Куличкин Блог

А это http://petya.blogik.org мой другой блог


24.08.2008 20:42
Читать только Сольфеджио. К дню рождения Анатолия Петровича Куличкина


Сольфеджио. К дню рождения Анатолия Петровича Куличкина

Анатолий Петрович Куличкин
Анатолий Петрович Куличкин, 13 июля 2008 г.
Фото Г.В. Куличкиной (вроде бы...)

Куличкин

Конечно, поздравлять с днем рождения и употреблять слово «сольфеджио», — казалось бы, форменное кощунство. Каждый, кто отдал свои лучшие годы Детской Музыкальной Школе, знает это очень хорошо. Немало крови попорчено, немало счастливых часов ушло в зияющую черноту музыкального небытия, именуемого страшным словом, будто бы означающим средневековую пытку с использованием скрипичного ключа.

Конечно, при таком имидже музыкальным школам очень трудно воспитывать новых Чайковских и Мусоргских. Поэтому их пока что незаметно. Если, конечно, ситуацию оценивать по музыкальным критериям, а не потому, кто сколько выпивает или... ну и так далее.

Тем не менее, в заголовке опечатки нет. Точка зрения человека на фотографии по поводу данного предмета уникальна. За прошедшие двадцать три года с того знаменательного дня, когда меня не приняли в ДМШ №2 г. Перми по причине «полного отсутствия слуха», я сталкивался с многими преподавателями сольфеджио, как напрямую, так и косвенно (по отзывам коллег, которые я «делил» (или «умножал») на их общую музыкальность). Все преподаватели сольфеджио (а многие из них еще и с умным видом) заявляли о «трудностях» и «сложностях» предмета. Еще бы! Если предмет проще пареной репы, то за что ты как педагог получаешь зарплату?! Поэтому несчастным преподавателям, которые не смогли стать музыкантами, приходилось, как говорят, «крутиться» и «отрываться» на студентах и школьниках. Конечно, не все мои знакомые педагоги-сольфеджисты оказались способными на столь бесчеловечные деяния... Впрочем, некоторых даже очень высокопоставленных преподов я защищать не буду... но и пальцем показывать тоже не буду. Или стоило бы?.......

Впрочем, продолжу. Анатолий Петрович Куличкин — мой дядя — всегда утверждал (и утверждает до сих пор), что «Сольфеджио — самая легкая из всех музыкальных дисциплин» и — что важно! — вне зависимости от того, насколько в даный момент у человека развит слух. Разумеется, если такие открытия внедрять, то страшно представить, сколько человек останется без работы. Но! С другой стороны: а не спросить ли у детей в музыкальных школах, что ОНИ думают об этом?!.. Конечно, детям очень легко заткнуть рот двойкой в дневнике. Поэтому я, пожалуй, возьму на себя труд ответить за них. Кроме того:

Те, кто в свое время ХОРОШО ЗАПОМНИЛ, что такое СОЛЬФЕДЖИО — здесь не молчите!
пишите в комментариях, не допускайте, чтобы подобный кошмар повторился с Вашими детьми!..

Где-то лет двадцать назад я решил «завязать» с музыкой. Причина была именно в ЭТОМ предмете. В общем, обычная история — одна из миллионов. Не бросать музыкальную студию меня уговорил отец (как он это сделал — до сих пор не понимаю). Но окончательные точки над «i» были поставлены лишь в 1989 году. Всего лишь два месяца совершенно  ненапряжных занятий — и я не только стал слышать каждую ступень в любой тональности, но и начал запоминать абсолютную высоту. А затем, вскоре наступил счастливый день: меня освободили от занятий сольфеджио!!!! Как оказалось, НАВСЕГДА... Конечно, в Музыкальном училище и Гнесинке я посещал занятия, поскольку формально было необходимо хоть иногда присутствовать, выполнить учебный план, наконец... Но не более того. Разумеется, что без этих двух месяцев 1989 года, ничего остального у меня бы не вышло. И, согласитесь, довольно неплохой результат для «полного отсутствия слуха». Но самое главное — мои результаты может повторить практически любой желающий. Почему я так утверждаю? Объясню.

Потому что, во-первых, результат, все-таки очень налицо :-))))

Во-вторых, если б методика Анатолия Петровича Куличкина была бы по сути неверной и ложной, то он уже давно бы стал академиком (или хотя бы доктором наук):  его «научные» достижения приветствовались бы весьма охотно, поскольку обеспечивали бы горе-преподавателей типа как «работой» и оправдывали их вроде как «деятельность».

А так — смотрите сами. Сколько часов отведено под сольфеджио в музыкальной школе? Два в неделю. За год = ...? Умножить на семь лет = ...? В Музыкальном училище — опять два  в неделю. За четыре года = ...? В консерватории на первых двух курсах — опять два в неделю. =...?

Лень считать? Хорошо, посчитаю сам. В году не менее сорока учебных недель. Школа+училище+консерватория = 13 (!) лет. 13*40=520. Если оплачивать академический час хотя бы в размере 200 рублей — это не менее 100 000 рублей, т.е. бабки, которые не срубит горе-препод на группе детей (5-8 человек).

Но есть и другая арифметика. 520 часов — это только академические часы. На подготовку домашних заданий, переэкзаменовки и т.п. уходит в десятки раз больше времени (и сил). Умножим 520 хотя бы на 10. Получим 5200 часов. Допустим, в детстве Вы 10 часов спите, 4 часа тратите на еду и другие дела, которыми Вас озадачивают взрослые, а 10 часов предоставлены самим себе. Ну, по крайней мере, хоть когда-то, у каждого из нас в детстве был период, когда можно было 10 часов заниматься ТОЛЬКО тем, чем хочется. Так вот. Представьте, что лучшие полтора года Вашей жизни (а это и есть те же 5200 часов = 520 дней) потрачено... на форменную каторгу!!! Каждый день, в течение полутора лет, окончив обязательные дела, Вы отправляетесь в рабство на 10 часов, да еще и платите рабовладельцу 3000 рублей в месяц (минимум) только за то, чтобы он над Вами издевался! Расходов на тех, кто ищет рабовладельца и обеспечивает его орудиями пыток я даже не считаю. Вот как современное сольфеджио выглядит с точки зрения Ваших детей. Пусть они Вам, кстати, и подскажут, на ЧТО можно было бы потратить эти 3000 рублей в месяц, если бы Вы действительно желали им добра. Так что выбирайте...

***

Мне же остается пожелать Анатолию Петровичу доброго здоровья и торжества Музыкальной Истины, а Вам — присоединиться к моим пожеланиям.

P.S. Насколько я знаю, где-то свои работы он все-таки опубликовал...

 01.05.2009
12.32

 

По причине возникшего интереса и прочих вопросов публикую E-mail Анатолия Петровича:

 

 

Добавить комментарий

Комментарии:

АПК
25.08.2008 15:41

Классно. Молодец!
Но... думаю, читателю было бы интересно хоть чуть приоткрыть эту кухню. Это МЛН


Сергей Ларин
25.08.2008 20:07

Вот это подарок!!!!++++++++++
Я и сам поражен. Действительно Человек(не случайно с большой буквы)живет рядом с тобой, практически родственник, практически даже близкий, практически окна наших домов смотрят друг на друга, а заметить его (Человека)и узнать помог благодарный ученик живущий не так близко, практически далеко, но результат на лицо.-В ближайшее время навещу дядю вместе с начинающим музыкантом!
С днем рождения, Анатолий Петрович!!!


olga
22.04.2009 23:50

Вы знаете, это действительно пародоксально, но у меня такая история: почти 20 лет назад я закончила ДМШ. Преподаватель, которая со мной занималась, сумела столько мне дать(!),что на этих знаниях и на этом развитом слухе я "проехала" и уч-ще и ВУЗ!!! На пятерки! И вот теперь я вернулась работать в эту ДМШ. Моя бывшая преподаватель считается по-прежнему лучшим педагогом школы, но что она вытворяет с детьми?! Это кошмар и безобразие!Дети косяками сбегают с уроков, в том числе и мой 6-летний сын! И мне сейчас трудно поверить, что это ОНА зажгла меня, сумела раскрыть мои способности!!! Хоть я и народник, но меня агитируют пойти в теоретики.(С заочным обучением в соседнем уч-ще).Значит импульс мне был дан очень мощный, отчего же тогда такая деградация-то у нее?
Если можно,пожалуйста, поподробнее о методике вашего дяди или названия его работ:-))


petya    Читать все комментарии petya
01.05.2009 14:32

Книга в природе есть, но в одном-двух экземплярах. Со временем, полагаю, она будет издана, и об этом я отпишу отдельно. E-mail А.П. Куличкина я вставил в основной текст.


Шолпан
14.10.2009 20:39

А я обожала сольфеджио)))


Rambler's Top100