о музыке:
- П. Куличкин. Концертино для симфонического оркестра
- Теодор Курентзис в Перми, или несколько слов о том, как правильно жарить курицу
- Концерты современной музыки
- «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Несколько слов о музыкальной драматургии оперного спектакля
- Комментарии к «Советам и жизненным правилам музыкантов» Роберта Шумана
- Заупокойный концерт пермских композиторов
- Как правильно играть Шопена?
- Музыкальная прогулка в трех соснах (В.А. Моцарт. «Волшебная флейта»)
- Теория музыки для начинающих. Музыкальный строй
- Теория музыки для начинающих. Учим ноты
- Классика для рок-музыкантов
- «Виновата ли я?» и... сектанты!
- Набор нот на компьютере. Введение в Лилипонд (LilyPond)
- "Под чёрным флагом. Морские истории" (фрагменты)
- НиЗаЧот. Я начинаю ставить двойки
- Симфонические танцы Рахманинова - 3-я часть
- Пермь. Концерт Ильи Гофмана (альт) и Юлии Смирновой (фортепиано)
- Николай Голованов и владимирские рожки
- Рахманиновский аккорд
- Сольфеджио: самостоятельная работа
- К дню рождения Д.Д. Шостаковича
- Сольфеджио. К дню рождения Анатолия Петровича Куличкина
- «Записки ханыги». ПРЕМЬЕРА!!!
- Музыка на стихи Д. Хармса...
о литературе:
- Литература и беллетристика XX века: зачем был нужен твердый знак?
- И.В. Гёте: "Следовательно, выпьем!.."
- Фамилии у Булгакова
- Татьяна Ануфриева. Стихи
- Нецензурные выражения в блогах
- 26 правил русского языка
- Артём Кочарян. Поэт и программист
- Леонид Каганов. Баллада о попиле бабла
- О Томе Сойере
- Поэтический драйв Александра Косарева: арко или пиццикато?
- Поэт кирпичных небоскребов. Стихи Ольги Шестаковой
- Л. Толстой. «Два гусара»
- Л. Толстой. «Казаки»
- Сергей Ларин. Новое поколение отбирают
- Вадим Шефнер. «Совет историку»
- Михаил Булгаков. «Собачье сердце»
- Что такое художественный блог...
- Дневник Даниила Хармса
о кино:
- Кинуха высокой душевности (Про «Царя» П. Лунгина)
- Фрося Бурлакова и 1937-й год
- Вахтанг Кикабидзе: что достоверно?..
- Сталкер по Никите Михалкову
- Служебный роман Э. Рязанова — актерский этюд
- Служебный роман Эльдара Рязанова
- Звездные войны: форма цикла...
- Звездные войны: русское кино?..
о театре:
- Моцарт и Сальери. Зимняя сказка
- Набоков - Чайковский - Шопен - скрипка - рояль - Он - Она - ...- ?
- Пермская опера: "Орфей" Монтеверди
- Пермский ТЮЗ: премьера. Михай Себастиан. Безымянная звезда
фотографии:
- Город осени и православного декаданса
- Анабазис Ек-Бург-НТагил-Невьянск
- Анатолий Зернин. Концерт «В руинах долгостроя»
- Елена Овчинникова. Пущино — Бостон — Сан-Франциско
- Кенигсберг год спустя (фотографии от vladimir and irina)
- Антон Коргатов. Первый день лагеря «Вертоград»
- Марфа Скубенко: "Самое дурацкое что могла найти на просторах интернета"
- Египет и прочее (фотографии от vladimir and irina)
- Куда заканчивается Кама или Пермский Энергетический Шлюз (полный отчет)
- Анатолий Маринин — оперный солист, скрипач и фотограф
- Илья Боронников — фотографии
- Москва. Белорусский вокзал в июле: окрестности
- Москва — город контрастов
- Фотографии из музея-квартиры Е.Ф. Гнесиной
регентам:
- В помощь регенту мужского хора
- Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна
- Форум по музыкально-церковному искусству
- «Воскресение Христово видевше...», глас 7
- О тенорах, квартах и квинтах, а также о смешанном и однородном церковном хоре
- Церковная музыка: регент что-то слышит, певчие почти ничего не могут: что делать?...
- Церковная музыка: мажор или минор?..
- Специфика церковной музыки...
о недвижимости:
- Блог риэлтора. Как рекламировать услуги в сфере недвижимости
- Квартиры в Москве и Московской области (Подмосковье)
- Ипотека: каждый решает сам
- Недвижимость на вторичном рынке
- Агентство недвижимости «Квартирный вопрос» (г. Москва)
обо мне:
- Провал как успех или 2-я ДМШ 25 лет спустя
- Автобиография
- Что я думаю о копирайте
- Содержимое моего бумажника
- Как я познакомился с Робертом Габитовым
- Рок-музыка и авторская песня
- Моим будущим биографам
- Сантехническая притча-2
- О верхних и нижних. Сантехническая притча
- Во саду ли в огороде...
- Затронет ли кризис Россию?..
- Октябрьское утро
- П. Куличкин (то есть я). Осенняя графоманистическая поэма
- Москва. День города
- Мой новый имидж
- Мое местожительство в г. Пущино
- Мой рабочий кабинет и спальня
- Кухня и ванна у меня дома
- Мое рабочее место
- Что находится у меня в рюкзаке
- Фотография от 11 июля...
- Сегодня у меня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!
- Мой Рабочий Стол
- Автоцитата
о жизни вообще:
- Заметки о нас
- От субботы до понедельника
- Баку. Терминал Европа-Азия
- Образование, характер и ретроспектива судьбы
- Искусство борща
- Как пиарить форум?..
- Хамство студентов
- Как восстановить промышленность в России?..
- Как жить дальше?
- Пермь. Комментарии к Алексею Иванову
- Пермский Колизей
- Еда профессионалов
- Школа №112
- Веб-такса Пампа
- Асфальтовый ёж
- Телевизор А.Скрябина
- Свинья в 466-й маршрутке
- Союз политики, бизнеса и искусства
Куличкин Блог
А это http://petya.blogik.org мой другой блог
28.08.2009 23:38
Читать только Фамилии у Булгакова
Фамилии у Булгакова
Конечно, они не случайны, как и у любого стоящего писателя. Если заглянуть чуть дальше, чем обычно, можно не без удовольствия обнаружить огромный мир смыслов, скрытый от обывательского взгляда.
Для примера предлагаю исследовать трех персонажей из театра Варьете: директора, финдиректора и администратора. Я имею в виду роман «Мастер и Маргарита», еслиэто еще пока не ясно.
Надо заметить, что три человека — это минимально необходимая административная машина, которая может «прокрутить» то или иное дело. И функции сооветствующих лиц в других подобных «шарашкиных конторах» будут те же. Кто не верит — посмотрите еще раз гайдаевских «Самогонщиков». Или ту же «Бриллиантовую руку». Напротив, драматизм рязановского фильма «Старики-разбойники»заключается в том, что их было только двое. Поэтому ничего не вышло. Так или инче нужен третий.
А что могут делать три человека, собравшись вместе? Правильно подумали: выпивать. А политика в любой конторе начинатся с директора. Поэтому первое наше знакомство со Степой Лиходеевым происходит во время его похмельного синдрома.
Фамилия «Лиходеев» идеально описывает характер бизнеса этой тройки. А что означает «Степан»? Как пишет Википедия, Степан — мужское имя, в переводе с древ. греч. — «венец, корона». Вот как. То есть мы имеем дело не просто с каким-нибудь заурядным Лиходеевым, а с элитарным представителем лохотрона, с «королем», в своем роде. Кажется, что имя Степан уже в полной мере дает нам понять, что Лиходеев — не просто Лиходеев, а Лиходеев в превосходной степени. Но Булгаков находит способ еще усилить превосходную степень. Отчество нашего «короля» не какой-нибудь там Иванович, а Богданович (!). Оказывается, такой малоприятный кадр, вроде как, ниспослан свыше. В наказание за что-то или по какой другой причине, но никуда от него уже не денешься.
Но что может директор сделать без бухгалтера?.. Ничего не может. Об этом мы тоже очень быстро узнаем. О том, о чем якобы позабыл директор Лиходеев, прекрасно помнит финдиректор Римский. Почему финдиректор именно Римский? В романе довольно много однофамильцев композиторов. В частности, есть такие персонажи как Берлиоз и Стравинский. Театр варьете, как известно, музыкальный. Но музыка в нем использутеся «второго сорта». Поэтому от композиторской фамилии «Римский-Корсаков» осталась только половина: Римский. Почему именно у него музыкальная фамилия. Тоже вполне объяснимо. Владелец доходного бизнеса с криминальным душком обычно не очень хорошо разбирается в тонкостях предмета (не надо далеко ходить за примерами, вспомним отечественных «братков» из 1990-х). Поэтому деталями занимаются подчиненные. Но беда в том, что Римский как бы разбирается, но наполовину. Он не бухгалтер, а именно финдиректор. Наполовину директор, наполовину бухгалтер, в итоге ни то, ни се. А половинчатые знания у бухгалтера приводят к очень плохим последствиям для всего бизнеса. Что, собственно, мы и наблюдаем в романе.
Финдиректора Римского зовут Григорий. В русской истории мало положительных ассоциаций с этим именем. Одни Отрепьев с Распутиным чего стоят.Тем не менее, имя это означает... что бы вы думали? «Неспящий», «бодрствующий», «бдящий». В нашем контексте, можно сказать, что практически непьющий. Действительно, кто-то ведь должне за всем следить. Кроме того, одну ночь в романе Римскому действительно пришлось, мягко говоря, провести без сна. Впрочем, фамилия финдиректора указывает на на то, что все следует делить пополам. То есть, бодрствует Григорий Римский как бы наполовину. Это звучит довольно абсурдно: можно либо спать, либо не спать. Тем не менее, это так. Да и что уж говорить о писательской фантазии, когда подобного абсурда полно вокруг нас и сейчас? Но самое любоытное — это отчество финдиректора: Данилович. Даниил переводится с древнееврейского как «Бог мой судья». Оказывается, что через отчество Булгаков дополнительно показывает, что Римский — настоящее альтер-эго Лиходеева! Только в отчестве Лиходеева это выражено по-русски, а в отчестве Римского — по-древнееврейски. Суть не меняется. Кроме того, именно бухгалтеры в сомнительных конторах находят лазейки в законе и фактически ставят себя выше юридических норм. Такой пафос тоже заложен в отчество финдиректора.
Теперь займемся третьим, не менее примечательным персонажем. Если в Лиходееве концентрируется отрицательные черты русского характера, Римский — типаж с некоторым еврейским оттенком, то их коллега ярко демонстрирует некоторые малороссийские этнические признаки. Википедия пишет: «Варенуха - алкогольный напиток, распространенный на Левобережной Украине с XVI века. Состоит из горилки или самогона, мёда, яблок, груш, слив, вишен и пряностей. После получения первака его наливают в чугунок, добавляют различные травы, фрукты и мед. После чего чугунок закрывается крышкой (или тестом - подобно крышке), и ставится в печь. Когда тесто пропекается, чугунок вынимают и варенуха готова». Администатор Варенуха, конечно, как и всякий подчиненный на его месте, недоволен тем, что все вопросы решаются без него (поэтому при первых серьезных трудностях он решает своих начальников «кинуть»). Впрочем, то, что с ним не советуются, неудивительно, поскольку Варенуха непоследователен, и в сложной ситуации вместо того, чтобы идти куда его послали, идет в сортир, где подвергается бесславному избиению. Варенуха — идеальный образ бесполезного подчиненного. Настолько, что он был бы бесполезен даже если б не пил. В этом контексте его имя-отчество Иван Савельевич звучит поистине мелодраматично. Иван — библейское еврейское имя, в буквальном переводе означает «будет помилован» (не считая шлейфа ассоциаций с незадачливыми персонажами русских сказок). А Савелий с древнееврейского означает «выпрошен у Бога».
Если Вы уже пару абзацев набираете воздуха в легкие, чтобы заявить мне, что, дескать, имена-отчества здесь за уши притянуты — пожалуйста. Однако обратите внимание, что смысловая нагрузка фамилий — одна, имен — другая, а отчеств — третья. Все три фамилии прямо указывают на самую суть персонажа. Имена уточняют фамилии, но не буквально, а парадоксально, добавляя к фамилии признак, который ну никак не может с ней соотноситься. А отчества у данных персонажей — так те вообще масонские какие-то. «Богом данный», «Бог мой судья», «Выпрошен у Бога»... А различные национальные признаки, быть может, намекают на то, что «филиалы» подобных заведений есть везде. Впрочем, есть и более простое объяснение: многонациональный управленческий аппарат типичен для московских контор.
Полагаю, что это еще далеко не все...
Но не буду лишать вас удовольствия проделать самостоятельное исследование ;)))
Комментарии:
Шурик
29.08.2009 10:02
Петр Александрович, поздравляю. Это уже не трава, и не колеса, а катарсис.
ДЖУЛИ
29.08.2009 22:54
Просмотрела фото-увы, сплошные разочарования, совершенно ничего не увидела интересного.... даже можно сказать стрём...
kgv
30.08.2009 20:15
Молодец! Это уже литературоведческая игра ума. Надо будет посмотреть в булгаковедении что про фамилии эти сказано.