о музыке:
- П. Куличкин. Концертино для симфонического оркестра
- Теодор Курентзис в Перми, или несколько слов о том, как правильно жарить курицу
- Концерты современной музыки
- «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Несколько слов о музыкальной драматургии оперного спектакля
- Комментарии к «Советам и жизненным правилам музыкантов» Роберта Шумана
- Заупокойный концерт пермских композиторов
- Как правильно играть Шопена?
- Музыкальная прогулка в трех соснах (В.А. Моцарт. «Волшебная флейта»)
- Теория музыки для начинающих. Музыкальный строй
- Теория музыки для начинающих. Учим ноты
- Классика для рок-музыкантов
- «Виновата ли я?» и... сектанты!
- Набор нот на компьютере. Введение в Лилипонд (LilyPond)
- "Под чёрным флагом. Морские истории" (фрагменты)
- НиЗаЧот. Я начинаю ставить двойки
- Симфонические танцы Рахманинова - 3-я часть
- Пермь. Концерт Ильи Гофмана (альт) и Юлии Смирновой (фортепиано)
- Николай Голованов и владимирские рожки
- Рахманиновский аккорд
- Сольфеджио: самостоятельная работа
- К дню рождения Д.Д. Шостаковича
- Сольфеджио. К дню рождения Анатолия Петровича Куличкина
- «Записки ханыги». ПРЕМЬЕРА!!!
- Музыка на стихи Д. Хармса...
о литературе:
- Литература и беллетристика XX века: зачем был нужен твердый знак?
- И.В. Гёте: "Следовательно, выпьем!.."
- Фамилии у Булгакова
- Татьяна Ануфриева. Стихи
- Нецензурные выражения в блогах
- 26 правил русского языка
- Артём Кочарян. Поэт и программист
- Леонид Каганов. Баллада о попиле бабла
- О Томе Сойере
- Поэтический драйв Александра Косарева: арко или пиццикато?
- Поэт кирпичных небоскребов. Стихи Ольги Шестаковой
- Л. Толстой. «Два гусара»
- Л. Толстой. «Казаки»
- Сергей Ларин. Новое поколение отбирают
- Вадим Шефнер. «Совет историку»
- Михаил Булгаков. «Собачье сердце»
- Что такое художественный блог...
- Дневник Даниила Хармса
о кино:
- Кинуха высокой душевности (Про «Царя» П. Лунгина)
- Фрося Бурлакова и 1937-й год
- Вахтанг Кикабидзе: что достоверно?..
- Сталкер по Никите Михалкову
- Служебный роман Э. Рязанова — актерский этюд
- Служебный роман Эльдара Рязанова
- Звездные войны: форма цикла...
- Звездные войны: русское кино?..
о театре:
- Моцарт и Сальери. Зимняя сказка
- Набоков - Чайковский - Шопен - скрипка - рояль - Он - Она - ...- ?
- Пермская опера: "Орфей" Монтеверди
- Пермский ТЮЗ: премьера. Михай Себастиан. Безымянная звезда
фотографии:
- Город осени и православного декаданса
- Анабазис Ек-Бург-НТагил-Невьянск
- Анатолий Зернин. Концерт «В руинах долгостроя»
- Елена Овчинникова. Пущино — Бостон — Сан-Франциско
- Кенигсберг год спустя (фотографии от vladimir and irina)
- Антон Коргатов. Первый день лагеря «Вертоград»
- Марфа Скубенко: "Самое дурацкое что могла найти на просторах интернета"
- Египет и прочее (фотографии от vladimir and irina)
- Куда заканчивается Кама или Пермский Энергетический Шлюз (полный отчет)
- Анатолий Маринин — оперный солист, скрипач и фотограф
- Илья Боронников — фотографии
- Москва. Белорусский вокзал в июле: окрестности
- Москва — город контрастов
- Фотографии из музея-квартиры Е.Ф. Гнесиной
регентам:
- В помощь регенту мужского хора
- Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна
- Форум по музыкально-церковному искусству
- «Воскресение Христово видевше...», глас 7
- О тенорах, квартах и квинтах, а также о смешанном и однородном церковном хоре
- Церковная музыка: регент что-то слышит, певчие почти ничего не могут: что делать?...
- Церковная музыка: мажор или минор?..
- Специфика церковной музыки...
о недвижимости:
- Блог риэлтора. Как рекламировать услуги в сфере недвижимости
- Квартиры в Москве и Московской области (Подмосковье)
- Ипотека: каждый решает сам
- Недвижимость на вторичном рынке
- Агентство недвижимости «Квартирный вопрос» (г. Москва)
обо мне:
- Провал как успех или 2-я ДМШ 25 лет спустя
- Автобиография
- Что я думаю о копирайте
- Содержимое моего бумажника
- Как я познакомился с Робертом Габитовым
- Рок-музыка и авторская песня
- Моим будущим биографам
- Сантехническая притча-2
- О верхних и нижних. Сантехническая притча
- Во саду ли в огороде...
- Затронет ли кризис Россию?..
- Октябрьское утро
- П. Куличкин (то есть я). Осенняя графоманистическая поэма
- Москва. День города
- Мой новый имидж
- Мое местожительство в г. Пущино
- Мой рабочий кабинет и спальня
- Кухня и ванна у меня дома
- Мое рабочее место
- Что находится у меня в рюкзаке
- Фотография от 11 июля...
- Сегодня у меня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!
- Мой Рабочий Стол
- Автоцитата
о жизни вообще:
- Заметки о нас
- От субботы до понедельника
- Баку. Терминал Европа-Азия
- Образование, характер и ретроспектива судьбы
- Искусство борща
- Как пиарить форум?..
- Хамство студентов
- Как восстановить промышленность в России?..
- Как жить дальше?
- Пермь. Комментарии к Алексею Иванову
- Пермский Колизей
- Еда профессионалов
- Школа №112
- Веб-такса Пампа
- Асфальтовый ёж
- Телевизор А.Скрябина
- Свинья в 466-й маршрутке
- Союз политики, бизнеса и искусства
Куличкин Блог
А это http://petya.blogik.org мой другой блог
21.10.2009 20:40
Читать только Теория музыки для начинающих. Учим ноты
Теория музыки для начинающих. Учим ноты
Начинаю писать об этом, как и обещал. Зачем я это пишу — ответить не трудно. В Сети элементарно отсутствуют внятные сведения из теории музыки, которые может понять обычный адекватный человек. Впрочем, профессиональные музыканты зачастую тоже не могут объяснить самых простых вещей. Например, далеко не каждый выпускник музыкального училища ответит, скажем, на вопрос: «Почему нот всего семь, а октава делится на 12 частей?». Про вопросы, которые кажутся еще более простыми я даже не говорю. Если Вы решили начать осваивать музыкальную премудрость, попробуйте спросить какого-нибудь знакомого музыканта: «По какому принципу придумывается гитарный аккомпанемент к песням? Как сделать, чтобы это было красиво? Почему обычно играют аккорды в последовательности Am — Dm — E — Am, а не наоборот? Неужели нельзя сыграть их в обратном порядке? А если нельзя, то почему? А если можно, но не всегда, то как определить, в каких случаях можно, а в каких нет?» Если ваш знакомый не отмажется, отослав Вас к учебнику гармонии, вы имеете хороший шанс увидеть его очень озадаченное лицо. А полный шок могут вызвать самые «невинные» вопросы типа: «Что такое доминанта и субдоминанта?».
Тем не менее, простые ответы на эти и другие вопросы очень нужны всем. Но все сразу охватить невозожно. Поэтому начнем мы с простого. Выучим ноты.
Как учить ноты, мало кто знает. Их учат в музыкальной школе, в возрасте 5-и, 7-и, в крайнем случае 10-и лет. Те, кто их выучил, уже давно забыл, КАК он их учил. В следующий раз с проблемой выучивания нот музыкант может столкнуться уже только в консерватории, когда придется читать симфонические партитуры. В результате образуется «каста» людей, которые их знают, а научить товарищей не могут. А между тем, ноты учатся легко и быстро. Можно легко управиться за неделю.
Итак.
Нот всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля и си. Почему их семь и почему ни обычно перечисляются именно в таком порядке — этот разговор пока оставим до следующего раза. Ведь если мы учим алфавит русского языка, мы же не спрашиваем, почему там всего 33 буквы? а в английском — 26?
Впрочем, почему именно в таком порядке — скажу. Ноты рисуются на линейках и между линейками. Более низкие ноты располагаются ниже, более высокие — выше. До, ре, ми, фа, соль, ля, си — это своего рода шкала высоты звука, состоящая из семи делений. После си — снова идет до, ре, ми и т.д.:
...
ми
ре
до
си
ля
соль
фа
ми
ре
до
си
ля
...
Впрочем, это вероятно, вы и так уже знаете.
Как все-таки запомнить, где на нотоносце располагается та или иная нота? Смотрим на картинку.
В первую очередь надо запомнить ноты на крайних линейках. Это ноты ми и фа. Затем учим ноты на трх средних линейках: соль, си, ре. Затем — ноты между линейками: фа, ля, до, ми. Затем запоминаем, что под нижней линейкой располагается нота ре, а над верхней — нота соль. После этого начинаем учить добавочные линейки. Первая добавочная снизу — нота до, первая добавочная сверху — нота ля.
Почему ноты располагаются именно так? Почему, скажем, ноту до не нарисовать бы на самой нижней линейке (или еще в каком-нибудь другом месте)? Это определяет ключ (он нарисован слева). В данном случае ключ называется «ключом соль» и рисуется на той линейке, где будет нота соль. В данном случае — на второй линейке. Ключ соль, к слову сказать, — это как бы видоизмененная буква S (от итальянского названия ноты sol). Скрипичный ключ — это ключ соль, нарисованный на второй линейке снизу. Ключи соль на других линейках в настоящее время практически не используются.
Еще в музыке используются ключ фа и ключ до. Они выглядят так:
Еще на этой картинке нарисована нота ля первой октавы в каждом из этих ключей. Ля первой октавы — это звук, на который настраиваются камертоны. Его частота 440 Герц.
Что такое октава — пока не будем рассуждать, этот вопрос мы оставим до разговора о ладах и строе. Пока что обратите внимание, что скрипичный ключ предназначем для написания более высоких нот, чем басовый, поскольку ноты удобнее рисовать (и читать!) не на добавочных, а на основных линейках. Альтовый и теноровый ключи — это некие «компромиссные варианты» между скрипичным и басовым ключами.
Ноты в басовом ключе и ключах до учатся аналогично:
В альтовом ключе:
И теноровом:
Вот, собственно, и все.
Комментарии:
Катя Нов
17.08.2010 10:20
Супер. В 30 лет уже трудно заставить мозги работать, особенно, если сел за фортепиано впервые. Огромное спасибо за простой, но почему-то малоизвестный метод изучения нот. Год не могу их осилить, но, надеюсь, теперь процесс у меня пойдет легко
Евгений
30.08.2010 11:54
Спасибо большое! Взрослый мозг никак не может переварить все это для запоминания. приходиться грубой силой запихивать в голову, проводя часы за клавишами.
Совместить то, что глаза видят (но мозг не понимает) и руки делают, очень сложно. )
vera
18.10.2010 22:34
во первых, никогда не встречала музыканта - профессионала, который не знает, что такое субдоминанта, если не совсем дебил, конечно. во - вторых, вы так и не ответили, почему ноты называются именно до, ре, ми ..., а не иначе. (начальные буквы латинских хоралов). Октаву разделил Пифагор, и только в европейской музыке она делится на 12 частей, в других музыкальных культурах существуют и четверть тона и одна восьмая... аккомпанемент к песням подбирается следуя гармонической логике, то есть неустойчивые ступени тяготеют в устойчивые...и это проходят в первом классе музыкалки. ключи альтовый и теноровый можно не учить, в них играют немногие инструменты. и еще: зачем учить ноты в ключах, не зная октав, нужно учить ноты по октавам, иначе чем тогда отличаются нота фа между 1й и 2й линейками в скрипичном ключе и нота фа на 5й? музыкант должен четко понимать, как исполнять эти ноты, в каких октавах.
petya Читать все комментарии petya
19.10.2010 11:55
2 vera
1. А я встречал музыкантов-профессионалов, которые не вполне четко представляют, что такое доминанта и субдоминанта... Например, потому что не понимают, как тоника становится главной функцией, несмотря на то, что она слабее тоники и доминанты вместе взятых. Но, согласитесь, это вопрос не для первого занятия)))
2. Вопрос о происхождении названий нот здесь не стоял. Хотя бы потому, что латинские хоралы сейчас мало что говорят обычному человеку и мало помогают, собственно, ВЫУЧИТЬ ноты.
3. Ни четверть тона, ни восьмая тона в неевропейских музыкальных культурах не существуют. Потому что фольклорные культуры не опираются на равномерную темперацию, а деление тона на четыре, восемь и так далее частей - тоже равномерная темперация, только более частая.
4. Октава в европейской музыке далеко не всегда делилась на 12 частей. Но об этом я написал в другом посте - про Музыкальный строй.
5. "аккомпанемент к песням подбирается следуя гармонической логике". Вот Вы и отмазались, как я и предсказывал))). Что такое гармоническая логика - в двух словах не объяснишь. Но то, что она не связана с "тяготением неустойчивых ступеней в устойчивые" - это уж совершенно точно.
6. В альтовом и теноровом ключах играет примерно треть инструментов симфонического оркестра. Это значительная часть инструментов, а вовсе не "немногие инструменты". Самый известный всем инструмент - фортепиано, - конечно, не играет в таких ключах, но это не значит, что ключи "до" не важны. К тому же сразу выучить ноты в нескольких ключах легче, чем сначала выучить в одном, затем в другом. Кстати сказать, знание альтового и тенорового ключей не помешает и пианистам, если они собираются играть концерты с оркестром или в ансамблях, скажем, с альтом или виолончелью.
7. "зачем учить ноты в ключах, не зная октав". А разве я не указал, в какой октаве звучат ноты, написанные в том или ином ключе? По-моему, указал. Что же касается разучивания нот в разных октавах - это тоже нужно сделать, но позже: когда расположение нот на линейках запомнится.
Юра
19.10.2010 13:26
vera продемонстрировала в комментарии прямо таки стереотипный случай обычного подхода. "Это проходят в первом классе музыкалки", значит и взрослому человеку будем объяснять так же, как шестилетним детям. А что можно не так, а по человечески - просто не укладывается в голове.
"Зачем учить ноты в ключе не зная октав", да...
Петр, спасибо еще раз за объяснения. Ничего даже близко похожего не встречал.
Юра
19.10.2010 13:33
И отдельно "не помешает и пианистам, если они собираются играть концерты с оркестром или в ансамблях".
Порвался в клочья. Ярко представил себе человека, в 30 лет человек увольняющегося с работы с мыслью: "компьютеры окончательно осточертели, ща быстренько осваиваю пианино и иду работать в оркестр. Где тут у нас книжки "пианино для чайников" и "рояли Страдивари in a nutshell"..."
petya Читать все комментарии petya
19.10.2010 16:15
Пианистов подобных я действительно не встречал. Разве что Рудольфа Керера в пример привести, который до 33-х лет преподавал математику в Средней Азии, а потом стал выигрывать международные пианистические конкурсы. Но он все-таки учился в музыкальной школе.
Смех смехом, а вот нескольких оперных певцов именно почти что "от сохи" - знаю лично!!! Где-то под 40 им именно что ударило в голову, что надо на самом деле петь, а не заниматься тем, чем занимались. И ничего, поют
надежда
25.10.2010 22:51
Большое спасибо.
катя
29.10.2010 18:39
ой у вас такие тупые ноты.А мне 30 лет.
ольга
29.11.2010 15:37
спасибо,вам,за напоминание нот в ключах!всю жизнь занимаюсь на виолончели и контрабасе,но давно не играла в теноровом ключе,а вот с тала преподавать и знания понадобились!а ключ-то подзабыла,всё больше в басу играла!спасибо огромное!
Аля
05.01.2011 00:12
Иногда в 30 лет люди отдают своих детей в музыкалку и хотя бы первый год надо подсказывать и помогать ребенку... а если нифига не понимаешь это трудно приходиться учиться вместе... но честно скажу про октавы тут не совсем понятно написано... ноты кроме 1 октавы сложновато конечно запомнить когда тебе давно не 6 лет :)))) методом обычной музыкалки... Еще может кто подскажет какую литературу
Юра
05.01.2011 15:11
Аля, я вас практически заочно люблю не глядя! Вы не поверите, но в остальных октавах ноты - те же! Это такая забавная фишка!
ксения лобода
21.01.2011 22:39
я блогодоря вам стала на всяких канцертах выступать! в понедЕльник в США вызывают! спосибо!
зоя
19.02.2011 11:26
сууууперррррррррррр
михаил
23.03.2011 14:05
Господа,все люди разные.есть и среди профессионалов неучи,и среди любителей " Ломоносовы".Вопрос лишь в том какого результата вы достигаете?Человеку,которому просто надо научиться играть на инструменте не обязательно знать что такое субдоминанта или доминанта или логику аккордово-гармонических цепочек.Ну а если он задался целью знать что из чего берется,то на это должен ответить педагог.В теории есть много расхождений ,скажем нота ре диез и ми бемоль -это разные ноты,но в звуке это одна.это называется энгармонизм.а в вопросе как изучать ноты,отвечу-по всякому.лишь бы ученик понял.мы должны прийти к одному результату к МУЗЫКЕ и ее звучанию.а если преподаватель не ответил на ваш коварный вопрос-подавайте в суд))))шучу
sernorman вконтакте
31.03.2011 11:25
Интересно знато некоторые детали!
названия нот придумал монах Гвидо Д`Ареццо еще в начале 11 века. И, как не странно ноты это... на самом деле молитва Иоанну Крестителю, с просьбой о сохранении голоса:
«Дай нам чистые уста, св. Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний»
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes.
Однако первоначально нот все-таки было 6, лишь затем в 16-м веке, появился звук "СИ" (Святой Иоанн) по последней строчке. А еще примерно через 100 лет, первую ноту заменили на "DO", т.к. это было гораздо удобнее для пения.
Во время-же выступления хора, Гвидо Д`Ареццо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время.
Подробнее: http://rumbur.ru/history/50-noti
Галина
20.05.2011 07:48
Я закончила муз. школу и колледж музыкальный ( теоретическое отд.), сейчас в институте учусь, правда на пианистку. Преподаю в школе искусств всё подряд. Один знакомый физик, мужчина пожилых лет, задал мне вопрос как музыканту, на его взгляд лёгкий-прилёгкий, но я не дала ответ. Он спросил: почему ноты называются именно так, как сейчас они называются, до, ре, ми, фа, соль, ля, си? Меня это привело в некий тупик. Я помню, как они назывались прежде, но вот почему их назвали в конечном итоге именно так?..Ответьте кто-нибудь мне на этот интересный вопрос! Спасибо.
Шама
23.06.2011 19:43
Очень занятный диалог=)) Спасибо за статью=)) я стал знать больше, но так ни чего и не понял! П.С. я не тупой=)
Юрий
30.06.2011 16:45
Отвечаю девушке, которая интересовалась названиями нот.
Они произошли от первых слогов одной молитвы (на латыни), там мелодия представляла собой восходящую мажорную гамму. Только вместо До было Ut.
эльдар
07.07.2011 08:04
спасибо теперь у меня есть слух и я научилсья читать по нотам сначали мне было трудно но через несколько дней была лехче большое вам спосибо
Сергей
13.07.2011 23:55
Очень интересно,сильно в математические вопросы не вникал, но стало как то всё понятнее с этой муз грамотой.Вот люди после 30 испытывают трудности,я решил освоить теорию в 50.Понял что без учителя не потяну,но и с преподавателем многое непонятно,ведь изучая грамоту с 4-6 лет учитель никогда не может представить как трудно учить это после 30-40 лет.То что кажется ему простым,я понять не в силах.Я уже играю слегка на синтезаторе и даже двумя руками ,но пока 2 месяца читаю только первую октаву и то плохо.Теперь думаю будет полегче и с пониманием терций и всего остального.Огромное спасибо Пётр Куличкин.