Куличкин Блог

А это http://petya.blogik.org мой другой блог


21.10.2008 09:54
Читать только Вторник - день плагиата


Вторник - день плагиата

Куличкин

Как справедливо заметил поэт Николай Глазков, «на творителей и вторителей мир разделен весь».

Это тоже не мой день. И поскольку я не отношу себя к «вторцам» — сегодня тоже писанины не будет. Впрочем, порядок букв «в» и «т» на клавиатуре легко перепутать, поэтому, пока день не закончился, зарекаться не стану.

 

Немного истории.

Когда-то очень давно, еще в ветхозаветные времена, одному раввину (его имя не сохранилось), переписывающему книги, вдруг показалось, что сегодня суббота. Чуть было не потеряв сознание от ужаса, он, тем не менее, сохранил самообладание и вспомнил, что умеет считать до трех. Немедленно отсчитав три дня назад, он легко выяснил, что суббота была поза-позавчера. А дальше... То ли он от неожиданной радости перепутал порядок первых двух букв в названии сегодняшнего дня, то ли просто тут же назвал сегодняшний день «вторником», что в переводе с палестинского диалекта древнееврейского  языка на церковнославянский означает «ложная суббота»...

Казалось бы, первоначальный смысл правильного названия дня окончательно утрачен. Тем не менее, каким-то чудом раннехристианские богословы сумели восстановить правильное значение этого дня. Известны даже сведения о дебатах между ортодоксальными христианами и католиками о сущностном смысле этого дня. Впрочем, для католического богословия этот вопрос не имел приципиального значения, поскольку латынь, как известно, безразлично относится к порядку первых двух букв в именах существительных, и «вторник» на латыни означает то же, что и «творник».

Конец разночтениям положили реформы патриарха Никона. Реформаторы долго колебались, прежде чем узаконить «ложную субботу», но у нихи были две веские причины поступить именно так. Первая — переход Российского государства на григорианский календарь и расширение торговых связей с Европой и — что было особенно важно для России в тот период — с Саудовской Аравией и Королевством Пакистан. Вторая причина — то, что именно против «вторника» особенно резко возражал протопоп Аввакум, искусно обвиняя реформаторов в безграмотности и незнании элеметарных основ палестинского наречия древнееврейского языка. Признать правоту раскольников в данном вопросе, реформаторы, естественно не могли.

Когда уже никто не помнил, как именно первоначально назывался сегодняшний день, дискуссия неожиданно возобновилась. Причем возобновилась с необычайной политической остротой. Это произошло уже в новейшее время, в 60-е годы XX века. Разбирая дела Гдляна—Иванова и Синявского—и—Даниэля, А.И. Солженицын обнаружил в них странные шифры, разгадать которые не смогли ни сотрудники КГБ, ни даже особые спецподразделения ЦРУ (как известно, тесно сотрудничавшие с КГБ в те годы). Сам Солженицын, уже в эмиграции, высказал лишь смутные предположения о том, что бы это могли быть за шифры, но разгадать не смог. Их разгадал неизвстны диссидент, работавший в 1979 году в кочегарке горда Пинска (Марийской АССР). Этот неизвестный искусствовед был знатоком русской литературы и прекрасным филологом. Позднее в пинской кочегарке была найдена его обширная переписка с Ю.М. Лотманом, касающаяся особенностей структуры романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в контексте традиций русского старообрядчества. В этой переписке несколько раз упоминалась «ложная суббота» в связи с особенностями фонетики церковнославянского языка в контексте перевода текста на русский язык. В частности, речь шла о близости (и даже в ряде случаев) тождественности звонких и глухих согасных в наиболее ортодоксальных версиях церковнославянского, о чем свидетельствуют, например, оригинальные тексты Кирилла и Мефодия. Именно анонимному пинскому искусствоведу принадлежит раскрытие подлинного смысла слова «дворник» («творник»), которое в двойном переводе с русского на церковнславянский, а затем на палестинское наречие древнееврейского означает «истинное бытие». Именно такой смысл был заключен в названии сегодняшнего дня до тех пор, пока безымянный раввин не отвлекся от переписывания на подсчеты прошедших после субботы дней.

Впоследствии, тема «дворников» стала популярна в 70-е и 80-е годы у диссидентствющих деятелей советского и постсоветского андеграунда. Они называли себя «Поколением дворников и сторожей», подразумевая под словом «сторож», безусловно, охрану исконного смысла слова «истинное бытие». Поэтому они практически никогда не работали в понедельник, начиная каждую неделю с того дня, который мы привыкли называть вторником.

 

 

Комментарии:

noldorsky    Читать все комментарии noldorsky
21.10.2008 20:47

Таки ведь не было еще раввинов в ветхозаветные времена...


petya    Читать все комментарии petya
21.10.2008 20:58

а когда они были???


Elada
22.10.2008 00:49

Кстати хотела спросить тебя, ты не хочешь обменятся ссылками с моим блогом? :)


noldorsky    Читать все комментарии noldorsky
22.10.2008 11:52

они они появились в НОВОЗАВЕТНЫЕ времена...
а вот откуда они появились, наука еще не знает ответа (с) Камиль Ларин


Rambler's Top100