Куличкин Блог

А это http://petya.blogik.org мой другой блог


06.06.2008 01:14
Читать только Что такое художественный блог...


Что такое художественный блог...

Композитор Петр Куличкин. Блог. Фотография композитора Петра Куличкина
композитор
Петр Куличкин
 

Что такое художественный блог. Ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина

Вот что пишет Михаил Юрьевич Лермонтов. «Герой нашего времени»:

«Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это известие меня очень обрадовало: оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить имя над чужим произведением. Дай Бог, чтоб читатели меня не наказали за такой невинный подлог!

Теперь я должен несколько объяснить причины, побудившие меня предать публике сердечные тайны человека, которого я никогда не знал. Добро бы я был еще его другом: коварная нескромность истинного друга понятна каждому; но я видел его только раз в моей жизни на большой дороге, следовательно, не могу питать к нему той неизъяснимой ненависти, которая, таясь под личиною дружбы, ожидает только смерти или несчастия любимого предмета, чтоб разразиться над его головою градом упреков, советов, насмешек и сожалений. Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки.

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. Исповедь Руссо имеет уже недостаток, что он читал ее своим друзьям».

 

Позволю себе немного прокомментировать:

  1. Никто в здравом уме и твердой памяти не станет публиковать собственный психоанализ в Интернете
  2. Думаю, что на самом деле «недостаток» Исповеди Руссо является ее достоинством. Лермонтов здесь очень умело и ловко разыгрывает читателя, фактически делая из Журнала Печорина... ту же самую Исповедь Руссо!.. :-))
  3. Жизнь в мегаполисе как реалити-шоу. Видеокамеры, прослушиваемые мобильники, жучки всякие и т.п. Привычка ко вранью, к интерпретации вранья с целью выудить факты. Лучший способ перехитрить эту систему — транслировать в нее только правду: система сочтет правду очередным враньем, сглючит и не заметит Вас :-))). Сенсацию на правде  не сделаешь.
  4. Печорин несенсационен. Он обычен. «Сердечные тайны» — это даже и не тайны вовсе: будто и не знал никто в Пятигорске, что там у них с Грушницким и княжной вышло? Знали все, конечно. Думаю, что если сейчас что-то подобное опубликовать, даже в Интернете, — никто не заметит. Это парадокс, если сопоставить с п. 1.
  5. С первым предложением последнего абзаца полностью согласен. Мы смотрим мимо Печориных. Наши «Печорины», попадая в телевизор или даже в камеру видонаблюдения в супермаркете, сразу превращаются в многочисленных «Руссо». А теряя Печориных, опять наступаем на грабли, потому что лоханулись с «историей целого народа». Нашего народа, кстати. Сопоставив с п. 2 — получим еще один парадокс.
  6. В первом абзаце Лермонтов ставит свое имя над журналом Печорина, доказывает его полную нехудожественность во втором абзаце, затем в третьем абзаце (как полный идиот-морализатор) нагло заявляет, что типа «в настоящей литературе» документально-историческое выше художественного, осуждая Руссо и прекрасно осознавая, что в этом он неправ. Потом Лермонтов, как на блюдечке, преподносит Журнал уже в виде художественного произведения (это можно показать, если смотреть в текст, но очень значительную, если не ключевую роль в процессе охудожествления играет сам факт перемены авторства). И когда внимательный читатель, прочитав Княжну Мери, гневно спрашивает у автора: «Что за нестыкуха? Ты обещал документалистику, а _это_ что?!..», Лермонтов ненавязчиво адресует его к первому абзацу (из процитированных мной) и сообщает, что за подлог он уже извинился (заранее). Причем подлог-де был, видите ли, «невинный».
  7. НИЧЕГО СЕБЕ, «невинный»!!!!!!!!!!!!!!! %-)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

 

 

Комментарии:

kgv
16.01.2009 23:23

"Позвольте вмешаться. У Лермонтова действительно было сделано под документ - дневник, это традиция русской литературы из XVIII века, когда все просвещенные люди, почувствовав себя почти историческими личностями вслед за Петром Первым, стали вести подневные записки. То ест Лермонтов ничего не наврал, он просто использовал документальную традицию, которую хорошо помнили его современники. Другое дело, что к той традиции он добавил свое, а именно попытку сделать из дневника типичный документ, в котором возникает образ души. Здесь Лермонтов развивает творчески другую традицию русской литературы, впервые появившуюся в Карамзина "Письма русского путешественника". Лермонтов не виноват, что в школе плохо преподают русскую литературу, или потому что на нее мало часов отводят.
А вот вопрос: что такое художественный блог? - действительно актуален. И никто из ученых пока на него не дал ответ. Художественные блоги необходимы! Скажу спасибо тем, кто мне на них укажет. " Вот и все.


Rambler's Top100