о музыке:
- П. Куличкин. Концертино для симфонического оркестра
- Теодор Курентзис в Перми, или несколько слов о том, как правильно жарить курицу
- Концерты современной музыки
- «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Несколько слов о музыкальной драматургии оперного спектакля
- Комментарии к «Советам и жизненным правилам музыкантов» Роберта Шумана
- Заупокойный концерт пермских композиторов
- Как правильно играть Шопена?
- Музыкальная прогулка в трех соснах (В.А. Моцарт. «Волшебная флейта»)
- Теория музыки для начинающих. Музыкальный строй
- Теория музыки для начинающих. Учим ноты
- Классика для рок-музыкантов
- «Виновата ли я?» и... сектанты!
- Набор нот на компьютере. Введение в Лилипонд (LilyPond)
- "Под чёрным флагом. Морские истории" (фрагменты)
- НиЗаЧот. Я начинаю ставить двойки
- Симфонические танцы Рахманинова - 3-я часть
- Пермь. Концерт Ильи Гофмана (альт) и Юлии Смирновой (фортепиано)
- Николай Голованов и владимирские рожки
- Рахманиновский аккорд
- Сольфеджио: самостоятельная работа
- К дню рождения Д.Д. Шостаковича
- Сольфеджио. К дню рождения Анатолия Петровича Куличкина
- «Записки ханыги». ПРЕМЬЕРА!!!
- Музыка на стихи Д. Хармса...
о литературе:
- Литература и беллетристика XX века: зачем был нужен твердый знак?
- И.В. Гёте: "Следовательно, выпьем!.."
- Фамилии у Булгакова
- Татьяна Ануфриева. Стихи
- Нецензурные выражения в блогах
- 26 правил русского языка
- Артём Кочарян. Поэт и программист
- Леонид Каганов. Баллада о попиле бабла
- О Томе Сойере
- Поэтический драйв Александра Косарева: арко или пиццикато?
- Поэт кирпичных небоскребов. Стихи Ольги Шестаковой
- Л. Толстой. «Два гусара»
- Л. Толстой. «Казаки»
- Сергей Ларин. Новое поколение отбирают
- Вадим Шефнер. «Совет историку»
- Михаил Булгаков. «Собачье сердце»
- Что такое художественный блог...
- Дневник Даниила Хармса
о кино:
- Кинуха высокой душевности (Про «Царя» П. Лунгина)
- Фрося Бурлакова и 1937-й год
- Вахтанг Кикабидзе: что достоверно?..
- Сталкер по Никите Михалкову
- Служебный роман Э. Рязанова — актерский этюд
- Служебный роман Эльдара Рязанова
- Звездные войны: форма цикла...
- Звездные войны: русское кино?..
о театре:
- Моцарт и Сальери. Зимняя сказка
- Набоков - Чайковский - Шопен - скрипка - рояль - Он - Она - ...- ?
- Пермская опера: "Орфей" Монтеверди
- Пермский ТЮЗ: премьера. Михай Себастиан. Безымянная звезда
фотографии:
- Город осени и православного декаданса
- Анабазис Ек-Бург-НТагил-Невьянск
- Анатолий Зернин. Концерт «В руинах долгостроя»
- Елена Овчинникова. Пущино — Бостон — Сан-Франциско
- Кенигсберг год спустя (фотографии от vladimir and irina)
- Антон Коргатов. Первый день лагеря «Вертоград»
- Марфа Скубенко: "Самое дурацкое что могла найти на просторах интернета"
- Египет и прочее (фотографии от vladimir and irina)
- Куда заканчивается Кама или Пермский Энергетический Шлюз (полный отчет)
- Анатолий Маринин — оперный солист, скрипач и фотограф
- Илья Боронников — фотографии
- Москва. Белорусский вокзал в июле: окрестности
- Москва — город контрастов
- Фотографии из музея-квартиры Е.Ф. Гнесиной
регентам:
- В помощь регенту мужского хора
- Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна
- Форум по музыкально-церковному искусству
- «Воскресение Христово видевше...», глас 7
- О тенорах, квартах и квинтах, а также о смешанном и однородном церковном хоре
- Церковная музыка: регент что-то слышит, певчие почти ничего не могут: что делать?...
- Церковная музыка: мажор или минор?..
- Специфика церковной музыки...
о недвижимости:
- Блог риэлтора. Как рекламировать услуги в сфере недвижимости
- Квартиры в Москве и Московской области (Подмосковье)
- Ипотека: каждый решает сам
- Недвижимость на вторичном рынке
- Агентство недвижимости «Квартирный вопрос» (г. Москва)
обо мне:
- Провал как успех или 2-я ДМШ 25 лет спустя
- Автобиография
- Что я думаю о копирайте
- Содержимое моего бумажника
- Как я познакомился с Робертом Габитовым
- Рок-музыка и авторская песня
- Моим будущим биографам
- Сантехническая притча-2
- О верхних и нижних. Сантехническая притча
- Во саду ли в огороде...
- Затронет ли кризис Россию?..
- Октябрьское утро
- П. Куличкин (то есть я). Осенняя графоманистическая поэма
- Москва. День города
- Мой новый имидж
- Мое местожительство в г. Пущино
- Мой рабочий кабинет и спальня
- Кухня и ванна у меня дома
- Мое рабочее место
- Что находится у меня в рюкзаке
- Фотография от 11 июля...
- Сегодня у меня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!
- Мой Рабочий Стол
- Автоцитата
о жизни вообще:
- Заметки о нас
- От субботы до понедельника
- Баку. Терминал Европа-Азия
- Образование, характер и ретроспектива судьбы
- Искусство борща
- Как пиарить форум?..
- Хамство студентов
- Как восстановить промышленность в России?..
- Как жить дальше?
- Пермь. Комментарии к Алексею Иванову
- Пермский Колизей
- Еда профессионалов
- Школа №112
- Веб-такса Пампа
- Асфальтовый ёж
- Телевизор А.Скрябина
- Свинья в 466-й маршрутке
- Союз политики, бизнеса и искусства
Куличкин Блог
А это http://petya.blogik.org мой другой блог
02.10.2009 19:36
Читать только Моцарт и Сальери. Зимняя сказка
Моцарт и Сальери. Зимняя сказка
Я знаю две пьесы, где режиссер-постановщик вынужден заниматься не только драматической, но и музыкальной режиссурой. Это «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина и «Зимняя сказка» У. Шекспира.
В «Моцарте и Сальери» трудная проблема в том, что после того, как Моцарт играет Реквием, Сальери произносит монолог, который противоречит логике его предыдущих действий. Поставить «Реквием» реального Моцарта здесь недостаточно. Надо дать зрителю понять, почему он действует на Сальери именно так. Кроме того, какое-то сочинение Моцарта в пьесе играет скрипач. Что в игре скрипача раздражает Сальери и почему? Тоже вопрос непростой. Ну и, наконец, симметрично Реквиему расположена импровизация Моцарта, которая тоже производит определенное действие на психику Сальери. Эти три «почему» не могут быть решены без музыки. Если музыка не произведет впечатления на зрителя, то зритель посчитает Сальери параноидальным шизофреником. А это совсем не то, что задумывал Пушкин. Впрочем, если музыка произведет впечатление на зрителя — это тоже не гарантия. Зритель должен слушать музыку Моцарта ушами пушкинского Сальери. Как это сделать? Если бы реальный Моцарт мог бы написать музыку к спектаклю по пушкинской пьесе, то проблемы бы не было. А так — пока не видно адекватного решения. Очевидно только то, что между импровизациями первой картины (скрипача и Моцарта) и Реквиемом во второй картине должна быть музыкальная связь. А слуховые впечатления Сальери от музыки Моцарта должны отличаться от музыки Моцарта как таковой.
«Зимняя сказка» — вообще уникальный жанр. Это не трагедия, не комедия и не драма. Пьеса начинается как комедия, но у этой комедии совершенно аномальная завязка. Подозрения Леонта возникают почти буквально на пустом месте. Поэтому той силы, которая могла бы их развеять попросту не существует. Комедия поначалу оборачивается драмой, а затем и самой настоящей трагедий софокловского уровня. В кульминационный момент трагедии на сцене остается один персонаж по имени Антигон (так что Софокла я помянул не зря). Антигон оставляет сверток с младенцем-принцессойв диком месте «пустынной Богемии» и от этого момента, с небольшим наложением на мрачно-безысходный финал трагедии, начинается новый жанр, — собственно, «сказка». Потратив абсолютно все средства драматического театра на комедию-драму-трагедию, Шекспир изобретает новые. В пьесе начинает появляться музыка. Я специально посмотрел: на музыку в первой половине пьесы нет абсолютно никаких намеков! А во второй части, казалось, бы сама музыка управляет действием: здесь и песни Автолика, и различные танцы. Но самое главное, под музыку воскресает Гермиона. Шекспир в «Зимней сказке» делает невозможное. Более того, он делает это дважды. Первый раз, когда заставляет поверить, что легковесная комедийная завязка приводит к катастрофическим последствиям в виде трагического финала. Не поверить в смерть королевы невозможно: на то, чтобы убедить нас в этом (еще раз повторюсь), Шекспир расходует абсолютно все средства драматического театра, которыми владеет на высшем уровне. Второй раз, когда Шекспир заставляет поверить в то, что королева не умирала. Это он делает через музыку, которая начинает появляться одновременно с окончанием трагедии (первые музыкальные звуки пьесы — это роги охотников, которые ловят зверей, которые в этот самый момент едят незадачливого Антигона). Завязка «Зимней сказки» (возникшие на пустом подозрения Леонта) лежит за рамками средств драматического театра. Соответственно, и развязка должна быть выполнена соответствующим образом. А для того, чтобы использовать то, что лежит за рамками традиционных средств, надо предварительно традиционные средства израсходовать. Как просто и гениально! В пространстве, лишенном музыки, на пустом месте, из, казалось бы, комедийной завязки развилась трагедия. Появилась музыка — трагедия стала рассеиваться! Конечно, не все прошло бесследно. Но все, что можно было вернуть — вернулось. И даже более того. Гермиона воскресла. Однако композитору, который будет писать всю эту музыку, потрудиться придется изрядно. Шутка ли: написать музыку, которая осуществляет то, что не способен сделать драматический театр, оснащенный лучшими средствами шекспировского арсенала?
Комментарии:
kgv
03.10.2009 22:03
Интересно, размышления по-своему убедительно. Но пожалуй, добавить можно, что режиссеру -постановщику приходится запниматься музыкальной драматургией не только в этих пьесах. А "Безымянная звезда" Михая Себастьяна? А пьесы Чехова, где всегда звучит музыка в исполнении персонажей? Владеют игрой на фортепиано сестры, Андрей играет на скрипке, Елена Андреевна в "Дяде Ване" тоже умеет играть на пианино. От того, что они играют и как, зависит и дополнительная характеристика сценических героев, и атмосфера спектакля. В "Вишневом саде" целая сцена музыкальная, перед ожиданием с торгов Лопахина. А что и как поют цыгане в "Живом трупе" Л.Толстого, тоже очень важно, потому что в главном герое пробуждаются на время ЖИВЫЕ ЧУВСТВА. Цыганский хор в "Бесприданнице" вообще можно сделать одним из главных действующих лиц. А что играла ночью Молчалину Софья? Это же одна из самых загадочных женщин русского репертуара!
Спасибо за подсказку - взглянуть по-новому на пьесы. Захотелось их перелистать...
petya Читать все комментарии petya
03.10.2009 22:16
В этих пьесах музыка важна, но она не играет решающей роли (в отличие от заглавных, рассмотренных мною пьес).
noldorsky Читать все комментарии noldorsky
05.10.2009 09:08
Вообще, таких как Софья большевики постреляли в 18 году... и правильно сделали... вместе с цыганским хором, что, впрочем жаль...
petya Читать все комментарии petya
05.10.2009 10:39
Был, кстати, один известный персонаж, который население целой страны "избавил от цыган"