Куличкин Блог

А это http://petya.blogik.org мой другой блог


18.10.2008 11:06
Читать только Церковная музыка: мажор или минор?..


Церковная музыка: мажор или минор?..

Куличкин

Учит, что минорный тон — грех прародительский,
а мажорный тон — греха искупление

М. Мусоргский. «Раек»
Заремба (Подражание Генделю)

Общеизвестно, что церковная музыка когда-то была одноголосной, а сегодня она — многоголосная.

Сегодня обычно мы имеем дело с хором, где два верхних голоса поют в терцию, снизу к ним присоединяется бас с ходами на кварту-квинту или секундами по гамме, а еще между басом и двумя верхними голосами добавляется тенор, который дополняет гармонию до более или менее полнозвучных аккордов.

Все!.. 

Не буду уподобляться персонажу из эпиграфа, и сразу перейду к проблеме. Сразу скажу, что суть проблемы — чисто музыкальная. Просто ее легче всего обозначить через реалии церковной музыки.

ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ

ДАНО: Одноголосный напев

НАДО: Оставшиеся три голоса

Дополнительные условия: чтобы было «в традиции» церковного хорового пения

РЕШЕНИЕ: ....?

 

Замечание. Давайте не будем говорить о связи музыки с текстом. Почему? Вот почему:

  1. До преподобного Иоанна Дамаскина нам всем, как правило, очень далеко, и квалифицированный разговор с пониманием сути предмета вряд ли получится.
  2. Если все-таки кто-то хочет попробовать высказаться на данную тему — сообщаю, что А.Д. Кастальский — весьма авторитетный композитор в данной сфере, известный, в частности, своими многочисленными гармонизациями стихир (в которых музыка меняется в зависимости от текста), не понимал, почему стихира про предательство Иуды изложена в «светлом и радостном» мажоре, а стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех...» в «суровом и мрачном» миноре. Если кто-то превзошел Кастальского и не смущается п.1 — милости прошу.
  3. Кроме того, напев может быть одним и тем же, а слова — разными. Поэтому многоголосная и одноголосная версии ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от слов должны иметь один и тот же музыкальный смысл.

Вот о музыкальном смысле мы дальше и поговорим. Вот, к примеру, рассмотрим следующую мелодию:

Одноголосие

Попробуйте ее проиграть на пианино (или послушать здесь). Что слышите: звучит мажор? Уверены?..

Ну, раз уверены — за работу! Давайте эту мелодию гармонизуем. Подключим свои знания в области гармонии, хороший вкус, чувство церковной традиции и регентский опыт (у кого он есть, естественно). И у нас получится примерно следующее:

 Мажорная гармонизация
Мажорная гармонизация

А что? Неплохая гармонизация получилась (ее можно послушать). В первом и третьем тактах — вполне традиционное движение секстами в мелодии и теноре (как «Да исправится молитва моя...», обиходное (греческого распева) или опять-таки обиходное же Малое славословие). Во втором такте в теноре — вполне традиционный ход из очень известной ектинии. Два последних такта — иначе-то и представить трудно. Конечно, фа-бекары в 5-м и 6-м тактах в теноре не совсем уж обиходные, как и ход до—соль-диез (в басу в 6-м такте). Но это все вполне допустимо, к тому же звучит очень красиво и логично. Допустим, что в хоре у нас прекрасные басы и нефальшивящие тенора, за пару спевок выстроим все аккорды и звучать будет... просто отлично.

Осталось подставить слова... Да и слова здесь могут быть почти любые. Можно, например, по воскресеньям в время Литургии петь «Господи, помилуй» во время чтения записок о здравии (распределив три «Господи, помилуй» восемь тактов, что способен сделать любой регент). Или даже спеть «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий...»...

Хотя стоп. Если «Трисвятое» — то, вроде бы, начинают проступать контуры чего-то очень знакомого... Да, действительно. Существует другая гармонизация нашего одноголосного напева. Причем очень известная. Вот она:

 Е.Азеев. Трисвятое
Е. Азеев. «Трисвятое»

(Кто не знает — можно послушать)

Что же это такое получается? Напев — мажорный, гармонизация — минорная... как же так?! Церковный композитор (известный, к тому же), — а допустил такое «нецерковное» поведение,  даже произвол, можно сказать... Так что ли?

Нет, конечно. Просто Евстафий Степанович слышал гораздо глубже, чем нам кажется на первый взгляд. То, что одноголосный напев звучит «мажорно», а четырехголосие Азеева написано в миноре — как ни странно... тоже соответствует церковной традиции! Сыграйте на фортепиано мелодию минорного 6-го гласа — будет звучать мажор. А подобно 6-му гласу гармонизовано великое множество церковных песнопений.

Противоречие между мелодией и гармонией — типичная черта многих церковных песнопений

Почему так сложилось? Вероятно, причина опять-таки в том, что раньше не было ни мажора, ни минора. Поэтому, при переходе с одноголосия на многоголосие, церковная музыкальная традиция стремилась как-то уравновесить мажор и минор. Хотя бы так:

 Псалом 33. Обиходное
Псалом 33, обиходный напев

Первые два колена — мажорные, вторые — минорные. Но и это еще не все.

Как оно ни удивительно, справедливо следующее

УТВЕРЖДЕНИЕ.

Любая мажорная мелодия, используемая в церковном обиходе, где два верхних голоса поют в терцию, бас движется либо по гамме, либо по квартам-квинтам, а тенор преимущественно стоит на месте, — допускает (наряду с общеизвестной мажорной) минорную гармонизацию. При этом:

  • два верхних голоса остаются без изменений, переписываются только бас и тенор
  • тенор преимущественно стоит на месте
  • бас преимущественно движется либо по квартам-квинтам или по гамме, но иногда необходимы также ходы на терцию (сексту)

 

Продолжу после.

20.28
Продолжаю...

 

Как это происходит? Давайте посмотрим:

 "Господи, помилуй"
Движение параллельными терциями вверх и вниз («Господи, помилуй»)

Вот партия верхних двух голосов (можно послушать). Обычная гармонизация:

 "Господи, помилуй"
«Господи, помилуй». Обычная гармонизация.

А вот — минорная гармонизация, где верхние голоса не изменяются, а переписываются только бас и тенор:

 "Господи, помилуй"
«Господи, помилуй». Минорная гармонизация.

В первом случае — фа мажор, половинные ноты на сильные доли второго и четвертого тактов гармонизуются доминантой. Во втором случае — ре минор, половинные ноты гармонизуются субдоминантой (послушать обычную мажорную а затем минорную гармонизации).

Почему я утверждаю, что любая мажорная мелодия из церковного обихода может быть перегармонизована подобным образом? Да просто потому, что практически весь обиход устроен по одному принципу (отличие одного церковного напева от другого такое же, как отличие вариации от темы)! Терции, мажор — тоника—доминанта—тоника. А те же терции в миноре — легко превращаются в оборот тоника—субдоминанта—тоника.

Конечно, Вы вправе попросить меня привести пример посложнее... Охотно! Давайте перегармонизуем, скажем... 33-й псалом (см. выше).

 Псалом 33. Перегармонизация
Псалом 33, перегармонизация

Конечно, в обиходном напеве (который приведен выше), вторые два колена (минорные) также являются перегармонизацией первых двух (мажорных): партия первого голоса в минорных коленах = партии второго голоса в мажорных. А на самом деле, оказывается, что есть возможность не только уравновесить мажор минором, сохранив один обиходный голос. Можно  полностью сохранить два обиходных голоса, а не один. И уравновесить не только мажор минором, но и доминанту — субдоминантой (в данном случае, в 3-м колене).

Выходит, что обиходные мелодии в двухголосном изложении подразумевают не только мажорную гармонизацию с использованием доминанты, но и минорную, с использованием субдоминанты. Вот, оказывается, какое музыкальное богатство скрывается в обычных терциях...

О глубоком смысле таких, еще раз подчеркну, чисто музыкальных явлений можно долго говорить. Но, во-первых, вижу, я Вас и так уже изрядно утомил. А во-вторых, я не специалист по глубоким смыслам.

 

 

Комментарии:

М.Ю.
09.11.2008 19:10

И что? Всё, что подогнанно под венскую классическую гармонию (в данном случае, наши церковные напевы), подлежит лёгкой перегармонизации в параллельных тональностях и тональностях медиант. И что из этого следует?


Solomander
03.12.2008 10:10


Интересно! Давай еще


Шолпан
14.10.2009 16:51

Точно. И порой именно так и бывает, когда поет один левый (малый, нижний) клирос - среди недели, например. Поплыл "тенор" (чаще всего тетенька) на "Благословлю Господа" и на тебе - новая тональность...


Rambler's Top100