Куличкин Блог

А это http://petya.blogik.org мой другой блог


15.06.2008 18:48
Читать только Специфика церковной музыки...


Специфика церковной музыки...

Композитор Петр Куличкин. Блог. Фотография композитора Петра Куличкина
композитор
Петр Куличкин
 

Специфика церковной музыки или что я могу посоветовать начинающим регентам?

Первое. Прежде чем начать писать об этом — я подумал, стоит ли это делать.

Второе. Если бы я не видел пользы в этом посте — писать бы не стал.

Третье. Для тех кто не знает: самооценка у меня очень высокая, но это не значит, что я не ошибаюсь.

Если то, что Вы сейчас будете читать, кажется Вам совершенно очевидным, значит перед Вами пример редкой тупизны в сочетании с редким самомнением. Внимательно почитайте, так как другая возможность наблюдать что-то подобное представится, вероятно, не скоро.

Если то, что Вы сейчас будете читать кажется Вам совершенно ошибочным — задумайтесь... Иначе есть риск задуматься при менее приятных обстоятельствах

Композитор Петр Куличкин. Блог. Мужской хор Домодедовского благочиния под руководством о. Сергия ГолеваНебольшое предисловие... 

С февраля 2007 года я начал петь в мужском хоре Домодедовского благочиния (на фотографии), основанный где-то в 2002 году дьяконом Сергием (Голевым). В Соборе всех святых, в земле Российской просиявших мы пели раннюю Литургию по воскресеньям и праздничным дням. Когда отец Сергий стал священником, и на его плечи легли заботы о собственных приходах — в январе-феврале руководил хором на ранней Литургии Виктор Анохин, а с марта — я.

«Неслыханная наглость! И что еще он нам собирается советовать, когда сам ничего толком не умеет? Чему можно научиться за три месяца?!..» — можете сказать Вы. На это я могу Вам предложить четыре ответа.

Первый ответ. Перечитайте начало и получайте удовольствие :-))))

Второй ответ. Священник Сергий Голев и Виктор Анохин — это совершенно замечательные музыканты и регенты. О них совершенно невозможно писать мимоходом... Я начинал ДАЛЕКО не с белого листа. Более того, скорее всего, я лишь обобщаю опыт других.

Третий ответ. Вы не одиноки в своем праведном гневе. Возможно, что настоятель Собора всех святых в земле Российской просиявших (г. Домодедово) протоиерей Александр Васильев думает так же, как и Вы. Или, по крайней мере, думал так, потому что...

Четвертый ответ. Многое из изложенного здесь было установлено ускоренно-опытным путем, а ошибки на этом пути сопровождались более чем однозначно трактуемыми замечаниями настоятеля храма протоиерея Александра (дай Бог ему здоровья) с употреблением в адрес регента (то есть меня) крылатых, но довольно крепких выражений типа: «дать в скворешник» и «получить по скворешнику».

Итак, начнем...

Для тех кто все еще уверен, что я идиот, скажу умную фразу:

ВСЯ ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА — ЭТО ВАРИАЦИЯ НА ОБИХОД

Комментировать (пока!) не буду. Интересно — спрашивайте, поясню. Есть о чем поговорить на три-четыре страницы... :-))))

................

Все. Надеюсь, супер-опытных и все-знающих регентов (как от консерватории, так и от сохи) больше тут не осталось.

 

Теперь для тех, кому этот пост ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужен. Перейдем к делу.

Если Вы профессиональный музыкант, и у Вас за плечами, по крайней мере, музыкальное училище, но пока еще не сталкивались с церковной музыкой — читайте внимательно! У Вас как раз мой случай, и, я уверен, Вы не повторите моих ошибок (по крайней мере, без собственной на то воли). Если же Вам просто нужно чтобы мужской хор ЗВУЧАЛ, а желания возможности (или даже попросту времени) разобраться во всем этом нет — проглядите крупным планом состав нашего хора (следующий абзац) и сразу читайте про настройки (это в конце).

 

Состав мужского хора Собора всех святых, в земле Российской просиявших (г. Домодедово). Не думаю, чтобы состав нашего хора как-то особо отличался от других хоров. Скорее всего, у Вас в хоре ситуация почти такая же.

 

Паша Тюрнин —  вокалист (тенор), студент Московского государственного института культуры. Первый тенор. Крейсерский диапазон: си малой октавы — ми первой октавы. Кульминационные ноты — фа — соль первой октавы.

  •  Замечание. Крейсерский диапазон — это ноты, на которых легко и приятно петь первую или вторую (или изощренную басовую для низких голосов) партию, скажем, «кудрявых» стихирных гласов. Кульминационные ноты — на которых легко и удобно петь очень громко.

Артём Суслов — секретарь настоятеля, обладатель луженой глотки. Второй (и очень громкий) тенор. Крейсерский диапазон: соль малой октавы — до первой октавы. Кульминационные ноты до-диез — ми-бемоль первой октавы.

Антон Киндяков — учащийся выпускного класса православной гимназии им. преп. Серафима Саровского. ???. Известно, что регент хора Даниловского монастыря в Москве Георгий Сафонов (обычно легко определяющий тип голоса по тому, как человек разговаривает),  после довольно подробного прослушивания определил его голос как «лирический тенор», но посоветовал все-таки съездить к фониатру и сделать снимок связок. Антон пока что к фониатру не ездил. Многие считают, что у него баритон. На сегодня его крейсерские диапазоны (в зависимости от распетости) либо си-бемоль малой октавы — ми-бемоль первой октавы, либо ре малой октавы — соль малой октавы. Терция от соль до си-бемоля малой октавы довольно опасна: он почему-то в этом месте любит занижать. Кульминационные ноты — неизвестны: как распоется, такие и будут.  Могут быть как в районе ре — ми-бемоля первой октавы, так и в районе соль-ля первой октавы. В итоге он у нас обычно поет баритоновую партию, но иногда там где она есть а иногда — на октаву выше, т.е. выше первых теноров. 

Алексей Поеров —  бизнесмен. Баритон. Крейсерский диапазон фа — си-бемоль малой октавы. Кульминационные ноты си малой — до первой октавы.

Алексей Васильевич Кобзев —  самородок. Поет в Соборе уже 15 лет. Отличается довольно редкой чистотой интонации. Единственный, кто сейчас в нашем составе может спеть басовую партию «высокой степени кудрявости». Лирический баритон. Крейсерский диапазон — практически вся малая октава, но низом малой октавы лучше все-таки не злоупотреблять. Кульминационные ноты ля-бемоль малой — до первой октавы.

Евгений Неводин, он же Женя-мент :-) — алтарник Собора всех святых, в земле Российской просиявших, в прошлом милиционер. Бас-баритон. Крейсерский диапазон где-то в районе первой половины малой октавы. 

Александр Михайлович Спицын —  телемеханик. Бас. Самая сильная сторона — стандартные кварто-квинтовые басовые ходы, которые звучат довольно уверенно и громко.

Алексей Добрынин — почти как Алексей Васильевич, но в будущем, хоть и не очень далеком. Лирический баритон. Пока учащийся православной гимназии им. преп. Серафима Саровского.

Сергей Васильев — тоже учащийся православной гимназии им. преп. Серафима Саровского.

Андрей Жегин — о нем надо писать особо и много. Но не здесь.

Ну и, наконец, я — Петр Куличкин —  безголосый регент (не исключено, что уже бывший :-)), но об этом потом). Типа первый тенор, но без нормальных верхов. Крейсерский диапазон до — ми первой октавы. Кульминационные ноты фа-диез — соль первой октавы.

  

У данного состава хора на 1 марта 2008 года обнаружились две трудности. Ранее партию первого тенора пел отец Сергий (Паша начал постоянно петь в мужском хоре лишь где-то с марта), и с первой партией НИКОГДА НЕ БЫЛО ПРОБЛЕМ. Хор привык к довольно высокой тесситуре, а когда загоняют в низы, где голос не звучит — кому это понравится? А даже если опустить всю тесситуру — то низких басов тоже нет. Хор просто не будет звучать... 

Переучивать партии —  это долго, а времени нет... 

Многое тут, конечно, зависит от выбора произведений...

Многое зависит от того, в каком тоне произносят слова священнослужители...

Об этом, пожалуй, в другой раз. 

 

Сейчас хочу заострить внимание не на этом, а на настройках. Помимо других, несомненно, более важных задач, каждого обиходного (или хорошего авторского) песнопения есть своя музыкально-техническая задача, направленная на то, чтобы петь было легко и собственно музыкальные трудности не мешали осуществлять другие задачи (которые более важны).  Для осуществления этих музыкально-технических задач правильные настройки жизненно необходимы! В одной и той же тональности всю службу петь нельзя: тесситура должна повышаться, причем повышаться в строго определенных местах!

Далее я привожу настройки, которые, на мой взгляд, для нашего довольно разношерстного состава оказались оптимальными. Их нетрудно скорректировать для другого мужского состава.

Конечно, могут быть и другие варианты, особенно, если Ваш хор поет гораздо лучше, чем мы. Но если Вы хотите железобетонной надежности... 

Вот наши настройки:

  1.  Великая ектиния (Киевская). ре-сиb-фа-сиb, си-бемоль мажор
  2. 1-й антифон (архимандрита Матфея). ре-си-соль, соль мажор
  3. Малая ектиния. ре-сиb-фа-сиb, си-бемоль мажор
  4. 2-й антифон (архимандрита Матфея). ре-си-соль, соль мажор
  5. «Единородный сыне...» (обиходное). ре-си-фа#-си, си минор
  6. Ектиния — БЕЗ НАСТРОЙКИ, в том же тоне. До этого момента эксперименты противопоказаны! Особенно на первых двух антифонах. Аккуратные первые два антифона — фундамент для третьего!
  7. «Во Царствии Твоем...» (Звоника). ми-до-соль-до, до мажор. Если с предыдущим все нормально, здесь уже возможно определенное творчество :-))
  8. «Приидите, поклонимся...» (обиходное). ре-сиb-фа-cb, си-бемоль мажор
  9. Тропари и кондаки. Тональности от си-бемоль мажор (соль минор) до ре-бемоль мажор (си-бемоль минор)
  10. Трисвятое
    • Болгарское. си-соль-ре-соль, соль мажор
    • Гефсиманское. ми-до#-ля, ля мажор
  11. Прокимен и аллилуарий. см. п.9
  12. «Слава тебе, Господи...» перед Евангелием. ми-до-соль-до, до мажор.
  13. «Слава тебе, Господи...» после Евангелия. Я не в коем случае не исключаю, что это можно спеть тихо. Но если нужно громкое звучание (как, скажем, у П. Чеснокова) здесь очень целесообразно достичь максимально возможной на данный момент высоты! Для нас это — ре-бемоль — ре мажор.
  14. Сугубая ектиния. БЕЗ НАСТРОЙКИ, в том же максимально высоком тоне! Задача — чтобы хор распелся как следует: впереди «Херувимская песнь»
  15. Ектинии: заупокойная, об оглашенных, перед «Херувимской». Тон не так важен, но лучше сильно не понижаться.
  16. «Херувимская песнь». Если с сугубой ектинией все прошло удачно — в данный момент хор может уже почти все. Если это «почти» еще не «все» — то можно чуть-чуть поднять тональность на «Великом Входе». 
    • Ниловой пустыни (гарм. Зайцева, оригинал в ля миноре). Наша тональность — сиb минор
    • А. Архангельского (оригинал в фа мажоре). Наша тональность — соль мажор
  17. Просительная ектиния. Ее техническая задача — активизировать АБСОЛЮТНО ВСЕ ресурсы хора и завершить подготовку музыкального фундамента для «Милости мира». Наш хор в этот момент уже распет до тональности ре-бемоль мажор.
  18. «Милость мира». 
    • С. Трубачева (оригинал — соль минор). Наша тональность — ли-сиb минор
    • Иерусалимская (оригинал в соль мажоре). Наша тональность — ля-бемоль-ля мажор
  19. «Достойно есть» или Задостойник. Обычно к этому моменту музыкально-технических проблем никаких уже нет.
  20. До конца Литургии — наши настройки:
    • Если мажор, то либо фа-реb-ляb-реb (ре-бемоль мажор) или ми-до#-ля (ля мажор), если нужно такое расположение («Тело Христово...»)
    • Если минор («Видехом свет истинный», обиходное), то фа-ре-ля-ре (ре минор)

Конечно, каждому регенту хотелось бы разучивать и петь красивые «Херувимские», «Милости мира» и «Достойно есть». Однако вместо того, чтобы сетовать на... скажем так, скромные возможности хора и сокрушаться по поводу того, что все хорошие певцы находятся в других местах — я бы посоветовал обратить внимание на то, что окружает эти песнопения. Три-четыре точных настройки во время службы смогут сэкономить Вам часы репетиций (это не значит, что не стоит репетировать вообще, просто Вы будете именно репетировать, а не зазубривать текст)! Еще раз повторю, особенно важны: настройка после Евангелия, настройка на просительную ектинию после «Херувимской» и перестройка на «Великом входе» (но только в том случае, если это необходимо). Ну и конечно, самая первая настройка чрезвычайно важна! Это вроде как подразумевается, но вдруг среди читателей есть такие же тупые, как и я? Неудачная тональность Великой ектинии принесет Вам проблемы с первым антифоном, а если Вы их экстренно не решите, снежный ком покатится дальше...

Как угадать первую тональность? Этот вопрос, в какой-то степени, уже выходит за рамки музыки...

Ладно....

Пока что для первого раза хватит. К вопросу выбора произведений обещаю вернуться. :-)))

С Праздником Святой Троицы и Днем Святого Духа! 

 

 

Добавить комментарий

Комментарии:

Шолпан
14.10.2009 18:24

Дорогой Петр!

Ваши объяснения очень хороши, и тональности приведены удобные (хоть у меня и не мужской, а смешаный состав с половиной безголосых альтов и плавающим басом). Но как быть, если и бдение, и литургия буквально "надерганы" из разнородных песнопений? "Достойно есть" Киевская, ектении все разные как назло, не говоря о том, что у левого хора и батюшек вообще бывают такие тональности, то сразу и не сообразишь, как после них хор настраивать, а ноты перед носом лежат и ждать никто не хочет... Я уже исхитряюсь настраивать фа мажор и ми-бемоль мажор на один тон, соль и фа тоже, хотя сердце кровью обливается и музыка страдает - но лишь бы хор лишний раз не смутить...

Какую литургию (и всенощное бдение) Вы посоветуете разучить, чтобы песнопения шли в более-менее удобных для хора тональностях и не в далеких степенях их (тональностей) родства?

С праздником Покрова Вас.


petya    Читать все комментарии petya
14.10.2009 23:00

И Вас тоже с праздником. Ектинии можно подбирать как раз под тон священников, об этом тоже есть в одном из постов раздела "регентам" (вроде, там где "Регент что-то слышит, певчие почти ничего не могут").

А вот на что не следует заморачиваться, так это на степени родства! Не бойтесь тональностей на расстоянии тритона от левого хора или тона священнослужителей. Скажу больше: в сложных случаях, когда все плывет - тональность на расстоянии тритона может оказаться единственным спасением: никакой батюшка вас в этом случае не собьет. Вы будете сосуществовать как бы в параллельных пространствах.

Многое написано о Ваших проблемах в вышеуказанном посте. По части конкретного репертуара для Литургии и Всенощной скажу так:

Освойте все самые простые обиходные песнопения. На них вы научитесь петь просто виртуозно. Чесноков и Трубачев никуда от вас не уйдут :-).

Смешанный хор вполне может спеть всю Литургию в одной тональности (в отличие от мужского, для которого постепенно поднимать тональность нужно практически обязательно). Если бы у меня был Ваш случай, я бы выучил следующее:

ЛИТУРГИЯ:
Великая ектиния - Обиход (та, которая проще некуда)
Антифоны - Греческого распева (все три, или Блаженны Киевским распевом)
Единородный Сыне - Обиход (который в миноре)
Приидите, поклонимся - Обиход (как Единородый Сыне) или Архиерейское
Тропари-кондаки - по ситуации
Трисвятое - Болгарского распева
Прокимен - 4-го и 6-го гласа; затем 3-го и 8-го
Аллилуарий - 1-го и 4-го гласа
Сугубая ектиния - Простая (так же, как Великая)
Заупокойная ектиния - ну... тут один общеизвестный вариант
Об оглашенных и перед Херувимской - тоже по простому
Херувимская песнь - Греческого распева или Старинного напева
Просительная ектиния - Обиход (как Великая и Сугубая)
Милость мира - Афонская
Достойно есть - медленно 8-м гласом или на любой легкий подобен
Тело Христово - тоже один общеизвестный вариант
Окончание Литургии - Обиход, по типу Единородный Сыне (и Приидите, поклонимся)

ВСЕНОЩНАЯ (ектинии простейшие, как в Литургии)
Предначинательный псалом - Греческого распева
Блажен муж - Обиход
Свете тихий - Обиход (забыл, как называется, но похоже на Единородный Сыне)
Прокимен - 6-го гласа (уже выучен на Литургии)
Сподоби, Господи - 8-м тропарным гласом
Ныне отпущаеши - 6-м гласом или на подобен или Киевского распева
Малое славословие - Болгарское
Хвалите имя Господне - Афонское (вариант, где первые 2 голоса в терцию)
Благословен еси Господи - 5-м гласом
От юности моея -так же, как поете Степенны других гласов
Величит душа моя Господа - простейшее
Великое славословие - Простейший обиход (эксперименты здесь очень опасны)
Воскресные тропари - на глас
Взбранной воеводе - 8-м гласом

На этом репертуаре я выправил бы для начала плавающий бас и безголосых альтов (это, кстати, не две разных, а ОДНА проблема). Простейшие ектинии будут очччень педагогично способствовать сему. Когда появится нормальная октава между басом и альтами, не замедлит "вычиститься" и квинта между басом и тенором. После этого можно двигаться дальше.

Более того: если чувствуете, что хор "плывет" - сразу упрощаете репертуар и "подчищаете" интонацию. Но чтобы упростить репертуар - хор должен знать его ;-). Поэтому даже если перечисленное мной кажется вам уровнем "ниже плинтуса" его, тем не менее, все равно полезно освоить.

Удачи :-)))


Шолпан
14.10.2009 23:50

Спасибо, вдохновили!


Шолпан
16.10.2009 01:13

Ура! Нашла и скачала чудесный сборник - почти все обиходное!)))) Просто и красиво!


Елена
20.11.2009 19:06

Спаси Вас Бог!
Как я Вам благодарна!!! то, что искала!... осталось разобраться детальней.
Успехов Вам.


Михаил
08.01.2010 19:49

Петр, с Рождеством Христовым Вас! Спасибо что Вы есть. Очень интересно читать Ваш блог, особенно по части церковного хороведения. Нет ли у Вас случайно ссылочки на четырехголосный обиход осмогласия ТСЛ. У нас назрела проблема делать однородный хор (больно много мужиков в хоре за последние пол года образовалось, а регент не знает что с ними делать) и потому придется переучивать некоторые партии, особенно партию баса (он там зеркально ходит, по отношению к смешанным нотам)...

И вообще, было бы неплохо, если бы Вы смогли написать интересную статью для регентов-самоучек по отличиям между однородным и смешанным хором. Серьёзно Вам говорю, в провинции девочки-регентессы вообще не понимают отличий. Они не знают, что тональность для однородного хора надо поднимать на кварту и дают тон как для смешанного. В итоге бас и второй голос дудят в приму, периодически друг с другом "секундируя"...

Вот у нас, например, первых теноров вообще нет. Шесть мужиков - одни баритоны (ре-ми 1-й октавы - это уже задушиться). Ну один "контробас" есть (фа-контроктавы), это повезло. Я подумываю предложить регенту, чтобы партию первого тенора исполняли женщины-альты в низкой для них тесситуре (чтобы была терция со вторым тенором)... Насколько это чревато и чем это грозит?

Спасибо.


petya    Читать все комментарии petya
10.01.2010 19:23

Спасибо, Михаил, Вас тоже с праздником :-)

Ссылки на обиход у меня, к сожалению нет.Если эти ноты нужны вам для того, чтобы гласы выучить - учите те же самые гласы, которые поет ваш смешанный хор.

Переучивать партию баса - не та проблема, на которой следует акцентировать внимание. Самое главное - выучить партии первых двух голосов. Если никто из вас никогда не пел в мужском хоре - первые два голоса могут стать большой проблемой.

Тем более вам и так придется очень туго без первых теноров первых теноров. Худшее, что вы в этом случае можете сделать - это связаться с "тетками". Женщин в мужском хоре не должно быть категорически, а регентом должен быть кто-то из вас (или некоторые из вас, по очереди). Если первых теноров будут петь альты - у вас получится ухудшенный вариант смешанного хора. Будет казаться, что альты что-то поют, а вы все фальшивите. Терцию с ними ваши вторые тенора не состроят практически наверняка. А вот тональность в вашем случае будет практически совпадать с тональностью смешанного хора. Именно из-за отсутствия высоких голосов.

Теперь несколько слов о том, что вам в такой ситуации делать. Во-первых, ни в коем случае не "подставляйтесь", женщин в свой однородный хор не берите как бы трудно вам ни было. Во-вторых, сверхзадачи на себя сразу не возлагайте. Петь обычные гласы мужским составом довольно трудно (они изначально были гармонизованы для смешанного хора, где верхнюю пару голосов поют женщины, хоть это и противоречило всем канонам), это подразумевает определенную виртуозность. Ну и, в третьих, если вам действительно хочется петь мужским составом, наберитесь терпения. Несколько лет еженедельных спевок должны принести вам желаемый результат.

Теперь более конкретно. Если вам повезло настолько, что среди мужиков есть два-три человека, которые уже сейчас споют верхнюю пару голосов в любых гласах - вы можете уже сейчас петь на два хора. Даже стихиры (потому что тональности будут совпадать). Четыре голоса таким составом, однако, вы не потянете. Из семерых мужиков басовую партию в четырехголосном хоре должны петь минимум двое (если они громкие и уверенные), а лучше - трое. Одного вашего октависта будет явно мало. Поэтому пусть лучше хор у вас будет трехголосным. Вариантов раскладки по голосам у вас будет два:
1) Самые высокие поют 1-й голос, которые пониже - 2-й, самые низкие -3-й.
2) Самые низкие поют 2-й голос, средние по высоте голоса - 1-й, самые высокие голоса - баритоновую партию (наверху, естественно).
В обоих случаях октавист поет басовую партию.

Правда, судя по тому, что самый легкий и удобный 1-й вариант (2-й гораздо сложнее) для вас пока не легок, рискну предположить, что стихиры на два хора на сегодняшний день вы не споете. Тогда учите малую ектинию 1-м вариантом и избавляйтесь от секундирования. Когда выучите простейшую малую ектинию - пойте этим самым элементарны вариантом сугубые и просительные ектинии. Ну и, конечно, Символ веры и "Отче наш" на Литургии. Все стальное пусть поет смешанный хор. Потом постепенно учите самыми простыми напевами другие песнопения. Если вам не будут разрешать поначалу петь Литургию целиком, выучите и пойте панихиду.

Если для Вас проблема даже в том, чтобы разделиться на три голоса - тоже не следует опускать руки. Пусть один-два человека поют один из первых голосов, а остальные тянут "тянучку" (иссон). Впрочем, даже если вы будете всемером петь что-то в унисон (но чисто!) - это тоже вполне удовлетворительное решение на первое время.

Удачи :-)

P.S. Вообще для вопросов подобного рода я специально создал форум regent.kulichkin.ru
Пока что народу там у нас маловато, но со временем, думаю, наберется контингент :-)))


Rambler's Top100