о музыке:
- П. Куличкин. Концертино для симфонического оркестра
- Теодор Курентзис в Перми, или несколько слов о том, как правильно жарить курицу
- Концерты современной музыки
- «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Несколько слов о музыкальной драматургии оперного спектакля
- Комментарии к «Советам и жизненным правилам музыкантов» Роберта Шумана
- Заупокойный концерт пермских композиторов
- Как правильно играть Шопена?
- Музыкальная прогулка в трех соснах (В.А. Моцарт. «Волшебная флейта»)
- Теория музыки для начинающих. Музыкальный строй
- Теория музыки для начинающих. Учим ноты
- Классика для рок-музыкантов
- «Виновата ли я?» и... сектанты!
- Набор нот на компьютере. Введение в Лилипонд (LilyPond)
- "Под чёрным флагом. Морские истории" (фрагменты)
- НиЗаЧот. Я начинаю ставить двойки
- Симфонические танцы Рахманинова - 3-я часть
- Пермь. Концерт Ильи Гофмана (альт) и Юлии Смирновой (фортепиано)
- Николай Голованов и владимирские рожки
- Рахманиновский аккорд
- Сольфеджио: самостоятельная работа
- К дню рождения Д.Д. Шостаковича
- Сольфеджио. К дню рождения Анатолия Петровича Куличкина
- «Записки ханыги». ПРЕМЬЕРА!!!
- Музыка на стихи Д. Хармса...
о литературе:
- Литература и беллетристика XX века: зачем был нужен твердый знак?
- И.В. Гёте: "Следовательно, выпьем!.."
- Фамилии у Булгакова
- Татьяна Ануфриева. Стихи
- Нецензурные выражения в блогах
- 26 правил русского языка
- Артём Кочарян. Поэт и программист
- Леонид Каганов. Баллада о попиле бабла
- О Томе Сойере
- Поэтический драйв Александра Косарева: арко или пиццикато?
- Поэт кирпичных небоскребов. Стихи Ольги Шестаковой
- Л. Толстой. «Два гусара»
- Л. Толстой. «Казаки»
- Сергей Ларин. Новое поколение отбирают
- Вадим Шефнер. «Совет историку»
- Михаил Булгаков. «Собачье сердце»
- Что такое художественный блог...
- Дневник Даниила Хармса
о кино:
- Кинуха высокой душевности (Про «Царя» П. Лунгина)
- Фрося Бурлакова и 1937-й год
- Вахтанг Кикабидзе: что достоверно?..
- Сталкер по Никите Михалкову
- Служебный роман Э. Рязанова — актерский этюд
- Служебный роман Эльдара Рязанова
- Звездные войны: форма цикла...
- Звездные войны: русское кино?..
о театре:
- Моцарт и Сальери. Зимняя сказка
- Набоков - Чайковский - Шопен - скрипка - рояль - Он - Она - ...- ?
- Пермская опера: "Орфей" Монтеверди
- Пермский ТЮЗ: премьера. Михай Себастиан. Безымянная звезда
фотографии:
- Город осени и православного декаданса
- Анабазис Ек-Бург-НТагил-Невьянск
- Анатолий Зернин. Концерт «В руинах долгостроя»
- Елена Овчинникова. Пущино — Бостон — Сан-Франциско
- Кенигсберг год спустя (фотографии от vladimir and irina)
- Антон Коргатов. Первый день лагеря «Вертоград»
- Марфа Скубенко: "Самое дурацкое что могла найти на просторах интернета"
- Египет и прочее (фотографии от vladimir and irina)
- Куда заканчивается Кама или Пермский Энергетический Шлюз (полный отчет)
- Анатолий Маринин — оперный солист, скрипач и фотограф
- Илья Боронников — фотографии
- Москва. Белорусский вокзал в июле: окрестности
- Москва — город контрастов
- Фотографии из музея-квартиры Е.Ф. Гнесиной
регентам:
- В помощь регенту мужского хора
- Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна
- Форум по музыкально-церковному искусству
- «Воскресение Христово видевше...», глас 7
- О тенорах, квартах и квинтах, а также о смешанном и однородном церковном хоре
- Церковная музыка: регент что-то слышит, певчие почти ничего не могут: что делать?...
- Церковная музыка: мажор или минор?..
- Специфика церковной музыки...
о недвижимости:
- Блог риэлтора. Как рекламировать услуги в сфере недвижимости
- Квартиры в Москве и Московской области (Подмосковье)
- Ипотека: каждый решает сам
- Недвижимость на вторичном рынке
- Агентство недвижимости «Квартирный вопрос» (г. Москва)
обо мне:
- Провал как успех или 2-я ДМШ 25 лет спустя
- Автобиография
- Что я думаю о копирайте
- Содержимое моего бумажника
- Как я познакомился с Робертом Габитовым
- Рок-музыка и авторская песня
- Моим будущим биографам
- Сантехническая притча-2
- О верхних и нижних. Сантехническая притча
- Во саду ли в огороде...
- Затронет ли кризис Россию?..
- Октябрьское утро
- П. Куличкин (то есть я). Осенняя графоманистическая поэма
- Москва. День города
- Мой новый имидж
- Мое местожительство в г. Пущино
- Мой рабочий кабинет и спальня
- Кухня и ванна у меня дома
- Мое рабочее место
- Что находится у меня в рюкзаке
- Фотография от 11 июля...
- Сегодня у меня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!
- Мой Рабочий Стол
- Автоцитата
о жизни вообще:
- Заметки о нас
- От субботы до понедельника
- Баку. Терминал Европа-Азия
- Образование, характер и ретроспектива судьбы
- Искусство борща
- Как пиарить форум?..
- Хамство студентов
- Как восстановить промышленность в России?..
- Как жить дальше?
- Пермь. Комментарии к Алексею Иванову
- Пермский Колизей
- Еда профессионалов
- Школа №112
- Веб-такса Пампа
- Асфальтовый ёж
- Телевизор А.Скрябина
- Свинья в 466-й маршрутке
- Союз политики, бизнеса и искусства
Куличкин Блог
А это http://petya.blogik.org мой другой блог
15.01.2010 19:46
Читать только «Романс и песня» или кое-что обо мне 15 лет назад
«Романс и песня» или кое-что обо мне 15 лет назад
Хотите познакомиться со мной таким, каким я был 15 лет назад? Точно уверены? Или считаете, что это невозможно?
Уверяю вас, вполне возможно. Тем не менее, предупреждаю, что далеко не всем было это знакомство приятно. Но если желание не пропало, тогда продолжим.
Около полутора месяцев назад я нашел тетрадку с собственным текстом, записанным перьевой ручкой. В те годы у меня еще не было компьютера (не говоря уже о блоге), и писал я перьевой ручкой. Фиолетовыми чернилами. Писал, кстати, о тех вещах, которые казались мне принципиально важными. В 1993-м году мне было шестнадцать лет. В 1995-м — восемнадцать. Сейчас, в тридцать два года, у меня такое ощущение, что приведенный ниже текст писал другой человек. Я не могу его переписать или откорректировать. Потому если исправлять — надо советоваться с автором, а его мнение мне неизвестно. Тем не менее, должен отметить, что автор пишет толково, и вполне заслуживает моей положительной рецензии. Конечно, текст нуждался в стилистической правке. Он был предназначен для печати, более того, задумывался именно с той целью. Но у автора не дошли руки до подготовки чистового варианта. Этим, например, объясняется, что один из нотных примеров он нарисовал той же перьевой ручкой, от руки, прямо в тетрадке. Остальные нотные примеры не были нарисованы, но под них было оставлено место. Впрочем, примеры автор приводит настолько общеизвестные, что на сегодняшний день скачать упоминаемые им ноты и тексты не представляет никакой трудности. Более того, скачать можно даже аудиозаписи этих вещей. Поэтому я как редактор на месте нотных примеров оставил пустые места. Что же касается стилистической правки, без нее обойтись, к сожалению, оказалось невозможно. Я ее сделал, но добавленные для ясности изложения фразы заключил в квадратные скобки (например, [вот так]).
Надеюсь, знакомство окажется для вас приятным :-)
Передаю слово автору.
Петр Куличкин
(около 1993-95)
[Передо мной находится серия пластинок «На концертах Владимира Высоцкого». Эта серия очень популярна: Владимир] Высоцкий - один из значительнейших представителей авторской песни.
Где истоки этого направления? Какие традиции оно продолжает?
Попробуем разобраться. Любая песня, будь то романс, городской романс, народная песня или даже церковный хорал, включает в себя две стихии: слова и музыку.
В принципе, они не могут находиться в равных условиях в рамках одного произведения, а значит, и в рамках жанра. Что-то должно быть главным.
Теперь сравним городской романс (ибо авторская песня [как жанр] явилась его продолжением, но на качественно более высоком уровне) и романс классический.
Интуитивно мы догадываемся, что это полные противоположности, ибо с начала XIX века до появления авторской песни городской романс являлся частью массовой культуры, в то время как классический романс и писался профессионалами, и исполнялся профессионалами.
Всякий романс сочиняется посредством написания музыки на стихи. Но вывод о главной роли стихов был бы преждевременен: все зависит от вклада музыки в создание образа.
Обычно [классический] романс начинается со вступления. Рассмотрим один из шедевров - романс М.И. Глинки «Жаворонок»:
Образ жаворонка готов. Дальнейшие слова с аккомпанементом служат лишь уточнением этого образа.
Теперь откроем книгу «Песни Б. Окуджавы» и попробуем там отыскать хоть одно вступление. Как легко убедиться, там это понятие отсутствует вовсе. Тогда возьмем другой пример. На пластинке №4 из серии «На концертах Владимира Высоцкого» 3 совершенно различных по содержанию песни начинаются абсолютно одинаково.
Читатель, являющийся поклонником авторской песни, и, может быть, неравнодушный к городскому романсу в целом, может упрекнуть меня за некоторый педантизм: «Вступление - это, конечно, очень полезная вещь, но было бы неразумно раскрывать весь смысл произведения в [самом] начале его».
[Что ж,] логично. Но раз уж речь зашла о смысле, позволю себе определить понятия[: «]музыкальный смысл[»] и [«]смысл слов[»]. Слова - это нечто [«]объективное[»], не изменяющееся, статичное, конкретное. Музыкальный же смысл - это что-то расплывчатое, абстрактное, но иногда более ярко выражающее образ, чем слова.
Теперь попробуем выяснить, где больше музыкального смысла: в классическом романсе или в романсе городском. К примеру, возьмем романс [С.В.] Рахманинова «Сирень» и песню [Б.] Окуджавы «О старом, больном, усталом короле (который отправился завоевывать чужую страну, и о том, что из этого получилось)».
Вот 5 рахманиновских тактов:
Первенство музыки очевидно хотя бы по количественному соотношению.
А вот тактов Окуджавы:
Количественно, кроме мелодии, написанной всего лишь на 3-х звуках, мы имеем два аккорда: G и D7. Как их играть, зависит от воли исполнителя.
А теперь сравним эти два произведения с музыкальной точки зрения [-] качественно. Делается это чрезвычайно просто: убираются слова и играется вместо них одна мелодия. С романсом «Сирень» этот эксперимент проходил с потрясающим успехом: очевидцы утверждали, что так, как Рахманинов [«]пел[»] этот романс на рояле, не могла спеть ни одна певица.
С песней Окуджавы гораздо хуже: теряя философские стихи, она обесценивается, ибо 3 звука и 2 аккорда - чрезвычайно бедный материал для создания образа.
Следовательно, классический романс - явление, прежде всего, музыкальное, а о городском романсе, а значит, и об авторской песне, имеет смысл говорить лишь как о явлении литературном.
И тут мы замечаем, что [«]изобрели велосипед[»]. Ведь на пластинке №2 из серии «На концертах Владимира Высоцкого» это же [самое] заявляет и Булат Окуджава. Правда, в несколько ином ракурсе:
«Авторская песня была своего рода протестом протестом против поверхностного искусства, имитации чувств. Она противостояла развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова, и даже это не обязательно - можно обойтись одним лишь ля-ля-ля... Развлекательная песня - явление музыкальное, авторская песня - прежде всего - литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей...»
Теперь все уже должно стать ясным: авторская песня - полная противоположность классическому романсу, - противостоящая развлекательной песне (наиболее крупному очагу массовой культуры), находилась где-то посередине между этими двумя крайностями.
Место романса в музыкальной культуре очень значительно. Эстрадная песня, вследствие своего [чисто] развлекательного характера [-] не относится к искусству. Какой вклад внесла авторская песня в музыкальную культуру нашей страны? Ответ как очевиден, так и парадоксален: никакого! В чем-то продолжая традиции городского романса, авторская песня поражает нас своей музыкальной бедностью, ибо без слов, часто философских, а иногда, возможно, и гениальных, она - ничто. Какой образ может создать мелодия с гармонической основой из трех, пяти, от силы, семи аккордов? Вряд ли получится что-нибудь впечатляющее. Тогда зачем вообще нужна именно авторская песня, не проще ли ограничиться стихами? Оказывается, нет.
Вместе с убогим сопровождением она утрачивает непосредственный контакт со зрителем, сводятся на нет все актерские качества исполнителя, да и к тому же, стихи, если их читать со сцены, теряют неуловимое «чуть-чуть». Это «чуть-чуть» называется поэтичностью. Чтобы создать в зале нужную атмосферу, и нужна мелодия, хоть какая-то, а к ней [-] соответствующий аккомпанемент.
- Но, позвольте, - спросит придирчивый читатель-эстет, - если стихи достаточно хороши, то зачем к ним еще что-то добавлять? Разве к стихам[, положим,] Есенина нужна какая-то мелодия, чтобы мы могли понять их?
Конечно[, нет. Есенинские стихи хороши как с мелодией, так и сами по себе]. Но для авторской песни[, тем не менее,] музыка жизненно необходима.
Комментарии:
noldorsky Читать все комментарии noldorsky
16.01.2010 09:19
знакомый текст...