Куличкин Блог

А это http://petya.blogik.org мой другой блог


12.11.2010 21:12
Читать только Концерты современной музыки


Концерты современной музыки

погладь кота!..

После посещения этих мероприятий у многих остается неприятный осадок. После концерта слушатель пытается понять: то ли его личный музыкальный уровень крайне низок, то ли музыкальное искусство находится в глубоком упадке. А мысль о том, что он просто попал на плохой концерт, как правило приходит в голову последней. Более того, после посещения второго и третьего «концерта современной музыки» указанная мысль отметается вовсе, поскольку слушатель после них уходит с теми же ощущениями и мыслями, как после первого. 

А между тем, сам факт существования концертов современной музыки ровным образом ничего не доказывает. Кроме, пожалуй, того, что на них можно неплохо заработать (точно так же, как, скажем, на изготовлении фальшивых денег). У организаторов таких концертов есть одна тайна. Ее мы очень скоро узнаем, но для этого нам понадобиться немного разобраться в том, «откуда есть пошли» концерты «современной» музыки.

В отечественной «Музыкальной энциклопедии» есть статья Ю.В. Келдыша под названием Модернизм. Попробуем оттуда прочитать пару абзацев: 

(франц. modernisme, от moderne - новейший, современный) - определение, относимое к ряду художеств. течений 20 в., общим признаком к-рых является более или менее решительный разрыв с эстетич. нормами и традициями классич. иск-ва. На отд. историч. этапах в понятие М. вкладывался разл. смысл. В конце 19 - нач. 20 вв., когда это определение стало входить в обиход, оно применялось к творчеству таких композиторов, как Дебюсси, Равель, Р. Штраус. С сер. 20 в. под М. обычно понимают явления совр. муз. "авангарда" (см. Авангардизм), представители которого отвергают не только Дебюсси и Штрауса, но и Шёнберга и Берга как запоздалых выразителей "романтического мироощущения". Нек-рые сов. искусствоведы предлагали отказаться от термина "М." в связи с его чрезмерной широтой и растяжимостью. Тем не менее он сохраняется в сов. и заруб. теоретич. лит-ре об иск-ве; в 60-70-х гг. был сделан ряд попыток уточнить и конкретизировать его значение.

В дореволюц. рус. критике слово "М." истолковывалось б. ч. в прямом этимологич. значении как "власть моды", диктующей стремит. смену вкусов и художеств. течений, нарушение преемственности, пренебрежение к прошлому. Н.Я. Мясковский противопоставлял М. как поверхностное следование скоропреходящей моде подлинному, органич. новаторству<...>

Но эти неустойчивость и непостоянство эстетич. критериев, вызывающие лихорадочную смену формальных приёмов и методов композиции, служат только внешним проявлением более глубоко лежащих идейных процессов.

Обратите внимание. Поначалу слово «модернизм» применялось к вполне достойным авторам — Дебюсси, Равель, Р. Штраус. Но очень быстро этот термин приобрел отрицательное значение, и все «нормальные» композиторы (в том числе Прокофьев и Стравинский) от него отмежевались. Потом в середине XX века модернизм в музыке стали называть авангардизмом. Открываем ту же «Музыкальную энциклопедию» и читаем статью Г.М. Шнеерсона:

(франц. avant-gardisme, от avant-garde - передовой отряд) - условное наименование разл. течений совр. иск-ва, характеризующихся разрывом с традициями реалистич. иск-ва прошлого, поисками новых выразит. средств и форм, нередко превращающимися в самоцель. Термин "А." возник в критике 1920-х гг.и утвердился в искусствознании (в т. ч. и советском) после 2-й мировой войны 1939-45. Однако он не обладает достаточной определённостью и зачастую трактуется критиками по-разному.

Корни совр. А. - в идейно-эстетич. установках декадентских, модернистских художеств. течений нач. 20 в. (футуризм, дадаизм, сюрреализм и др.). Широкое распространение течения А. получили после 2-й мировой войны во Франции, Зап. Германии, Италии, США, в скандинавских странах; А. оказал влияние и на иск-во нек-рых социалистич. стран. Течения A., как правило, преходящи, большинство из них подвержено капризам моды, требующей постоянного обновления технич. приёмов.

Оказывается, авангардизм — это тот же самый модернизм! И тот, и другой требуют постоянного обновления технических приемов, оба термина достаточно расплывчаты и не обладают однозначной определенностью, в обоих случаях речь идет о разрыве с традициями прошлого.

Какой здесь напрашивается вопрос? Правильно. Главный вопрос в том, зачем нужны два разных термина для характеристики одного и того же, по сути явления. 

ЭТО и есть ГЛАВНАЯ ТАЙНА концертов современной музыки. Сегодня термин «современная музыка» является прямым наследником терминов «модернизм» и «авангардизм», которые уже отжили свое. Представьте себя на месте настоящих композиторов. Когда Прокофьева называли «модернистом», он говорил: «Я классик!». Когда во второй половине XX века была мода на авангард, настоящие композиторы называли себя просто «современными композиторами».

Сейчас на концерты «модернизма» и «авангардизма» никого не заманишь. Про первое уже никто не помнит, а про второе все уже очень хорошо знают, что сие не есть музыка (а кто не знает — может прочитать в Музыкальной энциклопедии). Поэтому слово «авангардизм» надо заменить на что-нибудь другое, чтобы убедить людей покупать билеты на концерт. Самый удобный способ — паразитировать на том, что сделали другие. Нормальные композиторы отказались именоваться авангардистами, организовали несколько концертов современной музыки — хорошо. «У них современная музыка — и у нас тоже современная музыка,» — думает авангардист. Главное — продать билет. В итоге, имеем следующее. Современная музыка сегодня — это самый натуральный авангард и не более того. Следовательно, сегодняшняя

Современная музыка  — это не музыка!

Конечно, концерты современной музыки — самый натуральный обман. Это мошенничество, когда вы платите деньги за то, чтобы слушать музыку, а слушаете отнюдь не музыку (а стыдно сказать, что). Такое мошенничество, правда очень нелегко доказать. О нем можно предупредить. Но «держать ухо востро» необходимо всегда. Потому что, когда люди окончательно поймут, какая гадость сегодня скрывается за словами «современная музыка», организатором концертов модернизма-авангардизма-современноймузыки придется придумать еще какой-нибудь термин.

 

 

Добавить комментарий

Комментарии:

Юра
13.11.2010 18:58

Так ведь это - эпоха постмодерна на дворе больше пол века уже :)

Примеры у меня, извините, в основном с эмоциями типа "ярость", "ужас" и "отвращение" - но это уж кому что близко.

Семиструнные гитары недостаточно низко жужжат - закажем восьмиструнные! http://www.youtube.com/watch?v=qc98u-eGzlc

Или спаяем синтезатор с нужным жужжанием:
http://www.youtube.com/watch?v=5Az_7U0-cK0

Или можно не выёживаться со звуком и размером, а просто намешать чего попало и сделать весело:
http://www.youtube.com/watch?v=VurhzANQ_B0

Но вообще, конечно, с запретом ЛСД близкая моему сердцу музыка низкого штиля как-то приуныла. Ничего значительней Майкла Джексона, похоже, не было с тех пор.


kgv
15.11.2010 23:53

А как же быть с теми современными композиторами, которые пишут неплохую музыку. Как называть их концерты?


matsist
16.11.2010 14:28

2 kgv
Неоклассики?..


Алексей Хохлов
02.12.2010 18:26

Тем, кто пишет хорошую музыку, не надо писать на афише "неоклассик". Надо писать имя и фамилию.


Rambler's Top100