о музыке:
- П. Куличкин. Концертино для симфонического оркестра
- Теодор Курентзис в Перми, или несколько слов о том, как правильно жарить курицу
- Концерты современной музыки
- «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Несколько слов о музыкальной драматургии оперного спектакля
- Комментарии к «Советам и жизненным правилам музыкантов» Роберта Шумана
- Заупокойный концерт пермских композиторов
- Как правильно играть Шопена?
- Музыкальная прогулка в трех соснах (В.А. Моцарт. «Волшебная флейта»)
- Теория музыки для начинающих. Музыкальный строй
- Теория музыки для начинающих. Учим ноты
- Классика для рок-музыкантов
- «Виновата ли я?» и... сектанты!
- Набор нот на компьютере. Введение в Лилипонд (LilyPond)
- "Под чёрным флагом. Морские истории" (фрагменты)
- НиЗаЧот. Я начинаю ставить двойки
- Симфонические танцы Рахманинова - 3-я часть
- Пермь. Концерт Ильи Гофмана (альт) и Юлии Смирновой (фортепиано)
- Николай Голованов и владимирские рожки
- Рахманиновский аккорд
- Сольфеджио: самостоятельная работа
- К дню рождения Д.Д. Шостаковича
- Сольфеджио. К дню рождения Анатолия Петровича Куличкина
- «Записки ханыги». ПРЕМЬЕРА!!!
- Музыка на стихи Д. Хармса...
о литературе:
- Литература и беллетристика XX века: зачем был нужен твердый знак?
- И.В. Гёте: "Следовательно, выпьем!.."
- Фамилии у Булгакова
- Татьяна Ануфриева. Стихи
- Нецензурные выражения в блогах
- 26 правил русского языка
- Артём Кочарян. Поэт и программист
- Леонид Каганов. Баллада о попиле бабла
- О Томе Сойере
- Поэтический драйв Александра Косарева: арко или пиццикато?
- Поэт кирпичных небоскребов. Стихи Ольги Шестаковой
- Л. Толстой. «Два гусара»
- Л. Толстой. «Казаки»
- Сергей Ларин. Новое поколение отбирают
- Вадим Шефнер. «Совет историку»
- Михаил Булгаков. «Собачье сердце»
- Что такое художественный блог...
- Дневник Даниила Хармса
о кино:
- Кинуха высокой душевности (Про «Царя» П. Лунгина)
- Фрося Бурлакова и 1937-й год
- Вахтанг Кикабидзе: что достоверно?..
- Сталкер по Никите Михалкову
- Служебный роман Э. Рязанова — актерский этюд
- Служебный роман Эльдара Рязанова
- Звездные войны: форма цикла...
- Звездные войны: русское кино?..
о театре:
- Моцарт и Сальери. Зимняя сказка
- Набоков - Чайковский - Шопен - скрипка - рояль - Он - Она - ...- ?
- Пермская опера: "Орфей" Монтеверди
- Пермский ТЮЗ: премьера. Михай Себастиан. Безымянная звезда
фотографии:
- Город осени и православного декаданса
- Анабазис Ек-Бург-НТагил-Невьянск
- Анатолий Зернин. Концерт «В руинах долгостроя»
- Елена Овчинникова. Пущино — Бостон — Сан-Франциско
- Кенигсберг год спустя (фотографии от vladimir and irina)
- Антон Коргатов. Первый день лагеря «Вертоград»
- Марфа Скубенко: "Самое дурацкое что могла найти на просторах интернета"
- Египет и прочее (фотографии от vladimir and irina)
- Куда заканчивается Кама или Пермский Энергетический Шлюз (полный отчет)
- Анатолий Маринин — оперный солист, скрипач и фотограф
- Илья Боронников — фотографии
- Москва. Белорусский вокзал в июле: окрестности
- Москва — город контрастов
- Фотографии из музея-квартиры Е.Ф. Гнесиной
регентам:
- В помощь регенту мужского хора
- Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна
- Форум по музыкально-церковному искусству
- «Воскресение Христово видевше...», глас 7
- О тенорах, квартах и квинтах, а также о смешанном и однородном церковном хоре
- Церковная музыка: регент что-то слышит, певчие почти ничего не могут: что делать?...
- Церковная музыка: мажор или минор?..
- Специфика церковной музыки...
о недвижимости:
- Блог риэлтора. Как рекламировать услуги в сфере недвижимости
- Квартиры в Москве и Московской области (Подмосковье)
- Ипотека: каждый решает сам
- Недвижимость на вторичном рынке
- Агентство недвижимости «Квартирный вопрос» (г. Москва)
обо мне:
- Провал как успех или 2-я ДМШ 25 лет спустя
- Автобиография
- Что я думаю о копирайте
- Содержимое моего бумажника
- Как я познакомился с Робертом Габитовым
- Рок-музыка и авторская песня
- Моим будущим биографам
- Сантехническая притча-2
- О верхних и нижних. Сантехническая притча
- Во саду ли в огороде...
- Затронет ли кризис Россию?..
- Октябрьское утро
- П. Куличкин (то есть я). Осенняя графоманистическая поэма
- Москва. День города
- Мой новый имидж
- Мое местожительство в г. Пущино
- Мой рабочий кабинет и спальня
- Кухня и ванна у меня дома
- Мое рабочее место
- Что находится у меня в рюкзаке
- Фотография от 11 июля...
- Сегодня у меня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!
- Мой Рабочий Стол
- Автоцитата
о жизни вообще:
- Заметки о нас
- От субботы до понедельника
- Баку. Терминал Европа-Азия
- Образование, характер и ретроспектива судьбы
- Искусство борща
- Как пиарить форум?..
- Хамство студентов
- Как восстановить промышленность в России?..
- Как жить дальше?
- Пермь. Комментарии к Алексею Иванову
- Пермский Колизей
- Еда профессионалов
- Школа №112
- Веб-такса Пампа
- Асфальтовый ёж
- Телевизор А.Скрябина
- Свинья в 466-й маршрутке
- Союз политики, бизнеса и искусства
Куличкин Блог
А это http://petya.blogik.org мой другой блог
02.03.2009 09:42
Читать только О тенорах, квартах и квинтах, а также о смешанном и однородном церковном хоре
О тенорах, квартах и квинтах, а также о смешанном и однородном церковном хоре
В продолжение разговора, начатого здесь.
Заявленные в названии понятия могут на первый взгляд показаться бессвязной мешаниной. А между тем, это все об одном и том же.
Не могу удержаться, чтобы не процитировать вопрос из кроссворда. Про кого говорят: бас-дурак, баритон-дурак, тенор-дурак или дискант-дурак? Правильный ответ — про тенора. Интересно почему?
В музыкальной среде, кстати, довольно распространены анекдоты про альтистов. Не про 1-х (или 2-х) скрипачей, не про виолончелистов, а именно про альтистов. Но в тусовках рок-музыкантов герой анекдотов — басист. В чем отличие? Или это тоже пока непонятно к чему?
Хорошо.Не буду больше Вас утруждать загадками, скажу отгадки. Тенор в четырехголосном хоре (где кроме него есть 1-е, 2-е сопрано и бас) занимает тоже положение, что и альт в струнном квартете (гд есть 1-я, 2-я скрипка и виолончель).
Рок-музыка по своей природе не является четырехголосной. Она по сути недо-четырехголосна. Ее гармоническая основа — движение параллельными интервалами в партии ритм-гитары + бас, который играет бас-гитара.На этот гармонический каркас крепится все остальное: клавиши, соло-гитара, вокал и т.д. Соло-гитаристы, кстати, крайне редко умеют играть по нотам. Они обычно знают наизусть несколько виртуозных пассажей, которые умеют эффектно играть, а все остальные вынуждены под них подстраиваться. При этом могут образовываться довольно причудливые сочетания, когда «соляк» играет в своей тональности, а все остальные — в своей. Нет, кстати, ничего удивительного в том, что практика музицирования в рок-коллективах как будто бы копирует те музыкальные явления, с которыми церковные певчие и регенты чуть ли не ежедневно сталкиваются: «новое — это хорошо забытое старое».
Но не будем особо отвлекаться. В рок-музыке нет тенорового голоса, а значит «во всем виноват» якобы тупой басист. В струнном квартете «во всем виноват» альтист. В хоре главный дурак — тенор. В чем же они «виноваты»?..
А «виноваты» они в том, что якобы из-за них не звучит ансамбль. Особенность теноровой партии в том, что сфальшивить может любой из голосов, а будет казаться, что «плывет» именно тенор. И сделать с этим эффектом ничего нельзя! Об этом нужно просто знать, чтобы осуществлять правильную диагностику. Почему такой эффект имеет место, в чем его природа?
Вернемся к четырехголосному хору и рассмотрим все по порядку.
Что такое «тенор» и, вообще, зачем он нужен? В четырехголосном смешанном церковном хоре тенор — это забитый в стену гвоздь,на который можно повесить картину в тяжелой раме. Картина — первый голос, рама — второй, а стена — бас. Впрочем, аналогия эта не абсолютна, ибо в музыке бывает, что и стена должна держаться за гвоздь. Обычная стандартная задача тенора — тянуть длинные ноты, не съезжая ни вверх, ни вниз. На первый взгляд,музыкальные задачи теноровой партии крайне примитивны, и не справиться с ними может только идиот (потому и говорят: тенор-дурак). А на самом деле здесь есть неочевидные но довольно значительные трудности.
1-я трудность. Теноров обычно мало. Первых и вторых голосов обычно больше. А хор — не пианино, первые-вторые голоса могут дружно «ехать» вниз. Им «дружно» ехать легко, потому что они поют много разных ме«лких нот. А тенор во время их съезда тянет свою «картошку» (длинную ноту в смысле). Изо всех сил старается остаться на той же высоте, а правильное пение в такой ситуации звучит фальшиво. Кто виноват?.. Как всегда, тенор :-))). Более того, первые и вторые голоса в такой ситуации могут ему сделать замечание в том духе, что, дескать, нас много и мы к тебе одному подстроиться не сможем, даже если захотим. Выходит, тенор «обязан» был медленно и плавно глиссандировать, скажем, на четверть тона вниз во время пения своей длинной ноты, которая у него к тому же еще и переходная?.. Это ж «высший пилотаж»! Не каждый вокалист-профессионал легко и непринужденно изобразит вам такое. Здесь, конечно же, должны подстраиваться верхние голоса, сколько бы их ни было. В конце концов, для того «картошки» у тенора и написаны, чтобы строй не «ехал».
2-я трудность. Пение без баса. Одна из самых типичных ошибок многих регентов — игнорирование проблемы квартсекстаккорда. Когда в хоре есть 1-е, 2-е голоса и тенор, а баса нет — обычно все поют так же как будто бас есть. В таком раскладе «крайним» опять оказывается тенор, правда, в отличие от предыдущего случая, фальшивит обычно именно он. Проблема же заключается в том, что чисто петь ему в таком расположении очень трудно. Между тенором и одним из верхних голосов (обычно 2-м) часто образуется кварта. Такую кварту легко спеть чисто, если один из голосов эту кварту готовит (нотные примеры обещаю сделать). А если нет — то звучание будет в большинстве случаев фальшивым. Это тоже стало известно не вчера, а примерно 500 лет назад, если не раньше. Подробнее об этом я уже писал здесь. Добавлю следующее. Если бас имеется в наличии, то тенор должен выстроить чистую квинту от баса. Чтобы квинта была яркой и чистой, ее нужно слегка подтягивать вверх. А если баса нет, то тогда для тенора ориентиром является второй голос, от которого ему нужно найти чистую кварту. А чтобы кварта была чистой, ее нужно растягивать не вверх, а вниз! То есть, выходит, что интонировать приходится по-разному, в зависимости от наличия баса. А если басовый голос то есть, то его нет?..
3-я трудность. Женщин-теноров не бывает. Но, тем не менее, в церковных хорах бывает, что жещины теноровую партию поют. В таком случае теноровая партия перестает быть теноровой! Здесь есть любопытный момент, которого я коснусь чуть ниже. Здесь же скажу, что объединять в одну партию мужчин-теноров с женщинами-«тенорами» — решение не очень хорошее. Лучше их делить на две партии, тем более, что возможностей для этого более чем достаточно.
Женщины-«тенора»
Обчно это не звучит. Почему — тоже ответить не трудно. До-ре-ми-фа-соль перой октавы — это верхняя часть диапазона для мужчин и нижняя часть диапазона для женщин.
Но нам здесь интересно другое. А именно то, какие на самом деле образуются ансамбли с участием женщин-«теноров» и как максимально эффективно использовать такой ресурс.
1. Тенор — меццо-сопрано. Это наиболее удобный вариант для того случая, когда теноров-мужчин нет. В этом случае теноровая партия как бы неточно дублирует верхние два голоса (то в терцию, то в кварту). [Здесь тоже обещаю поместить нотный пример]. Держать на себе строй тенору-меццосопрано трудно, поэтому нагрузка на басовую партию возрастает. Достоинство ансамбля — появляется возможность организовать развитое трехголосие в верхних голосах (невозможное в случае обычного тенора), которое будет прекрасно сливаться. Минус — тембровая пропасть между верхними голосами и басом.
2. Тенор — контральто. Это гораздо бОльшая головная боль для регента в отличие от предыдущего случая. Если в одном хоре есть обычный тенор и тенор-контральто, то их особо не поделишь, поскольку «отправить» тенор-контральто куда-нибудь наверх непросто. Отчасти потому, что там для нее действительно уже очень высоко, отчасти из-за того, что тенора-контральто любят петь внизу, там где у них красивые и очень характерные ноты. Но как трудно эти «красивые и характерные» ноты интегрировать в хор! Они всегда выделяются и их всегда очень хорошо слышно. «Картошка» на такой характерной ноте может плохо сливаться даже с некоторыми басами. Совмещение тенора-контральто с обычным тенором — задача хоть и решаемая, но все же не для слабонервных регентов. Тенор-контральто может плохо сливаться даже с тенором-меццосопрано, а на своих характерных нотах — даже несколько заглушать верхнюю пару голосов. Зато тенору-контральто в ряде случаев можно отдать партию первого голоса (со сменой расположения). Плюсы: возможность петь в разных расположениях. Минусы: иногда хочется, чтобы хор был хором без солиста (особенно если соло попадает на «картошку»).
И, наконец,
Зачем нужны «картошки» у теноров и чем смешанный хор отличается от однородного?
Длинные ноты — «картошки » — нужны для того, чтобы держать строй. Это известно. А держать строй — одна из важных функций тенора
Теперь попробуем ответить на второй вопрос. В смешанном хоре есть тенор, а в однородном его нет. Этим, по всей видимости, отличия не исчерпываются, но указанное различие — одно из важнейших. Диапазон у однородного хора меньше, чем у смешанного, голоса нам находятся ближе друг к другу и верхняя пара голосов сложных пассажей на своих переходных нотах не споет. Поэтому в однородном хоре гораздо богаче партии баритона и баса. Теноровая функция никуда не исчезает, она «размазывается» по партиям баритона и второго голоса (а инода даже первого!).
В смешанном хоре теноровая функция, как правило, постоянно у тенора. Почему? Ну... Хотя бы потому что в смешанном хоре задача теноров не только в том чтобы держать строй. Но еще и в том, чтобы заполнить тембровую пропасть между басами и женскими голосами. И решается эта задача, в том числе... тоже засчет «картошек»!
Пока что все! Ждите нотных примеров! :-)))
Комментарии:
Саня Подгаец
08.03.2009 18:22
Про рок-музыкантов и церковный хор. То есть в церковном хоре диагностика проходит правильно и правят не "картошку" баса, а первые-вторые голоса?
Именно баса, потому что если не ошибаюсь в церкви солирует бас. Впрочем, не стреляйте в еврея, он играет как умеет (а в синагогу ходит лучше вас).
Что это - более мощная школа? Или у баса другая специфика? Или как?
petya Читать все комментарии petya
08.03.2009 22:11
Басовому голосу вообще не свойственны "картошки". Отличие в том, что если есть тенор -то первые два голоса звучать будут чище. Другое дело, что электрогитары принципиально не могут играть чисто. Поэтому в рок-группах теноровый голос особо не нужен. А хоровой ансамбль - другое дело. Без тенора там тяжеловато. Возникает ощущение, что чего-то не хватает.
Правильная диагностика - это правильное определение того, кто действительно фальшивит (если слышится фальшь). Если в хоре строй "плывет", т.е., к примеру, отсутствует октава между басом и вторым голосом, то тенор В ПРИНЦИПЕ не сможет спеть чисто, т.к. чито он будет звучать лишь относительно одного из этих двух голосов. И выяснить, что фальшь между 2-м голосом и басом в хоре частенько можно только если "отключить" тенор. Иначе на первый згляд будет казаться, что тенор фальшивит.
Иная ситуация в рок-группе, где тенорового голоса нет. Ритм-гитарист, который играет верхние два голоса, может легко выстроить их между собой, но может не слышать басиста. А басист ОБЯЗАН играть (а значит, слышать) точнее, чем ритм-гитарист. Это следует из структуры обертонового ряда. А длина струн на басухе и ритме примерно одинаковая. Значит, басисту играть по определению труднее. Не говоря даже о том, что партия баса обычно является довольно развитой мелодией, а партия ритм гитары более стандартна.
Та же ситуация в хоре, если нет тенора. Только хоровому басу еще тяжелее, потому что у вокала, как известно нет ладов (каковые есть на гитаре) :-)))
Михаил
12.01.2010 02:05
Петр, сделал для себя недавно совершенно неожиданное открытие. Дело в том, что наш непрофессиональный церковный хор, в котором я с недавнего времени пою, использует широкое расположение голосов, т.е. поет мелодию в сексту.
Расположение такое:
1. Сопрано - мужчина.
2. Альт - женщина
3. Тенор - женщина.
4. Бас - мужчина.
В таком расположении сопрано оказывается между Басом-мужчиной и Тенором-женщиной. Меня, недавно пришедшего в хор, заставляли петь тоже сопрано, якобы для "поддержки штанов" другого мужского голоса, который тоже поет сопрано, но поет его как будто бы криво, мимо нот. В вину это ставилось исключительно ему.
Но совершенно недавно так получилось, что бас не пришел на службу и мне досталась басовая партия. И вот, когда я не смог терпеть лажу (было это на стихирах 6-го гласа), то никого не спрашивая, сделал над собой совершенно сознательное усилие - не зависеть от остальных голосов , но наоборот, дать им чёткую и громкую басовую основу (а они частенько плывут, по причине именно неточного интонирования баса, плюс тремоло старческого альта, это я заметил слушая их со стороны). И вдруг я услышал как сопрано-муж, который раньше частенько плыл, стал точно интонировать свои ноты. Когда я прислушался к сему феномену, то оказалось, что ему просто некуда было деваться по той причине, что между тенором и басом образовались точные октавы и квинты. Тётенька-тенор почувствовала мое точное басовое интонирование и стала совершенно неосознанно держать свои "картошки" без всяческих подстраиваний под общий "съезд" хора.
Эврика, эврика! Октава и квинта - это же родственные обертоны!!! И потом, звуча чисто, они дали остальным голосам чёткую основу для всего аккорда.
После службы я у сопрано-мужа спросил об этом эффекте и он мне сказал, что сам заметил, что стал петь четко, и стал это делать исключительно по той причине, что услышал чёткую гармонию между басом и тенором (а так получилось, что он в этот момент стоял между нами). Говорит, что само собой как-то получилось... Удивляется... Певец-то он не профессиональный, просто имеет хороший слух. Понимаете? В этой ситуации, оказалось, что он просто не смог петь криво... :)
Лично для меня - это фундаментальное открытие!!!
Итак, мой диагноз. Точность интонирования всего состава хора зависит не столько от одного баса (как принято думать), сколько от чёткой связки бас-тенор (в данном случае - в смешанном составе широкого расположения).
petya Читать все комментарии petya
13.01.2010 00:01
В одном из коментов я сделал крайне противную очепятку :((
Поэтому пусть лучше хор у вас будет трехголосным. Вариантов раскладки по голосам у вас будет два:
1) Самые высокие поют 1-й голос, которые пониже - 2-й, самые низкие -3-й.
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
2) Самые низкие поют 2-й голос, средние по высоте голоса - 1-й, самые высокие голоса - баритоновую партию (наверху, естественно).
В обоих случаях октавист поет басовую партию.
Должно быть так:
1) Самые высокие поют 1-й голос, которые пониже - 2-й, самые низкие -4-й, т.е. бас.
Если самые низкие голоса будут петь баритон в такой версии - это крайне трудно выстроить
petya Читать все комментарии petya
13.01.2010 00:15
Диагноз совершенно верный. Комент Ваш я не прочитал, а на форуме ответил примерно тоже, как это ни забавно :-)))
Но раз уж зашла речь обо всем этом, добавлю еще кое-что.
Бас, который в смешанном хоре "съезжает" - преступник. А регент, который в смешанном хоре подстраивает бас под "съезд" верхних голосов - коррупционер.
В однородном хоре, особенно в мужском, указанный эффект проявляется еще более ярко. Потому что первые тенора (у которых самая трудная тесситура) будут опираться не на один бас (+ женский тенор где-то там...), а на связку бас+баритон+2-й тенор. Если снизу к басу добавить еще и октависта - получим первые пять обертонов обертонового ряда, расположенные так, как надо.
К слову сказать, настраивать мужской хор вообще можно по обертонам. Тянете октаву - слушаете призвуки более высоких обертонов. Если они появляются - значит октавный унисон хороший. Ну и так далее, не буду мешать вашей фантазии... ;-))
petya Читать все комментарии petya
13.01.2010 00:19
Расположение "в сексту", кстати, потруднее будет, чем в терцию. Причем почти все трудности окажутся именно у того, кто поет нижнюю ноту сексты.