о музыке:
- П. Куличкин. Концертино для симфонического оркестра
 - Теодор Курентзис в Перми, или несколько слов о том, как правильно жарить курицу
 - Концерты современной музыки
 - «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Несколько слов о музыкальной драматургии оперного спектакля
 - Комментарии к «Советам и жизненным правилам музыкантов» Роберта Шумана
 - Заупокойный концерт пермских композиторов
 - Как правильно играть Шопена?
 - Музыкальная прогулка в трех соснах (В.А. Моцарт. «Волшебная флейта»)
 - Теория музыки для начинающих. Музыкальный строй
 - Теория музыки для начинающих. Учим ноты
 - Классика для рок-музыкантов
 - «Виновата ли я?» и... сектанты!
 - Набор нот на компьютере. Введение в Лилипонд (LilyPond)
 - "Под чёрным флагом. Морские истории" (фрагменты)
 - НиЗаЧот. Я начинаю ставить двойки
 - Симфонические танцы Рахманинова - 3-я часть
 - Пермь. Концерт Ильи Гофмана (альт) и Юлии Смирновой (фортепиано)
 - Николай Голованов и владимирские рожки
 - Рахманиновский аккорд
 - Сольфеджио: самостоятельная работа
 - К дню рождения Д.Д. Шостаковича
 - Сольфеджио. К дню рождения Анатолия Петровича Куличкина
 - «Записки ханыги». ПРЕМЬЕРА!!!
 - Музыка на стихи Д. Хармса...
 
о литературе:
- Литература и беллетристика XX века: зачем был нужен твердый знак?
 - И.В. Гёте: "Следовательно, выпьем!.."
 - Фамилии у Булгакова
 - Татьяна Ануфриева. Стихи
 - Нецензурные выражения в блогах
 - 26 правил русского языка
 - Артём Кочарян. Поэт и программист
 - Леонид Каганов. Баллада о попиле бабла
 - О Томе Сойере
 - Поэтический драйв Александра Косарева: арко или пиццикато?
 - Поэт кирпичных небоскребов. Стихи Ольги Шестаковой
 - Л. Толстой. «Два гусара»
 - Л. Толстой. «Казаки»
 - Сергей Ларин. Новое поколение отбирают
 - Вадим Шефнер. «Совет историку»
 - Михаил Булгаков. «Собачье сердце»
 - Что такое художественный блог...
 - Дневник Даниила Хармса
 
о кино:
- Кинуха высокой душевности (Про «Царя» П. Лунгина)
 - Фрося Бурлакова и 1937-й год
 - Вахтанг Кикабидзе: что достоверно?..
 - Сталкер по Никите Михалкову
 - Служебный роман Э. Рязанова — актерский этюд
 - Служебный роман Эльдара Рязанова
 - Звездные войны: форма цикла...
 - Звездные войны: русское кино?..
 
о театре:
- Моцарт и Сальери. Зимняя сказка
 - Набоков - Чайковский - Шопен - скрипка - рояль - Он - Она - ...- ?
 - Пермская опера: "Орфей" Монтеверди
 - Пермский ТЮЗ: премьера. Михай Себастиан. Безымянная звезда
 
фотографии:
- Город осени и православного декаданса
 - Анабазис Ек-Бург-НТагил-Невьянск
 - Анатолий Зернин. Концерт «В руинах долгостроя»
 - Елена Овчинникова. Пущино — Бостон — Сан-Франциско
 - Кенигсберг год спустя (фотографии от vladimir and irina)
 - Антон Коргатов. Первый день лагеря «Вертоград»
 - Марфа Скубенко: "Самое дурацкое что могла найти на просторах интернета"
 - Египет и прочее (фотографии от vladimir and irina)
 - Куда заканчивается Кама или Пермский Энергетический Шлюз (полный отчет)
 - Анатолий Маринин — оперный солист, скрипач и фотограф
 - Илья Боронников — фотографии
 - Москва. Белорусский вокзал в июле: окрестности
 - Москва — город контрастов
 - Фотографии из музея-квартиры Е.Ф. Гнесиной
 
регентам:
- В помощь регенту мужского хора
 - Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна
 - Форум по музыкально-церковному искусству
 - «Воскресение Христово видевше...», глас 7
 - О тенорах, квартах и квинтах, а также о смешанном и однородном церковном хоре
 - Церковная музыка: регент что-то слышит, певчие почти ничего не могут: что делать?...
 - Церковная музыка: мажор или минор?..
 - Специфика церковной музыки...
 
о недвижимости:
- Блог риэлтора. Как рекламировать услуги в сфере недвижимости
 - Квартиры в Москве и Московской области (Подмосковье)
 - Ипотека: каждый решает сам
 - Недвижимость на вторичном рынке
 - Агентство недвижимости «Квартирный вопрос» (г. Москва)
 
обо мне:
- Провал как успех или 2-я ДМШ 25 лет спустя
 - Автобиография
 - Что я думаю о копирайте
 - Содержимое моего бумажника
 - Как я познакомился с Робертом Габитовым
 - Рок-музыка и авторская песня
 - Моим будущим биографам
 - Сантехническая притча-2
 - О верхних и нижних. Сантехническая притча
 - Во саду ли в огороде...
 - Затронет ли кризис Россию?..
 - Октябрьское утро
 - П. Куличкин (то есть я). Осенняя графоманистическая поэма
 - Москва. День города
 - Мой новый имидж
 - Мое местожительство в г. Пущино
 - Мой рабочий кабинет и спальня
 - Кухня и ванна у меня дома
 - Мое рабочее место
 - Что находится у меня в рюкзаке
 - Фотография от 11 июля...
 - Сегодня у меня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!
 - Мой Рабочий Стол
 - Автоцитата
 
о жизни вообще:
- Заметки о нас
 - От субботы до понедельника
 - Баку. Терминал Европа-Азия
 - Образование, характер и ретроспектива судьбы
 - Искусство борща
 - Как пиарить форум?..
 - Хамство студентов
 - Как восстановить промышленность в России?..
 - Как жить дальше?
 - Пермь. Комментарии к Алексею Иванову
 - Пермский Колизей
 - Еда профессионалов
 - Школа №112
 - Веб-такса Пампа
 - Асфальтовый ёж
 - Телевизор А.Скрябина
 - Свинья в 466-й маршрутке
 - Союз политики, бизнеса и искусства
 
Куличкин Блог
Архив записей 2008–2011 гг.
17.11.2008 10:34
Читать только Пермь. Концерт Ильи Гофмана (альт) и Юлии Смирновой (фортепиано)
Пермь. Концерт Ильи Гофмана (альт) и Юлии Смирновой (фортепиано)
Это было вчера, 15 ноября 2008 года, в 19.00 в Органном зале Пермской филармонии.
Ф. Шуберт. «Соната-арпеджионе»
Н. Паганини. Соната (не помню какая)
С. Франк. Соната ля мажор
У каждого музыкального инструмента, как известно, есть свои сильные и слабые стороны. Из рояля легко извлечь ударный звук, на трубе легко сыграть громко, а на гитаре — тихо. Одним из наиболее «удачных» инструментов считается скрипка, обладающая весьма широким динамическим диапазоном (это я о громкости), а также, очень богатой тембровой палитрой, позволяющей добиваться тончайших нюансов в характере звука. Ну и вообще, скрипка чем-то близка к параметрам человеческого голоса. Единственный минус — скрипка не играет низких нот. Для оркестрового звучания это большая проблема. Поэтому когда-то давно изобрели «большую скрипку» — альт.
Альт — инструмент гораздо более «проблемный», чем скрипка. Выразительных возможностей у него гораздо меньше. Не случайно в музыкальной среде так широко распространены анекдоты про альтистов, как музыкантов якобы «второго сорта» по сравнению со скрипачами. То, что легко делается на скрипке, далеко не всегда возможно на альте. А если и возможно, то сделать это гораздо труднее, чем на скрипке. Естественное вибрато на скрипке (которое придает ее тембру сходство с человеческим голосом) — на альте становится серьезной проблемой. Примерно такой же, как задача «научить петь» рояль. Поэтому часто музыканты, играющие на не вполне выигрышных инструментах (использующихся почти исключительно в оркестровом звучании) идут легким путем: эксплуатируют характерные стороны своих инструментов: играют то, что им играть легко. Тромбонисты играют воющие глиссандо с очень приблизительной высотой звука, трубачи — резкие, не вполне подвижные, но весьма пронзительные фанфары, а альтисты — тихо и скучно «гнусавят» себе под нос.
Илья Гофман пошел трудным путем и продемонстрировал, что на альте возможно сделать то же, что и на скрипке. Для тех, кто не знаком с трудностями игры на альте и не слышал ни одного анекдота об альтистах, скажу, что заявить вышеуказанную программу для альтиста — примерно то же, что для боксера легкого веса вызвать на поединок тяжеловеса. И что любопытно: когда трудности, связанные с природой инструмента, преодолены — все его сильные стороны резко выигрывают в силе! Подобная победа, которую продемонстрировал Илья Гофман, — это и есть настоящая любовь к музыке вообще и к своему инструменту в частности. Господа «профессионалы», задумайтесь в перерывах между «халтурами» о смысле давно известной Вам истины, имя которой «надо заниматься»...
Еще один подводный камень заявленной программы был в том, что в крайних номерах партии альта и фортепиано составляли полноценный ансамбль (а вовсе не «солист плюс концертмейстер»). Задачи, которые скрывались за скромным словом «аккомпанемент» и с которыми пришлось столкнуться Юлии Смирновой, выглядели нешуточным айсбергом. Но в данном случае «Титаник» оказался ледоколом, и угрожающие глыбы фортепианных трудностей растаяли на глазах у изумленных пермских зрителей.
Самым удивительным в концерте было то, что очень хорошо звучал ансамбль. То есть, очень хорошо он звучал стабильно, а местами-то — и просто гениально. Причем «гениально» встречалось настолько часто, что переходило в систему. Как музыкантам удалось достичь подобной сыграности — большая загадка: оганизаторы оказались настолько бережливыми, что времени на совместные репетиции, можно сказать, не было предусмотрено вовсе...
Комментарии:
Azot
20.11.2008 08:48
Занятно. Автору, как говорится, респект и уважуха.
КГВ
20.11.2008 22:00
Этот текст напомнил своей живостью рассуждений, доходчивостью и юмором разговора о музыке миузыкальные отзывы в Лондонских газетах молодого Бернарда ШОу. В пермской прессе так никто не пишет. А зря.
Ирина
04.06.2009 00:46
Очаровательно написано. Игра Ильи действительно гениальна. Я его с детства знаю - он в 9 лет сказал:"Я буду играть лучше Паганини"...