Куличкин Блог

А это http://petya.blogik.org мой другой блог


06.07.2008 10:10
Читать только Звездные войны: форма цикла...


Звездные войны: форма цикла...


Звездные войны: еще кое-что о форме всего цикла.

Вторая трилогия и весь цикл в целом — это два разных фильма. Вот что любопытно. Первая трилогия не обладает самодостаточной цельностью, после третьего эпизода явно требуется продолжение. А вторая трилогия — вполне законченный фильм, который можно рассматривать как нечто самостоятельное (впрочем, так, наверное и задумывалось).

Вторая трилогия — фильм вполне в рамках общепринятого американского морализаторства. Есть злые (Император и Вейдер), есть добрые (Люк и компания, Йода+Кеноби). Расстановка сил на начало фильма — в пользу злых. Почему так случилось? не так важно, есть огромное количество фантастических фильмов с гораздо более туманной предысторией (взять того же «Властелина колец» хотя бы), и это никому в Голливуде  никогда не мешало. Добрые могут победить только в том случае, если кого-то из злых перетянут на свою сторону, что и происходит в итоге. Что касается злых — один из них олицетворяет абсолюное зло (Император), другой — здесь тоже не вполне ясно почему — не совсем абсолютно злобный, считается, что в нем когда-то было что-то человеческое. Во второй трилогии есть много алогичноых явлений, на которые тоже часто в Голливуде е обращают внимания. Например, почему у уперто-темного Вейдера оказались уперто-светлые дети? Почему Йода ни с кем не сражается, несмотря на свою просто выдающуюся квалификацию? и т.д. Ответ напрашивается такой: «сказка есть сказка, хоть с бластерами и звездолетами, но все равно сказка, где добро побеждает зло, а отсутствие логики придает дополнительный шарм» (В конце концов, в сказке про курочку Рябу противоречий не меньше, чем во второ трилогии Звездных войн). Йода и Кеноби в данном случае воспринимаются как совершенно сказочные перснажи, которые могут только чуть-чуть помогать Люку с компанией, но сами участия в действии  практически не принимают. Джедайское искусство во второй трилогии — это как волшебная палочка, которую добрый волшебник подарил хорошему мальчику, чтобы с ее помощью мальчик смог победить Кощея Бессметного. При этом добрый волшебник предупреждает хорошего мальчика, что необходимо во что бы то ни стало оставаться хорошим мальчиком, т.к. однажды хороший мальчик с волшебной палочкой сделал очень плохой поступок и сразу превратился в Змея Горыныча, который сейчас служит Кощею. Ну и, конечно же, хороший мальчик аккуратно пользуется волшебной палочкой, они с раскаявшимся Змеем Горынычем побеждают Кощея и... на том и сказке конец! Сказка, естественно, выполнена в американском высокобюджетном антураже, и хороший мальчик с его друзями — вполне типичные позитивные американские типажи (особенно характерен в этом плане Хан Соло).

Изюминка формы всей гексалогии в том, что вторая трилогия радикально переосмысливается под влиянием первой (которая, повторюсь, не может рассматриваться как самостоятельный фильм). Герои первой трилогии — не коренные американцы, в отличие от второй. Это иммигранты. Йода — откуда-то с Востока или Тибета, Кеноби — тибетизированный европеец, Аникин Скайуокер — из России.

допишу после завтрака...
Продолжаю...
12.43

 

 

 

Поэтому идейная основа всей гексалогии принципиально другая. Это фильм о принятых решениях и долгосрочных последствиях этих решений, когда те, кто решения принимал, изменить уже почти ничего не могут. Первая трилогия — это фактически процесс сочинения сказки, которая рассказывается во второй трилогии (чем-то это все ОЧЕНЬ напоминает «Зимнюю сказку» Шекспира...).  Основа конфликта в гесалогии — это не расстановка сил в пользу злых, а несовершенство добра на момент начала фильма (подробнее о несовершенстве добра — во вчерашнем посте). Это несовершенство — и есть прямая причина войны в галактике. Оно же — причина противоречий во внутреннем мире свехвосприимчивого гения Аникина. Конечно, таким людям как я, воспитанным на лучших образцах советского кинематографа смотреть третий эпизод просто больно, настолько тяжело даются и даже, пожалуй, примитивно решаются непосредственно-психологические сцены. Хотя я многое готов здесь простить... (подробнее об этом тоже во вчерашнем посте). Здесь же я хотел сказать не об этом.

В результате, во второй трилогии, если считать ее частью гексалогии СУЩЕСТВЕННЕЙШИМ ОБРАЗОМ смещаются акценты. Меняется сущность конфликта, не больше ни меньше!.. Это не борьба добрых со злыми (или светлых с темными, не важно), а борьба за совершенство добра (Кто бы мог подумать, что Голливуд способен снять кинофильм о духовном росте?!.. За эту попытку американцы могут смело ставить Лукасу памятник). И эта борьба за совершенство добра присходит между... Аникином Скайуокером и Дартом Вейдером! Именно так!!! Аникин Скайуокер «материализуется» в своих детях: именно от него Люк и Лея унаследовали самоотверженность, эмоциональную спонтанность и непосредственность. А Дарт Вейдер просачивается в самую цитадель света: в некоторые высказывания Йоды и Обивана Кеноби. Последние во второй части гексалогии невольно становятся носителями устаревших, «ветхозаветных» стандартов, которых уже недостаточно для победы над императором (что отчасти показал поединок императора и Йоды в 3-м эпизоде).

Йода отговаривает Люка ехать на помощь друзьям — Люк отказывается. Кеноби говорит, что Аникин Скайуокер полностью и окончательно стал Вейдером — Люк находит в себе силы не поверить. Если рассматривать вторую трилогию как отдельный фильм, непослушание Люка — это отрицательный фактор, который по законам сказки чудесным образом срабатывает во благо. Если же рассматривать вторую трилогию как часть гексалогии — непослушание Люка является прогрессивным и совершенно необходимо для победы. В первом варианте Йода и Обиван — однозначно добрые и сказочные, во втором — тоже добрые, но уже не сказочные, а вполне реальные лица со своими несовершенствами, которые они не в силах самостоятельно преодолеть.

Любопытный парадокс. Когда Йода дает Люку последние наставления, он говорит: «Запомни: Сила важнее семьи». Люк следует этому совету, но в итоге отец Люка опровергает слова Йоды, отказываясь ради сына от всего: от силы, власти и жизни в том числе. Конечно, на такой отказ, да еще после многолетнего служения тьме, способен был только он. Поэтому именно Скайуокер-Вейдер является подлинным главным героем гексалогии.

Посмотрите вначале последние три эпизода. Затем, через некоторое время, все гексалогию в целом. Одни и те же кадры фильмов второй трилогии, а фильмы — по существу — разные... Советую оценить и посмаковать: фильмы с двойным дном — редкость для Голливуда :-)))

 

 

Добавить комментарий

Комментарии:

helga
14.07.2008 15:42

Вы впервые посмотрели этот фильм? Есть там одна мысль неплохая, не знаю заметили или нет? Всё, что ни случается, дело рук наших. И видения тут ни при чём. И не стоит им верить. Показали тебе видение - предупредили, значит. А Энокин отнёсся к тому, что ему было показано как к неизбежному факту. Вот и наломал дров.


noldorsky    Читать все комментарии noldorsky
14.07.2008 15:44

Хорошая видать трава в Москве-городе растет...
Вообще слышать добрые слова о ЗВ от тебя...
ну это как раввин в субботу картошку бы окучивал...

а вообще ты бы лучше Амбера прочитал... там все намного веселее, хотя структура тоже похожа: два пятикнижия типа самостоятельные, на самом деле образующие сквозной детективный сюжет...


Rambler's Top100