о музыке:
- П. Куличкин. Концертино для симфонического оркестра
- Теодор Курентзис в Перми, или несколько слов о том, как правильно жарить курицу
- Концерты современной музыки
- «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Несколько слов о музыкальной драматургии оперного спектакля
- Комментарии к «Советам и жизненным правилам музыкантов» Роберта Шумана
- Заупокойный концерт пермских композиторов
- Как правильно играть Шопена?
- Музыкальная прогулка в трех соснах (В.А. Моцарт. «Волшебная флейта»)
- Теория музыки для начинающих. Музыкальный строй
- Теория музыки для начинающих. Учим ноты
- Классика для рок-музыкантов
- «Виновата ли я?» и... сектанты!
- Набор нот на компьютере. Введение в Лилипонд (LilyPond)
- "Под чёрным флагом. Морские истории" (фрагменты)
- НиЗаЧот. Я начинаю ставить двойки
- Симфонические танцы Рахманинова - 3-я часть
- Пермь. Концерт Ильи Гофмана (альт) и Юлии Смирновой (фортепиано)
- Николай Голованов и владимирские рожки
- Рахманиновский аккорд
- Сольфеджио: самостоятельная работа
- К дню рождения Д.Д. Шостаковича
- Сольфеджио. К дню рождения Анатолия Петровича Куличкина
- «Записки ханыги». ПРЕМЬЕРА!!!
- Музыка на стихи Д. Хармса...
о литературе:
- Литература и беллетристика XX века: зачем был нужен твердый знак?
- И.В. Гёте: "Следовательно, выпьем!.."
- Фамилии у Булгакова
- Татьяна Ануфриева. Стихи
- Нецензурные выражения в блогах
- 26 правил русского языка
- Артём Кочарян. Поэт и программист
- Леонид Каганов. Баллада о попиле бабла
- О Томе Сойере
- Поэтический драйв Александра Косарева: арко или пиццикато?
- Поэт кирпичных небоскребов. Стихи Ольги Шестаковой
- Л. Толстой. «Два гусара»
- Л. Толстой. «Казаки»
- Сергей Ларин. Новое поколение отбирают
- Вадим Шефнер. «Совет историку»
- Михаил Булгаков. «Собачье сердце»
- Что такое художественный блог...
- Дневник Даниила Хармса
о кино:
- Кинуха высокой душевности (Про «Царя» П. Лунгина)
- Фрося Бурлакова и 1937-й год
- Вахтанг Кикабидзе: что достоверно?..
- Сталкер по Никите Михалкову
- Служебный роман Э. Рязанова — актерский этюд
- Служебный роман Эльдара Рязанова
- Звездные войны: форма цикла...
- Звездные войны: русское кино?..
о театре:
- Моцарт и Сальери. Зимняя сказка
- Набоков - Чайковский - Шопен - скрипка - рояль - Он - Она - ...- ?
- Пермская опера: "Орфей" Монтеверди
- Пермский ТЮЗ: премьера. Михай Себастиан. Безымянная звезда
фотографии:
- Город осени и православного декаданса
- Анабазис Ек-Бург-НТагил-Невьянск
- Анатолий Зернин. Концерт «В руинах долгостроя»
- Елена Овчинникова. Пущино — Бостон — Сан-Франциско
- Кенигсберг год спустя (фотографии от vladimir and irina)
- Антон Коргатов. Первый день лагеря «Вертоград»
- Марфа Скубенко: "Самое дурацкое что могла найти на просторах интернета"
- Египет и прочее (фотографии от vladimir and irina)
- Куда заканчивается Кама или Пермский Энергетический Шлюз (полный отчет)
- Анатолий Маринин — оперный солист, скрипач и фотограф
- Илья Боронников — фотографии
- Москва. Белорусский вокзал в июле: окрестности
- Москва — город контрастов
- Фотографии из музея-квартиры Е.Ф. Гнесиной
регентам:
- В помощь регенту мужского хора
- Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна
- Форум по музыкально-церковному искусству
- «Воскресение Христово видевше...», глас 7
- О тенорах, квартах и квинтах, а также о смешанном и однородном церковном хоре
- Церковная музыка: регент что-то слышит, певчие почти ничего не могут: что делать?...
- Церковная музыка: мажор или минор?..
- Специфика церковной музыки...
о недвижимости:
- Блог риэлтора. Как рекламировать услуги в сфере недвижимости
- Квартиры в Москве и Московской области (Подмосковье)
- Ипотека: каждый решает сам
- Недвижимость на вторичном рынке
- Агентство недвижимости «Квартирный вопрос» (г. Москва)
обо мне:
- Провал как успех или 2-я ДМШ 25 лет спустя
- Автобиография
- Что я думаю о копирайте
- Содержимое моего бумажника
- Как я познакомился с Робертом Габитовым
- Рок-музыка и авторская песня
- Моим будущим биографам
- Сантехническая притча-2
- О верхних и нижних. Сантехническая притча
- Во саду ли в огороде...
- Затронет ли кризис Россию?..
- Октябрьское утро
- П. Куличкин (то есть я). Осенняя графоманистическая поэма
- Москва. День города
- Мой новый имидж
- Мое местожительство в г. Пущино
- Мой рабочий кабинет и спальня
- Кухня и ванна у меня дома
- Мое рабочее место
- Что находится у меня в рюкзаке
- Фотография от 11 июля...
- Сегодня у меня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!
- Мой Рабочий Стол
- Автоцитата
о жизни вообще:
- Заметки о нас
- От субботы до понедельника
- Баку. Терминал Европа-Азия
- Образование, характер и ретроспектива судьбы
- Искусство борща
- Как пиарить форум?..
- Хамство студентов
- Как восстановить промышленность в России?..
- Как жить дальше?
- Пермь. Комментарии к Алексею Иванову
- Пермский Колизей
- Еда профессионалов
- Школа №112
- Веб-такса Пампа
- Асфальтовый ёж
- Телевизор А.Скрябина
- Свинья в 466-й маршрутке
- Союз политики, бизнеса и искусства
Куличкин Блог
А это http://petya.blogik.org мой другой блог
28.06.2010 06:24
Читать только В помощь регенту мужского хора
В помощь регенту мужского хора
Итак, вы решили создать мужской хор. Поздравляю!
Но с чего начать?
Это зависит от того,, кто в вашем хоре будет петь. Разумеется, в общем случае, надо опираться на те голоса, которые чувствуют себя более-менее уверенно. Но что делать, если таких нет? Пожалуй, так чтобы совсем нет, не бывает. По крайней мере, регент что-то спеть может. Значит, один голос уже есть. Это вы.
Дальнейшая логика зависит от того, в какой тесситуре удобно петь лично вам: партию баса, баритона, второго или первого тенора. Это первое. И нужно как можно более точно понять реальные возможности ваших певцов. При работе с ними вы будете внезапно обнаруживать, что то или иное ваше решение вдруг оказалось удачным. Все время ничего не получалось, и вдруг получилось. Тогда не зевайте и сразу фиксируйте это решение: его следует многократно повторять. Потом — вдруг! — и опять что-нибудь получится. Опять фиксируйте. И так далее.
Здесь мы рассмотрим ситуацию, когда у регента высокий голос, и он может петь партию первого или второго тенора. Если у регента баритон, схема будет несколько отличаться. Трудности помещаем в баритоновую партию, но главное, пожалуй, не это. Длинные «тянучки» в средних голосах обычно звучат неплохо, а иссон у первого тенора — довольно странное явление. Об этом будет необходимо подумать. А если у регента бас, схема работы может быть даже в чем-то аналогична разучиванию молебна с женским хором. Добавлю, что если в мужском хоре два человека (один из которых регент) уверенно поют бас и один из верхних голосов, это избавляет вас от 75% процентов трудностей. К любым трем уверенным голосам добавить четвертый трудностей практически не представляет. А если четыре человека уверенно поют все четыре партии — это основа мужского хора, который в данном случае фактически уже есть.
Мы рассмотрим экстремальный случай. Когда кроме регента других полностью устойчивых голосов нет. Что делать?
Для начала следует понять, что учить. Думаю, что ответ практически очевиден. Надо учить Литургию. Это самое простое. В ней есть большое количество повторяющихся музыкальных элементов, которые сами по себе могут быть предельно простыми. Настолько простыми, что их способен спеть даже самый непрофессиональный хор. И даже есть огромное количество самых простейших нот для всех песнопений. С одним лишь «но». Все песнопения современного обихода рассчитаны на смешанный хор, где верхнюю пару голосов поют женщины. «Ну и что из этого,» - спросите вы, — «ведь те же самые песнопения фигурируют и в соответствующих сборниках для мужского хора, только в других тональностях». Да, это верно. Только для мужского хора простейшие песнопения смешанного хора перестают быть простейшими, а становятся виртуозными концертными номерами. И убедиться в этом очень легко. Как тут быть?
Давайте разбираться. Для начала попробуем настроить мужской хор. По всей видимости, это умеют делать далеко не все, и вот почему. Существует мнение, что мужской хор изначально звучит фальшиво по сравнению со смешанным. Потому что, вроде как, мужские голоса обладают бОльшим количеством обертонов, чем женские, и им труднее «попасть» точно в ноту. Возможно, это верно. Но похожие проблемы возникают и у профессиональных вокалистов (женщин в том числе). Тем не менее, богатые обертонами голоса вокалисток могут звучать очень чисто и красиво. Наконец, хоры священнослужителей тоже «почему-то» звучат не только чисто и красиво («несмотря» на богатые обертонами голоса), но даже как-то более мягко, чем как если бы те же самые священнослужители пели по отдельности. В общем, дело исключительно в настройке.
Делаем так. Состраиваем басы в унисон. Если унисон неточный, появятся так называемые биения, которые ощущаются как некие медленные колебания звучащих голосов. В этом случае тот, кто поет выше соседа, делает пол-шага вниз по направлению к его высоте, а сосед делает ответные полшага вверх. Когда унисон точный, биения исчезнут. Зато появится второй обертон: звук на октаву выше баса. Точь-в-точь сюда должны попасть вторые тенора, чтобы этот обертон усилился. Когда вторые тенора точно попадут куда надо, и вновь исчезнут биения, вполне реально услышать и третий обертон от басов: звук на квинту выше вторых теноров. На него должны ориентироваться баритоны: их нота на октаву ниже третьего обертона басов. Добавляем баритоны. Не исключено, что вам удастся достигнуть такой чистоты звучания, что появится и пятый обертон — звук выше басов на две октавы с терцией. Нота первых теноров находится на октаву ниже этого обертона.
Разумеется, при пении обертоны слышать (и тем более слушать) очень трудно. Тем не менее, есть другой способ почувствовать, что хор настроен правильно. При точной настройке хоровое звучание «пробивает» любые шумы и практически любую акустику. За счет резонанса, который возникает от совпадения обертонов, звучат не только основные тоны, которые поет хор, но и как бы те же звуки на октаву выше, на две октавы выше и т.д. При правильной настройке у всех возникает ощущение, что внезапно петь стало легко. Что звук голоса усиливается сам по себе. Даже когда два человека чисто поют в унисон, кажется, что звучание стало сильнее не в два, а в четыре и более раз. После некоторых целенаправленных тренировок ваш хор будет сам по себе настраиваться чисто, используя такие физиологические ориентиры.
Итак, один аккорд выстроили, «Аминь» выучили. Попробуем выучить обиходный вариант «Господи помилуй»:
И вот здесь вас подкараулят сразу несколько проблем. Одна из них — то, что бас может так долго не удержаться на своей партии и начнет дублировать первый голос. Казалось бы, можно поменять расположение,
но это будет ход «из огня в полымя»: хрупкие плечи начинающего баритона могут не выдержать такой нагрузки.
Если проблема лишь в том, чтобы бас получше запомнил свой тон и никуда с его не уходил, а других проблем нет — есть такое решение. В Оптиной пустыни я однажды слышал примерно следующую Великую ектению:
Если бас может выстроить кварты и квинты — это «железобетон». Здесь регент первый тенор может еще дополнительно проконтролировать вторых теноров на трудном нисходящем полутоновом ходе. Но если бас не может выстроить кварты и квинты, тогда и эта ектения для вашего хора окажется слишком сложной. А обычная обиходная ектения будет превращаться в маловразумительные созвучия:
Наиболее вероятно нечто вроде последнего варианта, потому что без ясного басового хода, пол-тона вниз начинающие вторые тенора не споют. Это вторая проблема. Третья проблема в том, что хор должен как-можно быстрее начать петь на службе: спевки не могут длиться годами.
Есть ли тут выход? Попробуем поискать. Открываем учебники, знакомимся с историей церковного пения... И обнаруживаем следующее: «знаменное пение было исключительно одноголосным и исключительно мужским». Вот оно что! Знаменный распев лучше соответствует природе мужских голосов, чем современный обиход. Может быть нам легче будет выучить что-нибудь знаменным распевом? Но после более-менее подробного знакомства с песнопениями знаменного распева надежда начинает таять. Запредельно сложный ритм, непривычная стилистика, протяженные песнопения... Но решение все-таки существует, хоть и довольно нетривиальное.
Об этом чуть позже
Продолжаю...
11.41
Вот оно.
От знаменного распева можно позаимствовать принцип одноголосного пения. Но петь не в унисон (что слишком трудно и неудобно для начинающих певцов), а в октаву. И петь в октаву не песнопения знаменного распева, современный обиход. Например, так:
Но всю службу таким одноголосием не споешь. Здесь самое время вспомнить о том, что можно использовать иссон. После того, как этот распев запомнится, можно внести следующее усовершенствование. Всем хором в унисон петь только первый и последний стихи, а остальные стихи петь по очереди: один стих поют тенора, а басы тянут свой си-бемоль, затем наоборот — басы поют, а тенора тянут си-бемоль.
Следующий момент. Малые секунды в мужском хоре без соответствующего баса выстроить трудно. Поэтому на первое время VII-ю гармоническую ступень в миноре исключаем из всех песнопений, откуда только возможно, используем только натуральный минор (почему его петь легче, чем гармонический, я объясню ниже). После исключения первого голоса, квартового хода баса и хроматического хода во вторых тенорах обиходный вариант песнопения «Единородный Сыне...» выглядит следующим образом:
Таким же напевом, как известно, можно петь Входное («Приидите, поклонимся...») и окончание Литургии («Видехом Свет Истинный...»).
Но и это еще не все. На основе иссона можно сделать гармоническую основу для многоголосия. Давайте еще раз посмотрим на малую ектению обиходного напева:
Она построена по обертоновому принципу: в трех верхних голосах в каждом аккорде используются обертоны баса: 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 7-й. Можно ли использовать подобный принцип, но при условии, что в басу не будет ходов на кварту и квинту? Оказывается, можно. Более того, обертоновый принцип сработает, даже если бас будет все время стоять на месте. Вот начало обертонового ряда:
7-й и 9-й обертоны ничем не хуже 3-го и 5-го! Их так же легко выстроить в мужском хоре, как третий и пятый. А при условии, что бас стоит на месте, даже намного легче. Поэтому Великая ектения вполне может выглядеть так:
Немного прокомментирую.
1. Поем в октаву, выстраиваем ее.
2. Все поют на одном звуке, регент (или первые голоса) подстраивает большую секунду вниз. Выстраивать ее необходимо идеально чисто, ощущения должны быть такими же, как при подстраивании квинты (см. выше, о настройке хора).
3. Регент и все тенора повторяют ход, который только что пел регент. После этого регент (один или с первыми тенорами) отделяется от них и выстраивает малую секунду выше иссона (9-й обертон).
4. То же самое, только вторые тенора (или все тенора, кроме регента) находят свой тон самостоятельно. В итоге у нас в 2., 3. и 4. получается точно такая же логика, что и в Великой ектении Оптиной пустыни. С той разницей, что бас стоит на месте.
5. Баритоновый ход. Он не вполне тривиален, но его тоже не так уж трудно выстроить.
6. и 7. Движение баритонов на большую секунду вверх и вниз одновременно с первыми тенорами тоже не трудно.
8. Басовый ход. Важный момент. Рано или поздно выучить обычный обиход все-таки стоит. Этот ход поможет басам осознать и постепенно запомнить квинтовый ход.
9., 10. и 11. Повторяем 6., 7. и 8.
Многоголосие с гармонической основой в виде иссона с использованием 7-го и 9-го обертонов уже дает богатейшие выразительные возможности. Песнопение «Во Царствии Твоем...» (знаменного распева), например, может выглядеть следующим образом:
Или другой пример:
Нетрудно заметить, что это ни что иное, как Херувимская песнь старинного напева, но в натуральном миноре. Ее вообще могут спеть два солиста, в то время как оставшийся хор постоянно тянет октаву на нотах "ля". Здесь и в предыдущем случае можно петь лишь один из верхних голосов (предпочтительнее второй), если оба голоса спеть не получается.
Как видим, получившаяся стилистика оказывается довольно гибкой, и позволяет постепенно включать как песнопения, близкие знаменному распеву, так и к напевам современного обихода. Конечно, для разучивания обиходных напевов необходимы еще кое-какие шаги. Например, хор должен выстраивать и уверенно петь обычное трезвучие (а не только октаву с квинтой посередине). Поэтому, например, в сугубую ектению целесообразно ввести следующий элемент:
Подобным образом можно спеть и просительную ектению.
Наконец, после определенной подготовки хор может перейти к песнопениям знаменного распева. Подготовка необходима, потому что надо потренироваться точно петь сложный и «нестандартный» ритм. Есть много способов осуществить эту подготовку. Рассмотрим один из возможных вариантов:
Это всем известная так называемая «Афонская» «Милость мира...». Поскольку мы поем ее в унисон, это дает возможность из двух «колен» сделать четыре: сначала поем в унисон партию второго голоса, затем — партию первого. А вот при переходе со второго голоса на первый и обратно мы можем добавить «ре» и, в этой связи, ввести простейшие «нестандартные» ритмические элементы, которые подготовят нас к песнопениям «неадаптированного» знаменного распева.
Вот, собственно, все. Как будет развиваться хор в дальнейшем, решать вам как регенту. А мне остается лишь всем вам пожелать терпения и постоянства в занятиях. Не забывайте, что результат с лихвой окупит затраченные усилия :-))