о музыке:
- П. Куличкин. Концертино для симфонического оркестра
- Теодор Курентзис в Перми, или несколько слов о том, как правильно жарить курицу
- Концерты современной музыки
- «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Несколько слов о музыкальной драматургии оперного спектакля
- Комментарии к «Советам и жизненным правилам музыкантов» Роберта Шумана
- Заупокойный концерт пермских композиторов
- Как правильно играть Шопена?
- Музыкальная прогулка в трех соснах (В.А. Моцарт. «Волшебная флейта»)
- Теория музыки для начинающих. Музыкальный строй
- Теория музыки для начинающих. Учим ноты
- Классика для рок-музыкантов
- «Виновата ли я?» и... сектанты!
- Набор нот на компьютере. Введение в Лилипонд (LilyPond)
- "Под чёрным флагом. Морские истории" (фрагменты)
- НиЗаЧот. Я начинаю ставить двойки
- Симфонические танцы Рахманинова - 3-я часть
- Пермь. Концерт Ильи Гофмана (альт) и Юлии Смирновой (фортепиано)
- Николай Голованов и владимирские рожки
- Рахманиновский аккорд
- Сольфеджио: самостоятельная работа
- К дню рождения Д.Д. Шостаковича
- Сольфеджио. К дню рождения Анатолия Петровича Куличкина
- «Записки ханыги». ПРЕМЬЕРА!!!
- Музыка на стихи Д. Хармса...
о литературе:
- Литература и беллетристика XX века: зачем был нужен твердый знак?
- И.В. Гёте: "Следовательно, выпьем!.."
- Фамилии у Булгакова
- Татьяна Ануфриева. Стихи
- Нецензурные выражения в блогах
- 26 правил русского языка
- Артём Кочарян. Поэт и программист
- Леонид Каганов. Баллада о попиле бабла
- О Томе Сойере
- Поэтический драйв Александра Косарева: арко или пиццикато?
- Поэт кирпичных небоскребов. Стихи Ольги Шестаковой
- Л. Толстой. «Два гусара»
- Л. Толстой. «Казаки»
- Сергей Ларин. Новое поколение отбирают
- Вадим Шефнер. «Совет историку»
- Михаил Булгаков. «Собачье сердце»
- Что такое художественный блог...
- Дневник Даниила Хармса
о кино:
- Кинуха высокой душевности (Про «Царя» П. Лунгина)
- Фрося Бурлакова и 1937-й год
- Вахтанг Кикабидзе: что достоверно?..
- Сталкер по Никите Михалкову
- Служебный роман Э. Рязанова — актерский этюд
- Служебный роман Эльдара Рязанова
- Звездные войны: форма цикла...
- Звездные войны: русское кино?..
о театре:
- Моцарт и Сальери. Зимняя сказка
- Набоков - Чайковский - Шопен - скрипка - рояль - Он - Она - ...- ?
- Пермская опера: "Орфей" Монтеверди
- Пермский ТЮЗ: премьера. Михай Себастиан. Безымянная звезда
фотографии:
- Город осени и православного декаданса
- Анабазис Ек-Бург-НТагил-Невьянск
- Анатолий Зернин. Концерт «В руинах долгостроя»
- Елена Овчинникова. Пущино — Бостон — Сан-Франциско
- Кенигсберг год спустя (фотографии от vladimir and irina)
- Антон Коргатов. Первый день лагеря «Вертоград»
- Марфа Скубенко: "Самое дурацкое что могла найти на просторах интернета"
- Египет и прочее (фотографии от vladimir and irina)
- Куда заканчивается Кама или Пермский Энергетический Шлюз (полный отчет)
- Анатолий Маринин — оперный солист, скрипач и фотограф
- Илья Боронников — фотографии
- Москва. Белорусский вокзал в июле: окрестности
- Москва — город контрастов
- Фотографии из музея-квартиры Е.Ф. Гнесиной
регентам:
- В помощь регенту мужского хора
- Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна
- Форум по музыкально-церковному искусству
- «Воскресение Христово видевше...», глас 7
- О тенорах, квартах и квинтах, а также о смешанном и однородном церковном хоре
- Церковная музыка: регент что-то слышит, певчие почти ничего не могут: что делать?...
- Церковная музыка: мажор или минор?..
- Специфика церковной музыки...
о недвижимости:
- Блог риэлтора. Как рекламировать услуги в сфере недвижимости
- Квартиры в Москве и Московской области (Подмосковье)
- Ипотека: каждый решает сам
- Недвижимость на вторичном рынке
- Агентство недвижимости «Квартирный вопрос» (г. Москва)
обо мне:
- Провал как успех или 2-я ДМШ 25 лет спустя
- Автобиография
- Что я думаю о копирайте
- Содержимое моего бумажника
- Как я познакомился с Робертом Габитовым
- Рок-музыка и авторская песня
- Моим будущим биографам
- Сантехническая притча-2
- О верхних и нижних. Сантехническая притча
- Во саду ли в огороде...
- Затронет ли кризис Россию?..
- Октябрьское утро
- П. Куличкин (то есть я). Осенняя графоманистическая поэма
- Москва. День города
- Мой новый имидж
- Мое местожительство в г. Пущино
- Мой рабочий кабинет и спальня
- Кухня и ванна у меня дома
- Мое рабочее место
- Что находится у меня в рюкзаке
- Фотография от 11 июля...
- Сегодня у меня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!
- Мой Рабочий Стол
- Автоцитата
о жизни вообще:
- Заметки о нас
- От субботы до понедельника
- Баку. Терминал Европа-Азия
- Образование, характер и ретроспектива судьбы
- Искусство борща
- Как пиарить форум?..
- Хамство студентов
- Как восстановить промышленность в России?..
- Как жить дальше?
- Пермь. Комментарии к Алексею Иванову
- Пермский Колизей
- Еда профессионалов
- Школа №112
- Веб-такса Пампа
- Асфальтовый ёж
- Телевизор А.Скрябина
- Свинья в 466-й маршрутке
- Союз политики, бизнеса и искусства
Куличкин Блог
А это http://petya.blogik.org мой другой блог
15.06.2008 18:48
Читать только Специфика церковной музыки...
Специфика церковной музыки...
Специфика церковной музыки или что я могу посоветовать начинающим регентам?
Первое. Прежде чем начать писать об этом — я подумал, стоит ли это делать.
Второе. Если бы я не видел пользы в этом посте — писать бы не стал.
Третье. Для тех кто не знает: самооценка у меня очень высокая, но это не значит, что я не ошибаюсь.
Если то, что Вы сейчас будете читать, кажется Вам совершенно очевидным, значит перед Вами пример редкой тупизны в сочетании с редким самомнением. Внимательно почитайте, так как другая возможность наблюдать что-то подобное представится, вероятно, не скоро.
Если то, что Вы сейчас будете читать кажется Вам совершенно ошибочным — задумайтесь... Иначе есть риск задуматься при менее приятных обстоятельствах
Небольшое предисловие...
С февраля 2007 года я начал петь в мужском хоре Домодедовского благочиния (на фотографии), основанный где-то в 2002 году дьяконом Сергием (Голевым). В Соборе всех святых, в земле Российской просиявших мы пели раннюю Литургию по воскресеньям и праздничным дням. Когда отец Сергий стал священником, и на его плечи легли заботы о собственных приходах — в январе-феврале руководил хором на ранней Литургии Виктор Анохин, а с марта — я.
«Неслыханная наглость! И что еще он нам собирается советовать, когда сам ничего толком не умеет? Чему можно научиться за три месяца?!..» — можете сказать Вы. На это я могу Вам предложить четыре ответа.
Первый ответ. Перечитайте начало и получайте удовольствие :-))))
Второй ответ. Священник Сергий Голев и Виктор Анохин — это совершенно замечательные музыканты и регенты. О них совершенно невозможно писать мимоходом... Я начинал ДАЛЕКО не с белого листа. Более того, скорее всего, я лишь обобщаю опыт других.
Третий ответ. Вы не одиноки в своем праведном гневе. Возможно, что настоятель Собора всех святых в земле Российской просиявших (г. Домодедово) протоиерей Александр Васильев думает так же, как и Вы. Или, по крайней мере, думал так, потому что...
Четвертый ответ. Многое из изложенного здесь было установлено ускоренно-опытным путем, а ошибки на этом пути сопровождались более чем однозначно трактуемыми замечаниями настоятеля храма протоиерея Александра (дай Бог ему здоровья) с употреблением в адрес регента (то есть меня) крылатых, но довольно крепких выражений типа: «дать в скворешник» и «получить по скворешнику».
Итак, начнем...
Для тех кто все еще уверен, что я идиот, скажу умную фразу:
ВСЯ ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА — ЭТО ВАРИАЦИЯ НА ОБИХОД
Комментировать (пока!) не буду. Интересно — спрашивайте, поясню. Есть о чем поговорить на три-четыре страницы... :-))))
................
Все. Надеюсь, супер-опытных и все-знающих регентов (как от консерватории, так и от сохи) больше тут не осталось.
Теперь для тех, кому этот пост ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужен. Перейдем к делу.
Если Вы профессиональный музыкант, и у Вас за плечами, по крайней мере, музыкальное училище, но пока еще не сталкивались с церковной музыкой — читайте внимательно! У Вас как раз мой случай, и, я уверен, Вы не повторите моих ошибок (по крайней мере, без собственной на то воли). Если же Вам просто нужно чтобы мужской хор ЗВУЧАЛ, а желания возможности (или даже попросту времени) разобраться во всем этом нет — проглядите крупным планом состав нашего хора (следующий абзац) и сразу читайте про настройки (это в конце).
Состав мужского хора Собора всех святых, в земле Российской просиявших (г. Домодедово). Не думаю, чтобы состав нашего хора как-то особо отличался от других хоров. Скорее всего, у Вас в хоре ситуация почти такая же.
Паша Тюрнин — вокалист (тенор), студент Московского государственного института культуры. Первый тенор. Крейсерский диапазон: си малой октавы — ми первой октавы. Кульминационные ноты — фа — соль первой октавы.
- Замечание. Крейсерский диапазон — это ноты, на которых легко и приятно петь первую или вторую (или изощренную басовую для низких голосов) партию, скажем, «кудрявых» стихирных гласов. Кульминационные ноты — на которых легко и удобно петь очень громко.
Артём Суслов — секретарь настоятеля, обладатель луженой глотки. Второй (и очень громкий) тенор. Крейсерский диапазон: соль малой октавы — до первой октавы. Кульминационные ноты до-диез — ми-бемоль первой октавы.
Антон Киндяков — учащийся выпускного класса православной гимназии им. преп. Серафима Саровского. ???. Известно, что регент хора Даниловского монастыря в Москве Георгий Сафонов (обычно легко определяющий тип голоса по тому, как человек разговаривает), после довольно подробного прослушивания определил его голос как «лирический тенор», но посоветовал все-таки съездить к фониатру и сделать снимок связок. Антон пока что к фониатру не ездил. Многие считают, что у него баритон. На сегодня его крейсерские диапазоны (в зависимости от распетости) либо си-бемоль малой октавы — ми-бемоль первой октавы, либо ре малой октавы — соль малой октавы. Терция от соль до си-бемоля малой октавы довольно опасна: он почему-то в этом месте любит занижать. Кульминационные ноты — неизвестны: как распоется, такие и будут. Могут быть как в районе ре — ми-бемоля первой октавы, так и в районе соль-ля первой октавы. В итоге он у нас обычно поет баритоновую партию, но иногда там где она есть а иногда — на октаву выше, т.е. выше первых теноров.
Алексей Поеров — бизнесмен. Баритон. Крейсерский диапазон фа — си-бемоль малой октавы. Кульминационные ноты си малой — до первой октавы.
Алексей Васильевич Кобзев — самородок. Поет в Соборе уже 15 лет. Отличается довольно редкой чистотой интонации. Единственный, кто сейчас в нашем составе может спеть басовую партию «высокой степени кудрявости». Лирический баритон. Крейсерский диапазон — практически вся малая октава, но низом малой октавы лучше все-таки не злоупотреблять. Кульминационные ноты ля-бемоль малой — до первой октавы.
Евгений Неводин, он же Женя-мент :-) — алтарник Собора всех святых, в земле Российской просиявших, в прошлом милиционер. Бас-баритон. Крейсерский диапазон где-то в районе первой половины малой октавы.
Александр Михайлович Спицын — телемеханик. Бас. Самая сильная сторона — стандартные кварто-квинтовые басовые ходы, которые звучат довольно уверенно и громко.
Алексей Добрынин — почти как Алексей Васильевич, но в будущем, хоть и не очень далеком. Лирический баритон. Пока учащийся православной гимназии им. преп. Серафима Саровского.
Сергей Васильев — тоже учащийся православной гимназии им. преп. Серафима Саровского.
Андрей Жегин — о нем надо писать особо и много. Но не здесь.
Ну и, наконец, я — Петр Куличкин — безголосый регент (не исключено, что уже бывший :-)), но об этом потом). Типа первый тенор, но без нормальных верхов. Крейсерский диапазон до — ми первой октавы. Кульминационные ноты фа-диез — соль первой октавы.
У данного состава хора на 1 марта 2008 года обнаружились две трудности. Ранее партию первого тенора пел отец Сергий (Паша начал постоянно петь в мужском хоре лишь где-то с марта), и с первой партией НИКОГДА НЕ БЫЛО ПРОБЛЕМ. Хор привык к довольно высокой тесситуре, а когда загоняют в низы, где голос не звучит — кому это понравится? А даже если опустить всю тесситуру — то низких басов тоже нет. Хор просто не будет звучать...
Переучивать партии — это долго, а времени нет...
Многое тут, конечно, зависит от выбора произведений...
Многое зависит от того, в каком тоне произносят слова священнослужители...
Об этом, пожалуй, в другой раз.
Сейчас хочу заострить внимание не на этом, а на настройках. Помимо других, несомненно, более важных задач, каждого обиходного (или хорошего авторского) песнопения есть своя музыкально-техническая задача, направленная на то, чтобы петь было легко и собственно музыкальные трудности не мешали осуществлять другие задачи (которые более важны). Для осуществления этих музыкально-технических задач правильные настройки жизненно необходимы! В одной и той же тональности всю службу петь нельзя: тесситура должна повышаться, причем повышаться в строго определенных местах!
Далее я привожу настройки, которые, на мой взгляд, для нашего довольно разношерстного состава оказались оптимальными. Их нетрудно скорректировать для другого мужского состава.
Конечно, могут быть и другие варианты, особенно, если Ваш хор поет гораздо лучше, чем мы. Но если Вы хотите железобетонной надежности...
Вот наши настройки:
- Великая ектиния (Киевская). ре-сиb-фа-сиb, си-бемоль мажор
- 1-й антифон (архимандрита Матфея). ре-си-соль, соль мажор
- Малая ектиния. ре-сиb-фа-сиb, си-бемоль мажор
- 2-й антифон (архимандрита Матфея). ре-си-соль, соль мажор
- «Единородный сыне...» (обиходное). ре-си-фа#-си, си минор
- Ектиния — БЕЗ НАСТРОЙКИ, в том же тоне. До этого момента эксперименты противопоказаны! Особенно на первых двух антифонах. Аккуратные первые два антифона — фундамент для третьего!
- «Во Царствии Твоем...» (Звоника). ми-до-соль-до, до мажор. Если с предыдущим все нормально, здесь уже возможно определенное творчество :-))
- «Приидите, поклонимся...» (обиходное). ре-сиb-фа-cb, си-бемоль мажор
- Тропари и кондаки. Тональности от си-бемоль мажор (соль минор) до ре-бемоль мажор (си-бемоль минор)
- Трисвятое
- Болгарское. си-соль-ре-соль, соль мажор
- Гефсиманское. ми-до#-ля, ля мажор
- Прокимен и аллилуарий. см. п.9
- «Слава тебе, Господи...» перед Евангелием. ми-до-соль-до, до мажор.
- «Слава тебе, Господи...» после Евангелия. Я не в коем случае не исключаю, что это можно спеть тихо. Но если нужно громкое звучание (как, скажем, у П. Чеснокова) здесь очень целесообразно достичь максимально возможной на данный момент высоты! Для нас это — ре-бемоль — ре мажор.
- Сугубая ектиния. БЕЗ НАСТРОЙКИ, в том же максимально высоком тоне! Задача — чтобы хор распелся как следует: впереди «Херувимская песнь»
- Ектинии: заупокойная, об оглашенных, перед «Херувимской». Тон не так важен, но лучше сильно не понижаться.
- «Херувимская
песнь». Если с сугубой ектинией все прошло удачно — в данный момент хор
может уже почти все. Если это «почти» еще не «все» — то можно чуть-чуть
поднять тональность на «Великом Входе».
- Ниловой пустыни (гарм. Зайцева, оригинал в ля миноре). Наша тональность — сиb минор
- А. Архангельского (оригинал в фа мажоре). Наша тональность — соль мажор
- Просительная ектиния. Ее техническая задача — активизировать АБСОЛЮТНО ВСЕ ресурсы хора и завершить подготовку музыкального фундамента для «Милости мира». Наш хор в этот момент уже распет до тональности ре-бемоль мажор.
- «Милость мира».
- С. Трубачева (оригинал — соль минор). Наша тональность — ли-сиb минор
- Иерусалимская (оригинал в соль мажоре). Наша тональность — ля-бемоль-ля мажор
- «Достойно есть» или Задостойник. Обычно к этому моменту музыкально-технических проблем никаких уже нет.
- До конца Литургии — наши настройки:
- Если мажор, то либо фа-реb-ляb-реb (ре-бемоль мажор) или ми-до#-ля (ля мажор), если нужно такое расположение («Тело Христово...»)
- Если минор («Видехом свет истинный», обиходное), то фа-ре-ля-ре (ре минор)
Конечно, каждому регенту хотелось бы разучивать и петь красивые «Херувимские», «Милости мира» и «Достойно есть». Однако вместо того, чтобы сетовать на... скажем так, скромные возможности хора и сокрушаться по поводу того, что все хорошие певцы находятся в других местах — я бы посоветовал обратить внимание на то, что окружает эти песнопения. Три-четыре точных настройки во время службы смогут сэкономить Вам часы репетиций (это не значит, что не стоит репетировать вообще, просто Вы будете именно репетировать, а не зазубривать текст)! Еще раз повторю, особенно важны: настройка после Евангелия, настройка на просительную ектинию после «Херувимской» и перестройка на «Великом входе» (но только в том случае, если это необходимо). Ну и конечно, самая первая настройка чрезвычайно важна! Это вроде как подразумевается, но вдруг среди читателей есть такие же тупые, как и я? Неудачная тональность Великой ектинии принесет Вам проблемы с первым антифоном, а если Вы их экстренно не решите, снежный ком покатится дальше...
Как угадать первую тональность? Этот вопрос, в какой-то степени, уже выходит за рамки музыки...
Ладно....
Пока что для первого раза хватит. К вопросу выбора произведений обещаю вернуться. :-)))
С Праздником Святой Троицы и Днем Святого Духа!
Комментарии:
Шолпан
14.10.2009 16:24
Дорогой Петр!
Ваши объяснения очень хороши, и тональности приведены удобные (хоть у меня и не мужской, а смешаный состав с половиной безголосых альтов и плавающим басом). Но как быть, если и бдение, и литургия буквально "надерганы" из разнородных песнопений? "Достойно есть" Киевская, ектении все разные как назло, не говоря о том, что у левого хора и батюшек вообще бывают такие тональности, то сразу и не сообразишь, как после них хор настраивать, а ноты перед носом лежат и ждать никто не хочет... Я уже исхитряюсь настраивать фа мажор и ми-бемоль мажор на один тон, соль и фа тоже, хотя сердце кровью обливается и музыка страдает - но лишь бы хор лишний раз не смутить...
Какую литургию (и всенощное бдение) Вы посоветуете разучить, чтобы песнопения шли в более-менее удобных для хора тональностях и не в далеких степенях их (тональностей) родства?
С праздником Покрова Вас.
petya Читать все комментарии petya
14.10.2009 21:00
И Вас тоже с праздником. Ектинии можно подбирать как раз под тон священников, об этом тоже есть в одном из постов раздела "регентам" (вроде, там где "Регент что-то слышит, певчие почти ничего не могут").
А вот на что не следует заморачиваться, так это на степени родства! Не бойтесь тональностей на расстоянии тритона от левого хора или тона священнослужителей. Скажу больше: в сложных случаях, когда все плывет - тональность на расстоянии тритона может оказаться единственным спасением: никакой батюшка вас в этом случае не собьет. Вы будете сосуществовать как бы в параллельных пространствах.
Многое написано о Ваших проблемах в вышеуказанном посте. По части конкретного репертуара для Литургии и Всенощной скажу так:
Освойте все самые простые обиходные песнопения. На них вы научитесь петь просто виртуозно. Чесноков и Трубачев никуда от вас не уйдут :-).
Смешанный хор вполне может спеть всю Литургию в одной тональности (в отличие от мужского, для которого постепенно поднимать тональность нужно практически обязательно). Если бы у меня был Ваш случай, я бы выучил следующее:
ЛИТУРГИЯ:
Великая ектиния - Обиход (та, которая проще некуда)
Антифоны - Греческого распева (все три, или Блаженны Киевским распевом)
Единородный Сыне - Обиход (который в миноре)
Приидите, поклонимся - Обиход (как Единородый Сыне) или Архиерейское
Тропари-кондаки - по ситуации
Трисвятое - Болгарского распева
Прокимен - 4-го и 6-го гласа; затем 3-го и 8-го
Аллилуарий - 1-го и 4-го гласа
Сугубая ектиния - Простая (так же, как Великая)
Заупокойная ектиния - ну... тут один общеизвестный вариант
Об оглашенных и перед Херувимской - тоже по простому
Херувимская песнь - Греческого распева или Старинного напева
Просительная ектиния - Обиход (как Великая и Сугубая)
Милость мира - Афонская
Достойно есть - медленно 8-м гласом или на любой легкий подобен
Тело Христово - тоже один общеизвестный вариант
Окончание Литургии - Обиход, по типу Единородный Сыне (и Приидите, поклонимся)
ВСЕНОЩНАЯ (ектинии простейшие, как в Литургии)
Предначинательный псалом - Греческого распева
Блажен муж - Обиход
Свете тихий - Обиход (забыл, как называется, но похоже на Единородный Сыне)
Прокимен - 6-го гласа (уже выучен на Литургии)
Сподоби, Господи - 8-м тропарным гласом
Ныне отпущаеши - 6-м гласом или на подобен или Киевского распева
Малое славословие - Болгарское
Хвалите имя Господне - Афонское (вариант, где первые 2 голоса в терцию)
Благословен еси Господи - 5-м гласом
От юности моея -так же, как поете Степенны других гласов
Величит душа моя Господа - простейшее
Великое славословие - Простейший обиход (эксперименты здесь очень опасны)
Воскресные тропари - на глас
Взбранной воеводе - 8-м гласом
На этом репертуаре я выправил бы для начала плавающий бас и безголосых альтов (это, кстати, не две разных, а ОДНА проблема). Простейшие ектинии будут очччень педагогично способствовать сему. Когда появится нормальная октава между басом и альтами, не замедлит "вычиститься" и квинта между басом и тенором. После этого можно двигаться дальше.
Более того: если чувствуете, что хор "плывет" - сразу упрощаете репертуар и "подчищаете" интонацию. Но чтобы упростить репертуар - хор должен знать его ;-). Поэтому даже если перечисленное мной кажется вам уровнем "ниже плинтуса" его, тем не менее, все равно полезно освоить.
Удачи :-)))
Шолпан
14.10.2009 21:50
Спасибо, вдохновили!
Шолпан
15.10.2009 23:13
Ура! Нашла и скачала чудесный сборник - почти все обиходное!)))) Просто и красиво!
Елена
20.11.2009 17:06
Спаси Вас Бог!
Как я Вам благодарна!!! то, что искала!... осталось разобраться детальней.
Успехов Вам.
Михаил
08.01.2010 17:49
Петр, с Рождеством Христовым Вас! Спасибо что Вы есть. Очень интересно читать Ваш блог, особенно по части церковного хороведения. Нет ли у Вас случайно ссылочки на четырехголосный обиход осмогласия ТСЛ. У нас назрела проблема делать однородный хор (больно много мужиков в хоре за последние пол года образовалось, а регент не знает что с ними делать) и потому придется переучивать некоторые партии, особенно партию баса (он там зеркально ходит, по отношению к смешанным нотам)...
И вообще, было бы неплохо, если бы Вы смогли написать интересную статью для регентов-самоучек по отличиям между однородным и смешанным хором. Серьёзно Вам говорю, в провинции девочки-регентессы вообще не понимают отличий. Они не знают, что тональность для однородного хора надо поднимать на кварту и дают тон как для смешанного. В итоге бас и второй голос дудят в приму, периодически друг с другом "секундируя"...
Вот у нас, например, первых теноров вообще нет. Шесть мужиков - одни баритоны (ре-ми 1-й октавы - это уже задушиться). Ну один "контробас" есть (фа-контроктавы), это повезло. Я подумываю предложить регенту, чтобы партию первого тенора исполняли женщины-альты в низкой для них тесситуре (чтобы была терция со вторым тенором)... Насколько это чревато и чем это грозит?
Спасибо.
petya Читать все комментарии petya
10.01.2010 17:23
Спасибо, Михаил, Вас тоже с праздником :-)
Ссылки на обиход у меня, к сожалению нет.Если эти ноты нужны вам для того, чтобы гласы выучить - учите те же самые гласы, которые поет ваш смешанный хор.
Переучивать партию баса - не та проблема, на которой следует акцентировать внимание. Самое главное - выучить партии первых двух голосов. Если никто из вас никогда не пел в мужском хоре - первые два голоса могут стать большой проблемой.
Тем более вам и так придется очень туго без первых теноров первых теноров. Худшее, что вы в этом случае можете сделать - это связаться с "тетками". Женщин в мужском хоре не должно быть категорически, а регентом должен быть кто-то из вас (или некоторые из вас, по очереди). Если первых теноров будут петь альты - у вас получится ухудшенный вариант смешанного хора. Будет казаться, что альты что-то поют, а вы все фальшивите. Терцию с ними ваши вторые тенора не состроят практически наверняка. А вот тональность в вашем случае будет практически совпадать с тональностью смешанного хора. Именно из-за отсутствия высоких голосов.
Теперь несколько слов о том, что вам в такой ситуации делать. Во-первых, ни в коем случае не "подставляйтесь", женщин в свой однородный хор не берите как бы трудно вам ни было. Во-вторых, сверхзадачи на себя сразу не возлагайте. Петь обычные гласы мужским составом довольно трудно (они изначально были гармонизованы для смешанного хора, где верхнюю пару голосов поют женщины, хоть это и противоречило всем канонам), это подразумевает определенную виртуозность. Ну и, в третьих, если вам действительно хочется петь мужским составом, наберитесь терпения. Несколько лет еженедельных спевок должны принести вам желаемый результат.
Теперь более конкретно. Если вам повезло настолько, что среди мужиков есть два-три человека, которые уже сейчас споют верхнюю пару голосов в любых гласах - вы можете уже сейчас петь на два хора. Даже стихиры (потому что тональности будут совпадать). Четыре голоса таким составом, однако, вы не потянете. Из семерых мужиков басовую партию в четырехголосном хоре должны петь минимум двое (если они громкие и уверенные), а лучше - трое. Одного вашего октависта будет явно мало. Поэтому пусть лучше хор у вас будет трехголосным. Вариантов раскладки по голосам у вас будет два:
1) Самые высокие поют 1-й голос, которые пониже - 2-й, самые низкие -3-й.
2) Самые низкие поют 2-й голос, средние по высоте голоса - 1-й, самые высокие голоса - баритоновую партию (наверху, естественно).
В обоих случаях октавист поет басовую партию.
Правда, судя по тому, что самый легкий и удобный 1-й вариант (2-й гораздо сложнее) для вас пока не легок, рискну предположить, что стихиры на два хора на сегодняшний день вы не споете. Тогда учите малую ектинию 1-м вариантом и избавляйтесь от секундирования. Когда выучите простейшую малую ектинию - пойте этим самым элементарны вариантом сугубые и просительные ектинии. Ну и, конечно, Символ веры и "Отче наш" на Литургии. Все стальное пусть поет смешанный хор. Потом постепенно учите самыми простыми напевами другие песнопения. Если вам не будут разрешать поначалу петь Литургию целиком, выучите и пойте панихиду.
Если для Вас проблема даже в том, чтобы разделиться на три голоса - тоже не следует опускать руки. Пусть один-два человека поют один из первых голосов, а остальные тянут "тянучку" (иссон). Впрочем, даже если вы будете всемером петь что-то в унисон (но чисто!) - это тоже вполне удовлетворительное решение на первое время.
Удачи :-)
P.S. Вообще для вопросов подобного рода я специально создал форум regent.kulichkin.ru
Пока что народу там у нас маловато, но со временем, думаю, наберется контингент :-)))