о музыке:
- П. Куличкин. Концертино для симфонического оркестра
- Теодор Курентзис в Перми, или несколько слов о том, как правильно жарить курицу
- Концерты современной музыки
- «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Несколько слов о музыкальной драматургии оперного спектакля
- Комментарии к «Советам и жизненным правилам музыкантов» Роберта Шумана
- Заупокойный концерт пермских композиторов
- Как правильно играть Шопена?
- Музыкальная прогулка в трех соснах (В.А. Моцарт. «Волшебная флейта»)
- Теория музыки для начинающих. Музыкальный строй
- Теория музыки для начинающих. Учим ноты
- Классика для рок-музыкантов
- «Виновата ли я?» и... сектанты!
- Набор нот на компьютере. Введение в Лилипонд (LilyPond)
- "Под чёрным флагом. Морские истории" (фрагменты)
- НиЗаЧот. Я начинаю ставить двойки
- Симфонические танцы Рахманинова - 3-я часть
- Пермь. Концерт Ильи Гофмана (альт) и Юлии Смирновой (фортепиано)
- Николай Голованов и владимирские рожки
- Рахманиновский аккорд
- Сольфеджио: самостоятельная работа
- К дню рождения Д.Д. Шостаковича
- Сольфеджио. К дню рождения Анатолия Петровича Куличкина
- «Записки ханыги». ПРЕМЬЕРА!!!
- Музыка на стихи Д. Хармса...
о литературе:
- Литература и беллетристика XX века: зачем был нужен твердый знак?
- И.В. Гёте: "Следовательно, выпьем!.."
- Фамилии у Булгакова
- Татьяна Ануфриева. Стихи
- Нецензурные выражения в блогах
- 26 правил русского языка
- Артём Кочарян. Поэт и программист
- Леонид Каганов. Баллада о попиле бабла
- О Томе Сойере
- Поэтический драйв Александра Косарева: арко или пиццикато?
- Поэт кирпичных небоскребов. Стихи Ольги Шестаковой
- Л. Толстой. «Два гусара»
- Л. Толстой. «Казаки»
- Сергей Ларин. Новое поколение отбирают
- Вадим Шефнер. «Совет историку»
- Михаил Булгаков. «Собачье сердце»
- Что такое художественный блог...
- Дневник Даниила Хармса
о кино:
- Кинуха высокой душевности (Про «Царя» П. Лунгина)
- Фрося Бурлакова и 1937-й год
- Вахтанг Кикабидзе: что достоверно?..
- Сталкер по Никите Михалкову
- Служебный роман Э. Рязанова — актерский этюд
- Служебный роман Эльдара Рязанова
- Звездные войны: форма цикла...
- Звездные войны: русское кино?..
о театре:
- Моцарт и Сальери. Зимняя сказка
- Набоков - Чайковский - Шопен - скрипка - рояль - Он - Она - ...- ?
- Пермская опера: "Орфей" Монтеверди
- Пермский ТЮЗ: премьера. Михай Себастиан. Безымянная звезда
фотографии:
- Город осени и православного декаданса
- Анабазис Ек-Бург-НТагил-Невьянск
- Анатолий Зернин. Концерт «В руинах долгостроя»
- Елена Овчинникова. Пущино — Бостон — Сан-Франциско
- Кенигсберг год спустя (фотографии от vladimir and irina)
- Антон Коргатов. Первый день лагеря «Вертоград»
- Марфа Скубенко: "Самое дурацкое что могла найти на просторах интернета"
- Египет и прочее (фотографии от vladimir and irina)
- Куда заканчивается Кама или Пермский Энергетический Шлюз (полный отчет)
- Анатолий Маринин — оперный солист, скрипач и фотограф
- Илья Боронников — фотографии
- Москва. Белорусский вокзал в июле: окрестности
- Москва — город контрастов
- Фотографии из музея-квартиры Е.Ф. Гнесиной
регентам:
- В помощь регенту мужского хора
- Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна
- Форум по музыкально-церковному искусству
- «Воскресение Христово видевше...», глас 7
- О тенорах, квартах и квинтах, а также о смешанном и однородном церковном хоре
- Церковная музыка: регент что-то слышит, певчие почти ничего не могут: что делать?...
- Церковная музыка: мажор или минор?..
- Специфика церковной музыки...
о недвижимости:
- Блог риэлтора. Как рекламировать услуги в сфере недвижимости
- Квартиры в Москве и Московской области (Подмосковье)
- Ипотека: каждый решает сам
- Недвижимость на вторичном рынке
- Агентство недвижимости «Квартирный вопрос» (г. Москва)
обо мне:
- Провал как успех или 2-я ДМШ 25 лет спустя
- Автобиография
- Что я думаю о копирайте
- Содержимое моего бумажника
- Как я познакомился с Робертом Габитовым
- Рок-музыка и авторская песня
- Моим будущим биографам
- Сантехническая притча-2
- О верхних и нижних. Сантехническая притча
- Во саду ли в огороде...
- Затронет ли кризис Россию?..
- Октябрьское утро
- П. Куличкин (то есть я). Осенняя графоманистическая поэма
- Москва. День города
- Мой новый имидж
- Мое местожительство в г. Пущино
- Мой рабочий кабинет и спальня
- Кухня и ванна у меня дома
- Мое рабочее место
- Что находится у меня в рюкзаке
- Фотография от 11 июля...
- Сегодня у меня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!
- Мой Рабочий Стол
- Автоцитата
о жизни вообще:
- Заметки о нас
- От субботы до понедельника
- Баку. Терминал Европа-Азия
- Образование, характер и ретроспектива судьбы
- Искусство борща
- Как пиарить форум?..
- Хамство студентов
- Как восстановить промышленность в России?..
- Как жить дальше?
- Пермь. Комментарии к Алексею Иванову
- Пермский Колизей
- Еда профессионалов
- Школа №112
- Веб-такса Пампа
- Асфальтовый ёж
- Телевизор А.Скрябина
- Свинья в 466-й маршрутке
- Союз политики, бизнеса и искусства
Куличкин Блог
А это http://petya.blogik.org мой другой блог
18.10.2008 11:06
Читать только Церковная музыка: мажор или минор?..
Церковная музыка: мажор или минор?..
Учит, что минорный тон — грех прародительский,
а мажорный тон — греха искупление
М. Мусоргский. «Раек»
Заремба (Подражание Генделю)
Общеизвестно, что церковная музыка когда-то была одноголосной, а сегодня она — многоголосная.
Сегодня обычно мы имеем дело с хором, где два верхних голоса поют в терцию, снизу к ним присоединяется бас с ходами на кварту-квинту или секундами по гамме, а еще между басом и двумя верхними голосами добавляется тенор, который дополняет гармонию до более или менее полнозвучных аккордов.
Все!..
Не буду уподобляться персонажу из эпиграфа, и сразу перейду к проблеме. Сразу скажу, что суть проблемы — чисто музыкальная. Просто ее легче всего обозначить через реалии церковной музыки.
ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ
ДАНО: Одноголосный напев
НАДО: Оставшиеся три голоса
Дополнительные условия: чтобы было «в традиции» церковного хорового пения
РЕШЕНИЕ: ....?
Замечание. Давайте не будем говорить о связи музыки с текстом. Почему? Вот почему:
- До преподобного Иоанна Дамаскина нам всем, как правило, очень далеко, и квалифицированный разговор с пониманием сути предмета вряд ли получится.
- Если все-таки кто-то хочет попробовать высказаться на данную тему — сообщаю, что А.Д. Кастальский — весьма авторитетный композитор в данной сфере, известный, в частности, своими многочисленными гармонизациями стихир (в которых музыка меняется в зависимости от текста), не понимал, почему стихира про предательство Иуды изложена в «светлом и радостном» мажоре, а стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех...» в «суровом и мрачном» миноре. Если кто-то превзошел Кастальского и не смущается п.1 — милости прошу.
- Кроме того, напев может быть одним и тем же, а слова — разными. Поэтому многоголосная и одноголосная версии ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от слов должны иметь один и тот же музыкальный смысл.
Вот о музыкальном смысле мы дальше и поговорим. Вот, к примеру, рассмотрим следующую мелодию:
Попробуйте ее проиграть на пианино (или послушать здесь). Что слышите: звучит мажор? Уверены?..
Ну, раз уверены — за работу! Давайте эту мелодию гармонизуем. Подключим свои знания в области гармонии, хороший вкус, чувство церковной традиции и регентский опыт (у кого он есть, естественно). И у нас получится примерно следующее:
Мажорная гармонизация
А что? Неплохая гармонизация получилась (ее можно послушать). В первом и третьем тактах — вполне традиционное движение секстами в мелодии и теноре (как «Да исправится молитва моя...», обиходное (греческого распева) или опять-таки обиходное же Малое славословие). Во втором такте в теноре — вполне традиционный ход из очень известной ектинии. Два последних такта — иначе-то и представить трудно. Конечно, фа-бекары в 5-м и 6-м тактах в теноре не совсем уж обиходные, как и ход до—соль-диез (в басу в 6-м такте). Но это все вполне допустимо, к тому же звучит очень красиво и логично. Допустим, что в хоре у нас прекрасные басы и нефальшивящие тенора, за пару спевок выстроим все аккорды и звучать будет... просто отлично.
Осталось подставить слова... Да и слова здесь могут быть почти любые. Можно, например, по воскресеньям в время Литургии петь «Господи, помилуй» во время чтения записок о здравии (распределив три «Господи, помилуй» восемь тактов, что способен сделать любой регент). Или даже спеть «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий...»...
Хотя стоп. Если «Трисвятое» — то, вроде бы, начинают проступать контуры чего-то очень знакомого... Да, действительно. Существует другая гармонизация нашего одноголосного напева. Причем очень известная. Вот она:
Е. Азеев. «Трисвятое»
(Кто не знает — можно послушать)
Что же это такое получается? Напев — мажорный, гармонизация — минорная... как же так?! Церковный композитор (известный, к тому же), — а допустил такое «нецерковное» поведение, даже произвол, можно сказать... Так что ли?
Нет, конечно. Просто Евстафий Степанович слышал гораздо глубже, чем нам кажется на первый взгляд. То, что одноголосный напев звучит «мажорно», а четырехголосие Азеева написано в миноре — как ни странно... тоже соответствует церковной традиции! Сыграйте на фортепиано мелодию минорного 6-го гласа — будет звучать мажор. А подобно 6-му гласу гармонизовано великое множество церковных песнопений.
Противоречие между мелодией и гармонией — типичная черта многих церковных песнопений
Почему так сложилось? Вероятно, причина опять-таки в том, что раньше не было ни мажора, ни минора. Поэтому, при переходе с одноголосия на многоголосие, церковная музыкальная традиция стремилась как-то уравновесить мажор и минор. Хотя бы так:
Псалом 33, обиходный напев
Первые два колена — мажорные, вторые — минорные. Но и это еще не все.
Как оно ни удивительно, справедливо следующее
УТВЕРЖДЕНИЕ.
Любая мажорная мелодия, используемая в церковном обиходе, где два верхних голоса поют в терцию, бас движется либо по гамме, либо по квартам-квинтам, а тенор преимущественно стоит на месте, — допускает (наряду с общеизвестной мажорной) минорную гармонизацию. При этом:
- два верхних голоса остаются без изменений, переписываются только бас и тенор
- тенор преимущественно стоит на месте
- бас преимущественно движется либо по квартам-квинтам или по гамме, но иногда необходимы также ходы на терцию (сексту)
Продолжу после.
20.28
Продолжаю...
Как это происходит? Давайте посмотрим:
Движение параллельными терциями вверх и вниз («Господи, помилуй»)
Вот партия верхних двух голосов (можно послушать). Обычная гармонизация:
«Господи, помилуй». Обычная гармонизация.
А вот — минорная гармонизация, где верхние голоса не изменяются, а переписываются только бас и тенор:
«Господи, помилуй». Минорная гармонизация.
В первом случае — фа мажор, половинные ноты на сильные доли второго и четвертого тактов гармонизуются доминантой. Во втором случае — ре минор, половинные ноты гармонизуются субдоминантой (послушать обычную мажорную а затем минорную гармонизации).
Почему я утверждаю, что любая мажорная мелодия из церковного обихода может быть перегармонизована подобным образом? Да просто потому, что практически весь обиход устроен по одному принципу (отличие одного церковного напева от другого такое же, как отличие вариации от темы)! Терции, мажор — тоника—доминанта—тоника. А те же терции в миноре — легко превращаются в оборот тоника—субдоминанта—тоника.
Конечно, Вы вправе попросить меня привести пример посложнее... Охотно! Давайте перегармонизуем, скажем... 33-й псалом (см. выше).
Псалом 33, перегармонизация
Конечно, в обиходном напеве (который приведен выше), вторые два колена (минорные) также являются перегармонизацией первых двух (мажорных): партия первого голоса в минорных коленах = партии второго голоса в мажорных. А на самом деле, оказывается, что есть возможность не только уравновесить мажор минором, сохранив один обиходный голос. Можно полностью сохранить два обиходных голоса, а не один. И уравновесить не только мажор минором, но и доминанту — субдоминантой (в данном случае, в 3-м колене).
Выходит, что обиходные мелодии в двухголосном изложении подразумевают не только мажорную гармонизацию с использованием доминанты, но и минорную, с использованием субдоминанты. Вот, оказывается, какое музыкальное богатство скрывается в обычных терциях...
О глубоком смысле таких, еще раз подчеркну, чисто музыкальных явлений можно долго говорить. Но, во-первых, вижу, я Вас и так уже изрядно утомил. А во-вторых, я не специалист по глубоким смыслам.
Комментарии:
М.Ю.
09.11.2008 19:10
И что? Всё, что подогнанно под венскую классическую гармонию (в данном случае, наши церковные напевы), подлежит лёгкой перегармонизации в параллельных тональностях и тональностях медиант. И что из этого следует?
Solomander
03.12.2008 10:10
Интересно! Давай еще
Шолпан
14.10.2009 16:51
Точно. И порой именно так и бывает, когда поет один левый (малый, нижний) клирос - среди недели, например. Поплыл "тенор" (чаще всего тетенька) на "Благословлю Господа" и на тебе - новая тональность...