Куличкин Блог

А это http://petya.blogik.org мой другой блог


11.11.2008 09:36
Читать только Николай Голованов и владимирские рожки


Николай Голованов и владимирские рожки

Куличкин

Мыслей в голове никаких — посему рассказываю байку, которую слышал от Никиты Морозова, а откуда он знает — неизвестно.

 

Известный дирижер Николай Голованов был очень культурным и интеллигентным человеком. Он возглавлял в 1930-е-1940-е годы Симфонический оркестр Всесоюзного радио (ныне БСО под управлением Владимира Федосеева). Оркестр под его управлением играл очень серьезные сочинения, в том числе Поэму экстаза и «Прометей» (поэму огня) композитора Александра Скрябина. Кроме того, Н. Голованов писал музыку и был композитором. Среди его сочинений есть и духовная церковная музыка, в том числе такие сочинения как «Трисвятое», «Милость мира», «Достойно есть» и «Херувимская песнь».

Однажды Николая Голованова пригласили продирижировать Оркестром русских народных инструментов имени Осипова. Был он уже тогда «имени Осипова» или стал только сейчас «имени» — я не знаю, а Никита Морозов о сем умолчал. Про предыдущий абзац он, правда, тоже умолчал, так как предполагал, что я знаю, кто такой Николай Голованов. А я тогда знал это плохо. Но тем не менее. В общем, Голованов (не иначе как по своему глубочайшему смирению) согласился на день оставить своих симфонических музыкантов и осчастливить своей дирижерской волей ОРНИ имОсипова.

Продолжаем разговор, как сказал Карлсон.

В Оркестре имени Осипова издавна наличествовали такие инструменты, как владимирские рожки. Каждый владимирский рожок отличался от английского или французского рожка (известного простым людям как валторна = «лесной рог») довольно существенно. Внешне он отличался от них так, как отличаются Лондон и Париж от Владимира и Петушков, а по звучанию — так же, как Вестминстерское аббатство и Нотр-Дам-де-Пари от Владимирского Централа. Тембр владимирского рожка... не то, чтобы очень уж характерен... Он неустойчив и громогласен, как фальшивое пение глухого, который не слышит фальши и самозабвенно наслаждается вибрациями голосовых связок. Этот неповторимый тембр похож сигнал автомобильного клаксона с призвуками синей мигалки Скорой помощи, если добавить к последней еще и хрюканье высокоуровневых монстров из компьютерной игры про инопланетян. Когда владимирский рожок играет тихо, он звучит  несколько тревожно и затаенно, а в громком звучании — вся истошная сущность инструмента раскрывается с неподдельным пафосом и драматизмом, достигая в кульминации по-настоящему трагедийных вершин.

Итак, Николай Голованов начал репетицию. Надо заметить, что несмотря на внутреннее смирение, он был строгим дирижером. Дирижерской палочкой он, конечно, ни в кого не тыкал, партитуры не рвал,  пульт в оркестр не бросал, но все знали, что Голованов шутить не любит, а в случае явно несерьезного отношения к делу может даже на одну-две секунды выйти из себя. Поэтому оркестр сидел тихо, а играл предельно аккуратно. Все следили за дирижерской палочкой уважаемого маэстро, и о том, чтобы помешать ему работать, не приходило мысли даже в головы членов Коммунистической Партии.

И вот настал момент, когда вступили владимирские рожки. Маэстро перестал дирижировать — мгновенно наступила тишина.

—  Это что такое? — тихо сказал Голованов директору оркестра.

—  Это, Николай С....ч, владимирские рожки-с... — не очень уверенно ответил директор.

Тишина стала гробовой. 

—  Так что же, — еще более тихим голосом произнес маэстро, — может быть, в следующий раз коров в оркестр приведем?!..

 

 

Добавить комментарий

Комментарии:

КГВ
20.11.2008 22:07

Спасибо Никите Морозову и Петру Куличкину за то, что эта байка меня рассмешила.


olga
22.04.2009 23:18

как дирижеру народного оркестра, мне несколько неприятна сия история. У меня в оркестре таких инструментов не имеется, и иногда я об этом жалею. Встречаются стилизованные произведения и рожки там просто необходимы. Хотя история с одной стороны комичная, а с другой стороны г-ну Голованову должно было быть стыдно: придти работать с оркестром и не знать его состава?! Для меня это немыслимо!И потому НЕ ВЕРЮ, что это могло быть именно в такой форме!


Сергей
06.06.2011 15:20

"...Тембр владимирского рожка... не то, чтобы очень уж характерен... Он неустойчив и громогласен, как фальшивое пение глухого, который не слышит фальши и самозабвенно наслаждается вибрациями голосовых связок. Этот неповторимый тембр похож сигнал автомобильного клаксона с призвуками синей мигалки Скорой помощи, если добавить к последней еще и хрюканье высокоуровневых монстров из компьютерной игры про инопланетян. Когда владимирский рожок играет тихо, он звучит несколько тревожно и затаенно, а в громком звучании — вся истошная сущность инструмента раскрывается с неподдельным пафосом и драматизмом, достигая в кульминации по-настоящему трагедийных вершин".
Так надменно и насмешливо написать мог пожалуй только далеко не русский человек (т.е. с презрением) и, как минимум не разу не слышавший настоящего звучания пастушьего рожка(настоящих исполнителей к сожалению в Совдепии совсем мало - почти нет) хотя это всегда можно осуществить послушав записи "Нерехтских рожечников" 90-х годов. А если потрудиться для своей эрудиции и почитать отзывы наших именитых композиторов, музыкантов, писателей прошлых веков (Бородина, Шаляпина, Куприна, Горького и пр.), то можно будет узнать, как отнеслась просвещенная европа к искусству Владимирских рожечников, гастролирующих там в 1884г и далее. Так же Германия принимала "нерехтских рожечников" в начале 1990-х и в июле 2210г.


petya    Читать все комментарии petya
08.06.2011 19:24

Конечно, Сергей, куда уж нам за просвещенной Европой... Да и вообще, разве могут быть у русского человека такие фамилии, как Морозов или Куличкин? А писатели, вероятно, лучше разбираются в музыке, чем дирижеры...


Юрий
30.06.2011 18:18

"Так же Германия принимала "нерехтских рожечников" в начале 1990-х и в июле 2210г.(!)"
Сергей, расскажите поподробнее о жизни в XXII веке. Не так часто увидишь письмо из будущего.
А Пете -
хотел бы заметить:
Бородин и Шаляпин были не только писателями, но и, в какой-то мере, музыкантами.


petya    Читать все комментарии petya
30.06.2011 22:59

Юрий, мне известно, что автор "Князя Игоря" написал не только более чем 90 трудов по химии, а автор книги "Маска и душа" умел петь не только "Дубинушку")))

О них речи и не шло, но Ваше дополнение к моим словам, тем не менее, весьма ценно, поскольку, очевидно, что выразился я в тот раз не совсем ясно. Зато у Вас появился повод поддержать разговор)))


Юрий
05.08.2011 20:04

Да нет, дело не в поводе поддержать разговор.
Если говорить серьезно, я к Голованову отношусь с очень большим уважением и сильно сомневаюсь, что сия история правдива. Да и не смешна, честно говоря. Что касается рожков, я слышал, как они звучат (в записи), не знаю, как кому, а мне понравилось. Есть в их звуке что-то по-настоящему подлинное, наше, русское...


Rambler's Top100