Куличкин Блог

А это http://petya.blogik.org мой другой блог


29.06.2008 11:09
Читать только Телевизор А.Скрябина


Телевизор А.Скрябина

Композитор Петр Куличкин. Блог. Фотография композитора Петра Куличкина
композитор
Петр Куличкин
 

Телевизор Александра Скрябина

Композитор Петр Куличкин. Блог. Композитор Александр Скрябин, фотоБыл такой композитор — Александр Николаевич Скрябин (1872—1915, см. фото справа). Широкой публике известен... Впрочем, почти не известен, зато известна светомузыка, которую он изобрел. Еще в его честь назван был синтезатор, реализующий аддитивный синтез. Что такое «аддитивный синтез» — кто-то, может, и понимает, а может, понимал, но уже забыл. Вряд ли это словосочетание «аддитивный синтез» популярнее, чем словосочетание «Поэма Экстаза». Впрочем речь пойдет о другом.

Был ли у Александра Николаевича телевизор? На первый взгляд, поверить трудно. Все-таки знаменитый КВН-49 был одним из первых «ящиков» в нашей стране. Если рассуждать логически, то 49 означает 1949 год, а 1949 год — это гораздо позже 1915 года, когда композитор Скрябин перешел в иной мир. Есть ли в ином мире телевизоры — вопрос пока открытый. Но в заголовке, как Вы совершенно правильно подумали, подразумевался телевизор этого мира. Поэтому о телевизорах в ином мире я писать тоже не буду. Для этого есть множество других сайтов, ссылки на которые я бы с удовольствием здесь опубликовал, но не хочу их раскручивать.Тем более по запросу «телевизор».

Итак, продолжим. НА САМОМ ДЕЛЕ — телевизор Александра Скрябина СУЩЕСТВУЕТ!.. Как ни странно — это факт. Этот телевизор живет в Музее А.Н. Скрябина в Николопесковском переулке (в Москве). В концертном зале Музея, где сейчас периодически проходят концерты, есть два рояля: черный и красный. Все музыканты играют именно на черном рояле. Но главный рояль — это, конечно же, КРАСНЫЙ РОЯЛЬ. Красный — был любимым цветом Скрябина — автора мистерии «Предварительное действо», с премьеры которого должн был по плану начаться конец света. Для тех, кто не верит, сообщаю дополнительно: премьера была запланирована на 1917 год. Именно поэтому все играют на черном рояле. Потому что для красного рояля — отведена особя роль.

На красном рояле стоит телевизор Александра Скрябина. Днем телевизор спит. Телевизор спит прямо на рояле, как Святослав Рихтер во времена консервторской молодости спал на рояле Генриха Густавовича Нейгауза. Днем ничего особенного не происходит: телевизор выключен и рояль закрыт. Приходят посетители музея, музыканты и просто любители музыки, иногда по вечерам звучит музыка, столь же безобидная, как ранние прелюдии Скрябина в сравнении с его «Поэмой огня» или последними сонатами. Но даже самый отборный авангард, который не могут без содрогания слушать даже самые прожженые члены АСМа (АСМ — Ассоциация современной музыки. Примечание автора) — полное ничто в сравнении с тем, что происходит в Скрябинском Музее по ночам.

Известно, что Святослав Рихтер занимался на рояле именно ночью. Известно также, что именно из-за жалоб соседей на его ночные занятия уже известного и заслуженного Рихтера не пустили за границу... то ли на гастроли, то ли на международный конкурс. Куда именно — я не помню, но Рихтер все равно продолжал заниматься по ночам. Почему? Да просто потому, что ночью активизируются важнейшие тонкие сущности роялей и пианино. Это могут подтвердить Вам многие пианисты. О существовании таких скрытых возможностей роялей и пианино знали практически все великие пианисты и фортепианные композиторы. Такие, например, как Фридерик Шопен, Ференц Лист, Антон Рубиштейн, Сергей Рахманинов, Владимир Горовиц... Знал, конечно, и Александр  Николаевич Скрябин. Более того, он прекрасно понимал, что именно ночью осуществляется наилучшее взаимодействие рояля, телевизора и человеческого подсознания.

Когда в Музее наступает ночь —  первым просыпается Красный Рояль. Открывается его крышка, и он начинает разыгрывать обертоновые гаммы, начиная от ноты до контроктавы. Первая нота играется так: до-до-соль-до-ми-соль-сибемоль-до-ре-ми-фадиез-сол-ля-сибемоль-си-до.. и так далее до 30 обертона. Затем тоже самое от ноты до большой октавы. Затем от соль большой октавы, затем от всех остальных тридцати обертонов. Это первая нота гаммы (до контроктавы). Затем то же самое от ре контроктавы и так далее. Когда рояль разыграется — включается телевизор. И начинается их совместная импровизация, о которой мы практически ничего не знаем...

.......

Но кое-что все же известно! Каждый день, с 18.00 до 18.30 осуществляется профилактическая настройка красного рояля и телевизора Александра Скрябина. В эти полчаса телевизор ОБЯЗАТЕЛЬНО должен находиться на рояле. В любое другое (дневное) время его можно передвигать. Если кто-то вдруг решит убрать телевизор с рояля во время профилактики — сотрудникам Музея разрешено принимать самые жесткие меры. Вплоть до вызова милиции. Последняя на сегодняшний день попытка убрать телевизор с красного рояля во время профилактики была предпринята скрипачкой Леонорой Дмитерко во время репетиции перед ее концертом 26 июня 2008 года. В тот вечер до вызова милиции дело не дошло, хотя Леонора Евгеньевна категорически отказалась играть, если Телевизор будет на Красном рояле. Поэтому концерт начался позже, когда профилактика уже закончилась, и телевизор можно было на некоторое время поставить в соседнее кресло. Впрочем, на инцидент с телевизором Александра Скрябина почти никто внимания не обратил.

 

 

Комментарии:

Лена-сестра
29.06.2008 21:45

Нет, я, конечно, не знаю, что такое "аддитивный синтез". "Вот я уеду, и после меня хоть ми-бемоль минор, хоть фа мажор" - помнишь, кто говорил и при каких обстоятельствах? :)
И все же не могу уловить нечто главное в этом посте. Что-то ускользает. Хотя перечитала два раза.


Аффтар
29.06.2008 22:42

Главное - что попытка убрать телевизор с рояля действительно предпринималась скрипачкой Леонорой Дмитерко, что чуть не привело к вызову милиции, а концерт начался позже. Это чистая правда :-)))


helga
14.07.2008 13:54

Может, не оригинально и не умно выскажусь в отличие от предыдущего оратора, но всё-же... Пётр Александрович, Вам никогда не говорили, что Вы в нынешнем аватаре несказанно похожи на данного композитора? И не преднамеренно ли это сделано?


Rambler's Top100