о музыке:
- П. Куличкин. Концертино для симфонического оркестра
- Теодор Курентзис в Перми, или несколько слов о том, как правильно жарить курицу
- Концерты современной музыки
- «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Несколько слов о музыкальной драматургии оперного спектакля
- Комментарии к «Советам и жизненным правилам музыкантов» Роберта Шумана
- Заупокойный концерт пермских композиторов
- Как правильно играть Шопена?
- Музыкальная прогулка в трех соснах (В.А. Моцарт. «Волшебная флейта»)
- Теория музыки для начинающих. Музыкальный строй
- Теория музыки для начинающих. Учим ноты
- Классика для рок-музыкантов
- «Виновата ли я?» и... сектанты!
- Набор нот на компьютере. Введение в Лилипонд (LilyPond)
- "Под чёрным флагом. Морские истории" (фрагменты)
- НиЗаЧот. Я начинаю ставить двойки
- Симфонические танцы Рахманинова - 3-я часть
- Пермь. Концерт Ильи Гофмана (альт) и Юлии Смирновой (фортепиано)
- Николай Голованов и владимирские рожки
- Рахманиновский аккорд
- Сольфеджио: самостоятельная работа
- К дню рождения Д.Д. Шостаковича
- Сольфеджио. К дню рождения Анатолия Петровича Куличкина
- «Записки ханыги». ПРЕМЬЕРА!!!
- Музыка на стихи Д. Хармса...
о литературе:
- Литература и беллетристика XX века: зачем был нужен твердый знак?
- И.В. Гёте: "Следовательно, выпьем!.."
- Фамилии у Булгакова
- Татьяна Ануфриева. Стихи
- Нецензурные выражения в блогах
- 26 правил русского языка
- Артём Кочарян. Поэт и программист
- Леонид Каганов. Баллада о попиле бабла
- О Томе Сойере
- Поэтический драйв Александра Косарева: арко или пиццикато?
- Поэт кирпичных небоскребов. Стихи Ольги Шестаковой
- Л. Толстой. «Два гусара»
- Л. Толстой. «Казаки»
- Сергей Ларин. Новое поколение отбирают
- Вадим Шефнер. «Совет историку»
- Михаил Булгаков. «Собачье сердце»
- Что такое художественный блог...
- Дневник Даниила Хармса
о кино:
- Кинуха высокой душевности (Про «Царя» П. Лунгина)
- Фрося Бурлакова и 1937-й год
- Вахтанг Кикабидзе: что достоверно?..
- Сталкер по Никите Михалкову
- Служебный роман Э. Рязанова — актерский этюд
- Служебный роман Эльдара Рязанова
- Звездные войны: форма цикла...
- Звездные войны: русское кино?..
о театре:
- Моцарт и Сальери. Зимняя сказка
- Набоков - Чайковский - Шопен - скрипка - рояль - Он - Она - ...- ?
- Пермская опера: "Орфей" Монтеверди
- Пермский ТЮЗ: премьера. Михай Себастиан. Безымянная звезда
фотографии:
- Город осени и православного декаданса
- Анабазис Ек-Бург-НТагил-Невьянск
- Анатолий Зернин. Концерт «В руинах долгостроя»
- Елена Овчинникова. Пущино — Бостон — Сан-Франциско
- Кенигсберг год спустя (фотографии от vladimir and irina)
- Антон Коргатов. Первый день лагеря «Вертоград»
- Марфа Скубенко: "Самое дурацкое что могла найти на просторах интернета"
- Египет и прочее (фотографии от vladimir and irina)
- Куда заканчивается Кама или Пермский Энергетический Шлюз (полный отчет)
- Анатолий Маринин — оперный солист, скрипач и фотограф
- Илья Боронников — фотографии
- Москва. Белорусский вокзал в июле: окрестности
- Москва — город контрастов
- Фотографии из музея-квартиры Е.Ф. Гнесиной
регентам:
- В помощь регенту мужского хора
- Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна
- Форум по музыкально-церковному искусству
- «Воскресение Христово видевше...», глас 7
- О тенорах, квартах и квинтах, а также о смешанном и однородном церковном хоре
- Церковная музыка: регент что-то слышит, певчие почти ничего не могут: что делать?...
- Церковная музыка: мажор или минор?..
- Специфика церковной музыки...
о недвижимости:
- Блог риэлтора. Как рекламировать услуги в сфере недвижимости
- Квартиры в Москве и Московской области (Подмосковье)
- Ипотека: каждый решает сам
- Недвижимость на вторичном рынке
- Агентство недвижимости «Квартирный вопрос» (г. Москва)
обо мне:
- Провал как успех или 2-я ДМШ 25 лет спустя
- Автобиография
- Что я думаю о копирайте
- Содержимое моего бумажника
- Как я познакомился с Робертом Габитовым
- Рок-музыка и авторская песня
- Моим будущим биографам
- Сантехническая притча-2
- О верхних и нижних. Сантехническая притча
- Во саду ли в огороде...
- Затронет ли кризис Россию?..
- Октябрьское утро
- П. Куличкин (то есть я). Осенняя графоманистическая поэма
- Москва. День города
- Мой новый имидж
- Мое местожительство в г. Пущино
- Мой рабочий кабинет и спальня
- Кухня и ванна у меня дома
- Мое рабочее место
- Что находится у меня в рюкзаке
- Фотография от 11 июля...
- Сегодня у меня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!
- Мой Рабочий Стол
- Автоцитата
о жизни вообще:
- Заметки о нас
- От субботы до понедельника
- Баку. Терминал Европа-Азия
- Образование, характер и ретроспектива судьбы
- Искусство борща
- Как пиарить форум?..
- Хамство студентов
- Как восстановить промышленность в России?..
- Как жить дальше?
- Пермь. Комментарии к Алексею Иванову
- Пермский Колизей
- Еда профессионалов
- Школа №112
- Веб-такса Пампа
- Асфальтовый ёж
- Телевизор А.Скрябина
- Свинья в 466-й маршрутке
- Союз политики, бизнеса и искусства
Куличкин Блог
А это http://petya.blogik.org мой другой блог
07.05.2009 14:56
Читать только Набор нот на компьютере. Введение в Лилипонд (LilyPond)
Набор нот на компьютере. Введение в Лилипонд (LilyPond)
Зачем нужно об этом писать, когда есть документация на lilypond.org и даже специальный раздел на forumklassika, где Вас совершенно бесплатно проконсультируют? Мой ответ будет предельно прост. Я пишу, в первую очередь, для музыкантов. А среди них есть такие, которые не только никогда в жизни не занимались программированием, но и компьютер включают не особо часто. Моя задача состоит в том, чтобы после чтения этого текста каждый из них при желании смог САМОСТОЯТЕЛЬНО разобраться в документации Лилипонда... даже не зная английского языка, на котором она написана!
Теперь небольшой абзац для поклонников программ Finale и Sibelius. Те, кого интересует исключительно LilyPond, полагаю могут безо всякого ущерба его пропустить.
Я с большим уважением отношусь как к Finale, так и к Sibelius. В 2003 году в Финале я набрал около 500 страниц современной оперной партитуры («Хаджи-Мурат» Ш. Чалаева). Позднее в Сибелиусе я набрал три из четырех частей 2-го струнного квартета А. Шёнбега (четвертую часть я полностью еще не набрал, т.к. набираю сейчас в том же Сибелиусе). У каждого из них есть свои достоинства. В Финале, в частности, есть богатая система горячих клавиш, позвляющая быстро добраться до нужной опции. В Сибелиусе есть Keypad — очень тонкое изобретение, позволяющее легко добираться до наиболее часто используемых функций, используя самую правую часть компьютерной клавиатуры. Создатели этих программ недооценили лишь один малозаметных, но весьма важный нюанс. Компьютерная клавиатура рассчитана не на ноты, а на текст. А мышь, на сегодняшний день, почти неудовлетворительный инструмент для рисования. Такая малозаметная, на первый взгляд, деталь колоссально обесценивает графический интерфейс как Finale, так и Sibelius. Если Вы не профессиональный художник или дизайнер, а человек с корявыми руками (как я) или с пальцами, оптимизированными под фортепианную клавиатуру, Вы, конечно, знаете, насколько трудно бывает передвинуть куда надо лигу, значок крещендо или диминуэндо и т.п. Если у Вас особо тяжелый случай (как у меня), то даже набор нот мышкой превращаетсяв сплошную пытку, настолько часто Вы промахиваетесь мышкой между линейками. Я уже не говорю про то, что MIDI-клавиатура сама решает, до-диез она играет или ре-бемоль. Ее можно запрограммировать для простых случаев, но универсального алгоритма здесь нет. Почему? Здесь тоже не учтено, что музыка издавна пишется вовсе не на секвенсере через миди-клавиатуру и 16 каналов. Между музыкой записанной и музыкой исполненной есть большая разница. А нотный редактор нужен для фиксации музыки ЗАПИСАННОЙ. Поэтому в результате всех этих несовершенств скорость набора нот существенно падает. Это, правда, заметно лишь на крупных сочинениях (см. начало абзаца). В Лилиподне многое делается гораздо быстрее именно потому, что он использует почти исключительно обычную клавиатуру. Дергаться от клавиатуры к мышке и обратно нет совершенно никакой необходимости. А скорость печати у нас с вами, как правило, довольно высокая. Поэтому я советую попробовать освоить в придачу к вашему любимому редактору еще и LilyPond. Тем более, что освоить его совсем не трудно. А еще он,в отличие от Финале и Сибелиуса, бесплатный.
Почему я сам начал набирать ноты в Лилипонде? Причин было несколько. Во-первых, меня не вполне устраивала скорость набора нот в Финале и Сибелиус. Это долго. Но нормальных альтернатив я не видел. Где-то год назад я начал подолгу сидеть в Интернете. А ftp-протокол через windows, прямо вам скажу, не сахар. Я перешел на Linux. Под Линуксом Сибелиус не работал. Точнее говоря, работал, но как-то очень глюкаво. Зато под Линуксом раотал Лилипонд. Однажды, когда я был в гостях у Алексея Хохлова, мы его скачали и поставили. Затем полдня не могли разобраться, с какой стороны он включается. Затем я его снес. Затем — еще через полгода — поставил снова. На этот раз я поступил хитрее. Полазив по Интернету, я нашел весьма скудные (!) сведения о том, как набирать ноты в LilyPond'е, посетил forumklassika, прочитал тамошний tutorial на русском языке и... этого мне хватило, чтобы скачать документацию с lilypond.org и начать читать ее с начала. Хочу всех обнадежить: самое трудное в Лилипонде — это его включить. После того, как вы откомпилировали свою первую программу, можете смело считать, что половина дела сделана.
Я практически не оговорился. LilyPond — это, по сути, компилятор программ, написанных на специальном языке (в этом его, быть может, главное отличие от Finale и Sibelius). Причем язык этот очень близок естественному языку (как Pascal или SQL), поэтому писать на нем очень легко. Впрочем, запустить Лилипонд довольно просто. Если у Вас есть файл с музыкой test.ly, то:
- в Windows достаточно два раза щелкнуть по нему мышкой.Появятся файлы test.pdf, test.ps и test.txt. Первые два из них — нотные документы для печати, третий — лог работы компилятора. в нем содержатся сведения об ошибках, если Вы что-то набрали не так, как нужно
- в Linux можно набрать в консоли "lilypond test.ly". Появятся файлы test.pdf и test.ps. Лог с ошбками выведется в той же консоли
Разумеется, Лилипонд можно запускать и по-другому, но... Не все сразу!
Документация по LilyPond написана, на мой взгляд, очень удачно. При первом прочтении может показаться, что она написана непоследовательно, поскольку часто встречаются термины, значения которых раскрываются позднее. Но в этом и заключается изюминка: на каждом этапе вы можете применитьто, что уже знаете, на практике. Что-то вы сможете сделать, прочитав только первую главу, вторая глава откроет вам еще кое-что и так далее. В итоге вы постепенно освоите все богатство, все тонкости нотного набора в Лилипонде. Если бы документация писалась не "от частного к общему", а наоборот, вам пришлось бы для начала изучить язык програмирования Scheme, на котором пишутся функции в LilyPond. А зачем вам изучать язык программирования, когда цель — набор нот? Хотя, конечно, тот, кому нужно, будет использовать и средства Scheme. Но таких людей, все же, не 100%.
Теперь перейдем к конкретике. Простейшая программа на LilyPond выглядит так:
Здесь, впрочем, мне придется прерваться. Продолжу чуть позже
Продолжаю...
того же числа, 20.04
Итак, переходим к конкретике. Простейшая программа на LilyPond выглядит так:
\version "2.12.2"
\relative c' { c d e f g f e d c }
Как видите, нетрудно догадаться, что c d e f g f e d c — это ноты. Фигурные скобки { } показывают, что к тому, что внутри них, относится команда \relative c'. Что такое \relative c', положим нам пока не понятно. Но давайте посмотрим на результат:
Простейшая программа на Лилипонде
(щелкните мышкой по картинке, чтобы увидеть код)
Теперь виден следующий принцип. Ноты все располагаются относительно ноты до первой октавы. Если бы надо было получить все ноты октавой выше — достаточно вместо \relative c' написать \relative c'', Кроме того, можно заметить, что каждая следующая нота пишется как можно ближе к предыдущей. В частности, нота ре нарисовалась не в малой, а в первой октаве. Да и вообще, нужны ли здесь мои комментарии? По большому счету, достаточно увидеть программный код, а затем получившуюся картинку, чтобы понять, что произошло.
Конечно, возникают вопросы. Что делать, если нужен не скрипичный, а басовый ключ? Как сделать другой размер? Как поставить заключительную тактовую черту? Не спешите. Если изучать LilyPond последовательно и ничего не пропуская, все со временем выяснится. Создатели Лилипонда просто заботятся о том, чтобы ваша крыша не поехала от чрезмерных сведений на каждом этапе. Скрипичный ключ, размер 4/4, тональность до мажор, наличие тактовых черт, пятилинейная нотная строка и многое другое установлено по умолчанию. КАЖДОЕ из умолчаний можно поменять. Но не все сразу. Если человек не знает ноты, какой смысл объяснять ему особенности тонального плана в симфониях Бетховена? Если прописать вручную ключ, размер и тональность, то самая простая программа не была бы уже самой простой. Она бы выглядела, например, так:
\version "2.12.2" \relative c' { \clef treble \time 4/4 \key c \major c d e f g f e d c }
Согласитесь, что этот текст несколько сложнее, чем предыдущий. Хотя результат — абсолютно аналогичный предыдущему. Но незнакомых слов больше. И не зная, что означает текст предыдущей, простейшей программы, разобраться с этой, более сложной было бы, возможно, и не очень просто. Однако мы уже знаем, что означает "c d e f g f e d c" и " \relative c' "! Поэтому догадаться об остальном не так уж трудно:
\clef treble — скрипичный ключ \time 4/4 — размер 4/4 \key c \major — тональность до мажор
Как теперь сделать тональность ре минор? Это практически очевидно: написать вместо "\key c \major" — "\key d \minor". Так же можно изменить ключ на басовый (bass), альтовый (alto), теноровый (tenor) и т.д.Так же можно изменить и размер. У вас уже возникли вопросы типа: "Откуда берутся названия ключей? какие можно вводить размеры? как указать сложный размер?" Прекрасно! Значит, мы еще с чем-то разобрались и пора двигаться дальше. Конечно, где-то в Лилипонде запрограммировано, что "bass" означает басовый ключ, "tenor" — теноровый и т.д. Просто все "служебные" слова максимально приближены к естественным их значениям.
Читая документацию LilyPond, вы будете двигаться от простого к сложному. На каждом этапе задачи будут такими же простыми, как те, которые мы только что разобрали. Надо лишь читать подряд, ничего не пропуская. Простейшая программа — верхушка лилипондовского айсберга, ниже которой располагаются ключи, тональности и размеры, затем конструирование партитур и верстка, затем приемы нестандартной нотации, затем переопределение заданных по умолчанию параметров (от месторасположения указаний темпа до толщины штиля или ребра), затем написание функций на языке Scheme. Попутно вы узнаете множество специально созданных решений для стандартных ситуаций (типа перепрыгивающих нот из левой руки в правую на фортепиано). И могу вас заверить, по количеству удобных стандартных решений, актуальных именно для музыканта, LilyPond очень серьезно обгоняет Finale и Sibelius!
Как изучать документацию? Я поступил как «мамонт». Скачал PDF-файл (http://lilypond.org/doc/v2.10/Documentation/user/lilypond.pdf), распечатал его, переплел у брошюровщиков в ближайшем подвале и прочитал. Читал примерно два дня. Потому что ехал в поезде. Если вам проще читать на компьютере, то, возможно, проще читать HTML-версию (http://lilypond.org/doc/v2.10/Documentation/user/lilypond-big-page). Там можно кликнуть мышкой на любой из примеров и посмотреть соответствующий код.
И еще один важный момент. Набирать код для LilyPond лучше в специальных блокнотах, где есть подсветка тэгов. Я, поскольку обитаю в SuSE Linux, использую встроенный редактор KWrite. В нем текст простейшей программы выглядит так:
Под Windows, я уверен, есть блокноты, которые, по крайней мере, не хуже. Существуют умельцы (где-то в сети, забыл где), которые набирают лилипондовский текст в редакторе из программы FAR (раскрасив тэги соответствующим образом), а Лилипонд запускается у них прямо из FAR'а по горячей клавише. Это фантастически удобно.
О выборе блокнота советую подумать серьезно, так как по мере усложнения текста наглядность начинает приобретать все большее и большее значение:
Очень удобно использовать в качестве блокнота редактор vim. Для этого, правда, необходимо освоить синтаксис Vim'а, хотя бы в масштабах того, что изложено в vimtutor (чтобы его запустить, надо после установки редактора vim набрать в консоли vimtutor в Linux или найти Vimtutor в меню Пуск в Windows). Кое-что дополнительно я написал здесь: LilyPond и Vim. Подсветка тэгов и расположение окон
В заключение, приведу два примера. Почему именно эти два? Во-первых, ноты я набрал сам. Во-вторых, здесь все-таки не абстрактный набор нотных знаков, а более или менее живая музыка (о чем, впрочем, судить вам).
Духовный стих "Жизнь плачевно я провожаю", набранный в LilyPond
(щелкните мышкой по картинке, чтобы увидеть код, прослушать MIDI можно здесь)
Пример гармонизации, набранный в LilyPond
(щелкните мышкой по картинке, чтобы увидеть код, прослушать MIDI можно здесь)
Вот и все.
Удачи вам в изучении технологий набора нот на компьютере!
П.К.
P.S. Для тех, кто считает, что ноты целесообразно набирать от руки. Какое-то время назад и сам так думал. Однако мне помог мой характер, который не дает делать дело вовремя, а заставляет все оставлять на последний момент. Около 2000 года на 1-м курсе Гнесинки я понял, что написание от руки партитуры дипломной работы приведет к фиаско: я просто не успею изготовить оркестровые голоса. Так я стал изучать Finale. В итоге характер не подвел: на изготовление партий остался ровно один день. Если вы, в отличие от меня, волевой человек, все равно советую подумать: изготовление оркестровых (или даже ансамблевых) партий — штука долгая. Или дорогая...
Комментарии:
olga
14.05.2009 20:28
Мне страшно представить, как будет выглядеть код для партитуры!)))
Shoorick
22.07.2009 13:38
Живущему под KDE4 можно порекомендовать Frescobaldi — он сочетает в себе редактор (а точнее, общую для разных КДЕшных редакторов часть) с рядом полезных штуковин: просмотром результата в PDF, возможностью перейти к нужной ноте в лилипондовом исходнике, кликнув по ней в окошке просмотра PDF, а также с генератором новых файлов, где можно в диалоговом окошке задать используемые голоса, кучу текстовых параметров (название произведения, авторов, темп), да и кучу нетекстовых тоже (размер, тональность).
Ещё советую обратить внимание на Denemo — он хорош в качествне промежуточного инструмента для набора нот перед отправой их в Frescobaldi и Lilypond.