Куличкин Блог

А это http://petya.blogik.org мой другой блог


17.11.2008 10:34
Читать только Пермь. Концерт Ильи Гофмана (альт) и Юлии Смирновой (фортепиано)


Пермь. Концерт Ильи Гофмана (альт) и Юлии Смирновой (фортепиано)

Куличкин

Это было вчера, 15 ноября 2008 года, в 19.00 в Органном зале Пермской филармонии.

 

Ф. Шуберт. «Соната-арпеджионе»

Н. Паганини. Соната (не помню какая)

С. Франк. Соната ля мажор

 

У каждого музыкального инструмента, как известно, есть свои сильные и слабые стороны. Из рояля легко извлечь ударный звук, на трубе легко сыграть громко, а на гитаре — тихо. Одним из наиболее «удачных» инструментов считается скрипка, обладающая весьма широким динамическим диапазоном (это я о громкости), а также, очень богатой тембровой палитрой, позволяющей добиваться тончайших нюансов в характере звука. Ну и вообще, скрипка чем-то близка к параметрам человеческого голоса. Единственный минус — скрипка не играет низких нот. Для оркестрового звучания это большая проблема. Поэтому когда-то давно изобрели «большую скрипку» — альт.

Альт — инструмент гораздо более «проблемный», чем скрипка. Выразительных возможностей у него гораздо меньше. Не случайно в музыкальной среде так широко распространены анекдоты про альтистов, как музыкантов якобы «второго сорта» по сравнению со скрипачами. То, что легко делается на скрипке, далеко не всегда возможно на альте. А если и возможно, то сделать это гораздо труднее, чем на скрипке. Естественное вибрато на скрипке (которое придает ее тембру сходство с человеческим голосом) — на альте становится серьезной проблемой. Примерно такой же, как  задача «научить петь» рояль. Поэтому часто музыканты, играющие на не вполне выигрышных инструментах (использующихся почти исключительно в оркестровом звучании) идут легким путем: эксплуатируют характерные стороны своих инструментов: играют то, что им играть легко. Тромбонисты играют воющие глиссандо с очень приблизительной высотой звука, трубачи — резкие, не вполне подвижные, но весьма пронзительные фанфары, а альтисты — тихо и скучно «гнусавят» себе под нос.

Илья Гофман пошел трудным путем и продемонстрировал, что на альте возможно сделать то же, что и на скрипке. Для тех, кто не знаком с трудностями игры на альте и не слышал ни одного анекдота об альтистах, скажу, что заявить вышеуказанную программу для альтиста — примерно то же, что для боксера легкого веса вызвать на поединок тяжеловеса. И что любопытно: когда трудности, связанные с природой инструмента, преодолены — все его сильные стороны резко выигрывают в силе! Подобная победа, которую продемонстрировал Илья Гофман, — это и есть настоящая любовь к музыке вообще и к своему инструменту в частности. Господа «профессионалы», задумайтесь в перерывах между «халтурами» о смысле давно известной Вам истины, имя которой «надо заниматься»...

Еще один подводный камень заявленной программы был в том, что в крайних номерах партии альта и фортепиано составляли полноценный ансамбль (а вовсе не «солист плюс концертмейстер»). Задачи, которые скрывались за скромным словом «аккомпанемент» и с которыми пришлось столкнуться Юлии Смирновой, выглядели нешуточным айсбергом. Но в данном случае «Титаник» оказался  ледоколом, и угрожающие глыбы фортепианных трудностей растаяли на глазах у изумленных пермских зрителей.

Самым удивительным в концерте было то, что очень хорошо звучал ансамбль. То есть, очень хорошо он звучал стабильно, а местами-то — и просто гениально. Причем «гениально» встречалось настолько часто, что переходило в систему. Как музыкантам удалось достичь подобной сыграности — большая загадка: оганизаторы оказались настолько бережливыми, что времени на совместные репетиции, можно сказать, не было предусмотрено вовсе...

 

 

Комментарии:

Azot
20.11.2008 06:48

Занятно. Автору, как говорится, респект и уважуха.


КГВ
20.11.2008 20:00

Этот текст напомнил своей живостью рассуждений, доходчивостью и юмором разговора о музыке миузыкальные отзывы в Лондонских газетах молодого Бернарда ШОу. В пермской прессе так никто не пишет. А зря.


Ирина
03.06.2009 22:46

Очаровательно написано. Игра Ильи действительно гениальна. Я его с детства знаю - он в 9 лет сказал:"Я буду играть лучше Паганини"...


Rambler's Top100