- Баку. Терминал Европа-Азия
- Образование, характер и ретроспектива судьбы
- Искусство борща
- Как пиарить форум?..
- Хамство студентов
- Как восстановить промышленность в России?..
- Как жить дальше?
- Пермь. Комментарии к Алексею Иванову
- Пермский Колизей
- Еда профессионалов
- Школа №112
- Веб-такса Пампа
- Асфальтовый ёж
- Телевизор А.Скрябина
- Свинья в 466-й маршрутке
- Союз политики, бизнеса и искусства
Куличкин Блог
А это http://petya.blogik.org мой другой блог
03.10.2008 20:05
Читать только Пермский ТЮЗ: премьера. Михай Себастиан. Безымянная звезда
Пермский ТЮЗ: премьера. Михай Себастиан. Безымянная звезда
Сегодня — день учителя.
Когда же, как не сегодня, писать о обо всем этом?!..
Вчера я оказался на премьере в Пермском ТЮЗе. Это был спектакль по пьесе Михая Себастиана (Себастиану) «Безымянная звезда».
Прежде чем сказать что-то еще, должен предупредить,что театр этот мне, скажем так, не совсем чужой (по крайней мере). Хотя бы потому, что его я посещал, пожалуй, больше, чем все остальные драматические театры. Наше знакомство началось еще в начале 80-х. Тогда ТЮЗ располагался в другом здании (где сейчас Пермский театр кукол). Моя мама — Галина Васильевна Куличкина — в те времена не решалась оставить меня одного дома, а я ее с удовольствием сопровождал. Кое-что из происходящего на сцене уже тогда казалось совершенно ясным, но не все. Самими загадочными были таинственные «обсуждения», на которые мне долго не удавалось попасть. Впрочем, когда (после систематических просьб) я туда все-таки попал, оказалось, что ничего таинственного в них нет, понятного тоже ничего практически нет, и гораздо увлекательнее смотреть фотографии сцен из спектаклей и узнавать актеров по фотографиям, сверяя фамилии на портретах с фамилиями в программке. Затем ТЮЗ переехал в новое здание, и «началась новая эпоха». Потом в 1999 году я уехал учиться в Москву. В Пермь приезжал редко, но премьеру «Вальпургиевой ночи» (по Венедикту Ерофееву) застал. Впрочем, и с тех времен, как оказалось, уже многое изменилось... А как иначе? время-то идет, и что-то должно меняться, а что-то, соответственно, не меняться. В любом случае, когда кого-то знаешь 20-25 лет, то объективность в той или иной степени утрачиваешь. Об этом я, собственно, и хотел предупредить.
Итак. Цитирую программку:
Учитель — Павел Ознобишин, Незнакомка — Татьяна Гладнева, Григ — Иван Донец, Мадемуазель Куку — Ирина Ирина Шишенина, Ученица — Татьяна Пешкова, Удря — Александр Красиков, Начальник вокзала — Александр Калашниченко, Иким — Денис Бояршинов, Крестьянин — Дмитрий Скорницкий, Паску — Николай Фурсов, Кондуктор — Роман Кондратьев, Режиссер-постановщик — Татьяна Жаркова, Художник-постановщик — Юрий Жарков, Музыкальное оформление — Марк Гольдберг. Художественный руководитель театра — Михаил Скоморохов.
Слова «народный» и «заслуженный» я намеренно опустил: конфеты оказались слишком вкусными, чтобы уделять подробное внимание фантикам. Тем более, что специалистов по фантикам хватает и без меня. Сам факт постановки этой пьесы — это принципиальный и (в наше время) почти героический поступок. Между прочим, решение поставить ту или иную пьесу — отнюдь не маловажный момент. Если пьеса хорошая — театр будет расти, если плохая — деградировать. Третьего не дано. Москвичи знают, насколько больно бывает смотреть подчас на известных всем нам по блестящим киноролям актеров в третьесортных постановках...
Впрочем, многое в авангардных трактовках, вероятно, можно принять, но лично я с трудом переношу издевательство или саботаж в отношении авторского текста. Особенно, если этот текст может «работать» сам по себе, если ему хотя бы не мешать (как, например, в «Горе от ума»). Позиция Пермского ТЮЗа в отношении авторского текста проста и благородна: ее можно только приветствовать. Тем более, что раскрыть авторский замысел в «Безымянной звезде» совсем не просто. «Безымянная звезда» обманчива своей простотой, и опасна неожиданными парадоксами. Но, вместе с тем, она с поразительной щедростью открывает свои богатства тем, кто думает о театральном искусстве, а не о своем пиаре. Думаю, что уже сейчас можно говорить, что создатели спектакля «знают, что хотят» (а мне все-таки кажется, что спектакль — коллективный труд), и «хотят» они в правильном направлении.
О чем же пьеса? В чем ее шарм? и где подводные камни? Когда я увидел программку, то вспомнил, что лет 18-19 назад смотрел по телевизору (тогда еще черно-белому) художественный фильм с этими действующими лицами.Тогда фильм произвел на меня странноватое впечатление тем, что как будто в нем чего-то не хватает. В чем дело — не знаю: может быть, в фильме, а может быть — во мне. Придя после вчерашнего спектакля домой, я скачал пьесу из Интернета и прочитал.
Пересказывать ее бесполезно. Либо Вы знаете историю о провинциальном Учителе астрономии, которому пришлось впустить к себе домой на ночь Незнакомку, которую ссадили с поезда за безбилетный проезд, а также о том, как она открыла для себя жизнь и счастье, а он ее именем назвал открытую им звезду, которой нет в справочниках и которую не видно на небе, а можно вычислить лишь на бумаге; на следующий день после обеда она уехала, а он вновь начал изучать астрономический справочник, который купил в начале спектакля за огромные деньги, и от чтения которого его оторвала история с Незнакомкой, — либо Вы все это не знаете. В любом случае советую Вам скачать пьесу здесь или тут (или даже тут) и почитать. Она очень короткая. Кроме того, Вы получите прекрасное представление о том, что такое природа театра.
«Безымянная звезда» — замечательная пьеса, а Михай Себастиан — настоящий мастер в сфере драматургии. Пьеса идеально сбалансирована. В ней практически весь текст необходим и достаточен. Основные «механизмы» прописаны ясно и лаконично. Логика действия — «железобетон». В ряде деталей режиссеру-постановщику оставляется столько свободы... сколько нужно! Ни больше, ни меньше. Главные роли богаты и многоплановы, роли второго плана — каждая с изюминкой. Эпизодические персонажи — совершенно необходимы, обойтись без них нельзя. Но самое главное — в пьесе почти отсутствуют стандартные оценки! Каждая кульминационная точка — так или иначе, парадоксальна. Особая привлекательность пьесы в том, что режиссеру и актерам можно не бояться широких, ярких оценок и длинных эффектных пауз. В то же время, драматург не создает неоправданных трудностей, даже, можно сказать, «заботится» об актерах и дает им очень точные ориентиры.
Так, например, Незнакомке в первом акте, по идее говоря, приходится играть «неизвестно что»: ей ни в коем случае нельзя как-то себя «самоопределять», потому что только во втором акте Григ должен раскрыть ее «инкогнито» перед зрителями. А как прикажете играть немотивированность на грани неадекватности?!.. Трудно? Конечно, трудно. Поэтому драматург «подсказывает», что можно «опереться на фактуру»: красивая женщина в вечернем платье — какие могут быть вопросы? На нее можно просто смотреть. А кроме того, такая героиня — прекрасный трамплин для феерических дивертисментов Начальника вокзала или, скажем, Кондуктора! Или Мадемуазель Куку. Автор рисует ее довольно схематично, предлагая постановщикам (и, естественно, актрисе) детализировать роль самостоятельно (так же, к слову сказать, драматург поступает и с Начальником вокзала). Но одно он указывает точно: в последнем для Мадемуазель Куку явлении должно осуществиться ее преображение из «мымры» — в настоящую, красивую, мыслящую и чувствующую женщину (Михай Себастиан, вероятно, намеренно не указывает возраст м-ль Куку, в отличие от возраста, скажем, Удри). Ради такого преображения Эльдар Рязанов целый фильм снял, а здесь — оно всего лишь эпизод (представляете теперь, насколько мощный потенциал заложен в основную интригу, если на втором плане пьесы происходят события такого уровня?..). На вид простенькая роль Ученицы — довольно коварна: во втором акте ей нужно сначала «быть без ума» от платья Незнакомки-Моны, а затем, практически сразу, испытать на порядок большее потрясение, увидев элегантного Грига. Грига, в свою очередь, больше «отвечает» не за себя, а за Мону и за преображение мадемуазель Куку, которое он должен подготовить. Особенно трудна экспозиция этого персонажа, который ОБЯЗАН СРАЗУ произвести впечатление, но автор чувствует и эту трудность, обеспечивая Грига помощью не только Ученицы, но и вездесущего Начальника вокзала. Ну а трудность роли Учителя — в ее богатстве. Это и ученый, и поэт, и «по-научному» рассеянный, с оттенком характерности, а еще ироничный философ, с «онегинским» оттенком... Учитель не имеет права быть одинаковым. Актер, который решился играть Учителя в «Безымянной звезде» обречен на громадную аналитическую (в том числе «кабинетную») работу (так же, как, например, работал над своими ролями Олег Даль). Здесь очень многое нужно рассчитать, отработать каждую реплику, а перед спектаклем — как бы «обо всем забыть» и играть живого человека.
Отдельно стоит сказать о взаимодействии Учителя и Незнакомки — главных персонажей пьесы. Тонкость авторского замысла в том, что спектакль этот не о любви («а о чем тогда?» — спросите Вы. Но погодите, сейчас разберемся...). Учитель и Незнакомка — люди из «параллельных миров». У них нет ни одной общей темы. Без помощи третьи лиц их взаимодействие в принципе исключено. Поэтому драматург выводт на сцену «альтер-эго» Учителя астрономии Мирою — Учителя музыки Удрю. Впрочем, Удря не дублирует Мирою. Астрономия и музыка — разные сферы, и понимания между двумя учителями как такового нет, хотя есть взаимная симпатия. В результате возникает эффект «Вавилонской башни» наоборот: Мирою говорит о звездах, Удря о симфонии, Незнакомка вообще непонятно о чем, симпатия распространяется на всех троих, и «зажигание» срабатывает между Мирою и Незнакомкой.
«Звезды никогда не отклоняются от своего пути». Эти слова в данной пьесе гораздо глубже, чем может показаться. На первый взгляд, такое впечатление, что речь идет об обычном иносказании: Учитель не отклоняется от своего образа жизни, а Мона — от своего. Это не так. Ценности Учителя и Моны неравноценны, и «звезда» Моны, попав в зону притяжения «звезды» Учителя, необратимо меняет свою орбиту, так же, как кометы, пролетая поблизости от крупных небесных тел, отклоняются собственного курса вследствие закона всемироного тяготения. В переводе с языка законов физики на обычный язык, это означает следующее. Мона узнала, что значит жить и что такое счастье. При этом оказалось, что если ничем не жертвовать — счастье невозможно! Чем больше жертва, тем больше счастье (почему-то... правда, любопытно?). А жизнь, в которой нет счастья, зато «удобна, и ты неплохо в ней устроилась», как говорит Григ. Оказалось, что Мона просто не готова к счастью.
Закон всемирного тяготения, открытый Ньютоном, Учитель, несомненно знал, но, тем не менее, сказал в конце пьесы «Звезды никогда не отклоняются от своего пути». Почему? Может быть имел в виду себя? Или знал себе цену, но не хотел ее называть, чтобы всякие начальники вокзалов и мадемуазели куку не беспокоили лишний раз? или по какой-то другой причине? Не знаю. Впрочем, логично предположить, что и этот вопрос драматург оставил в наследство режиссеру вместе с правом отвечать на него или не отвечать. Учитель Мирою — центральная и самая весомая «звезда» среди персонажей пьесы. Все остальные «притягиваются» именно к нему, прямо или опосредованно: подобно тому, как Луна притягивается к Земле, а Земля — к Солнцу. Притягиваются — и, точно так же, подобно планетам, вращаются вокруг него по своим орбитам. Удря и Мона притягиваются к Учителю, Начальник вокзала и Григ — к Моне, Ученица и Мадемуазель Куку — к Григу (или ему подобным) и т.д. Учителя зовут Марин Мирою. Марин — это не от слова ли «море», с которым Учитель сравнивает вокзал в начале пьесы? А ведь движение звезд описывается теми же уравнениями, что и движение жидкости, как показывают исследования в области гидродинамики!
Так о чем же пьеса? Что в ней самое главное, где первопричина? Первопричина «Безымянной звезды» — это Книга, за которую Учитель отдал 22 тысячи. Так называемая любовная интрига — всего лишь обманка («сон»), которая, как оказалось, нужна-то лишь для того, чтобы продемонстрировать важность Книги, и ее по-настоящему центральное значение.
***
Что я бы отметил в спектакле Пермского ТЮЗа? Самое главное, вероятно, то что состоялся Учитель и состоялась Незнакомка-Мона. Красивые костюмы, нераздражающие декорации... Довольно скупо выписанный в пьесе Начальник вокзала превратился в типаж характерный, многоплановый и шикарный. Постановщики определяют жанр спектакля как «Невероятная история про любовь». Что за этим стоит? зрителю есть над чем подумать.
В заключение, как композитор, не могу не указать на драматургический ход в музыкальном оформлении. Удря, оказывается, написал ни больше ни меньше — Восьмую симфонию Бетховена. Это однозначно заявляет его как гения (пьеса напрямую не предполагает такого решения, оставляя определенную свободу постановщикам). Но соло на гобое (а гобой — почти тоже самое, что английский рожок) звучит не в тот момент, когда Удря рассказывает о своих проблемах с ангийским рожком, без которого «скрецо мертво», а ...явлением позже, когда Учитель говорит Незнакомке о безымянной звезде. Это соло («в жизни» написанное, кстати, ни кем иным, как И.С. Бахом) в спектакле приравнивает симфонию Удри безымянной звезде, открытой Учителем и, следовательно, так же однозначно как Удрю, заявляет Мирою как гения.
Остальное рассказывать не буду... смотрите спектакль!
Комментарии:
Илья
04.10.2008 02:43
А если не секрет, автор откуда родом?