Куличкин Блог

А это http://petya.blogik.org мой другой блог


11.03.2009 21:25
Читать только Студенты и что им надо?..


Студенты и что им надо?..

куличкин

Есть такое мнение, что ничего.

Тем не менее, есть надежда, что это верно хотя бы не на 100 процентов. Ну, хотя бы на 95. Я даже согласен на 99.

Когда студентам ничего не надо, складывается абсурдная ситуация. Преподаватель может им поставить всем двойки, студентов выгонят. Тогда студентов в институте не останется. Тогда институт не нужен и тогда его закроют. Бюджетные деньги отправятся обратно в бюджет, а преподаватели отправятся в другое место.

Но так не бывает. Студентов, тем не менее, не выгоняют. Даже в тех случаях, в которых следовало бы. Потому что

безделье студентов — преподавательский хлеб

Когда студенты не приходят на лекции — преподаватель спокойно идет домой пить пиво. А зарплату, тем не менее, получает. Наступает сессия — студенты получают экзамены-зачеты, преподаватель подписывает красивую (впрочем, главное, чтобы правдоподобную) ведомость, сдает ее в деканат, и институт прекрасно отчитывается за свою работу. Впрочем, студенты, как правило, тоже заинтересованы в том, чтобы числится в институте. Диплом все-таки в жизни не помешает, а многим и подавно общага нужна как воздух. И те, и другие одинаково заинтересованы в профанации. Тем более, что не все преподаватели соответствуют занимаеой должности. Зачеты и экзамены становятся спектаклем, подчас весьма зрелищным. И самое смешное, что перед таким преподавательско-студенческим альянсом бессильны любые проверки. Я уже не говорю про то, что есть тысячи поводов, чтобы не отчислить явного бездельника и профнепригодного. Начиная от студенческой весны, спортивных мероприятий и заканчивая секретными папками ректора. Про финансовый вопрос я даже и не упоминаю, настолько это банально.

 Кто же заинтересован в учебном процессе?..

Выходит, что, как будто никто. Институт сегодня воспринимается как бизнес-система, направленная, в первую очередь на получение прибыли. Ректор в этой системе — президент компании, преподаватели — исполнительные директора (менеджеры среднего и высшего звеньев), а студенты — рабочие, у которых невысокая зарплата, но блестящие перспективы карьерного роста и просто фантастический соцпакет. Где вы видели работодателя, который предоставляет бесплатное жилье, льготный проезд и при этом еще работать не заставляет?.. 

Иногда хочется согласиться с теми чиновниками, которые предлагают закрыть все институты. В некоторые моменты даже я испытываю симпатию даже к незабвенному А.С. Перехват-Залихватскому.

Но это не решает проблемы передачи знаний. У тех, кто действительно способен учить, иногда самая большая проблема возникает в том, чтобы объяснить студентам, что именно от данной конкретной пары зависит их дальнейшая жизнь. Отпросился с занятия — пять лет из жизни вычеркнул. Выпросил зачет — стал посредственностью. Выпросил экзамен — заблудился по жизни. Убеждать в этом студентов довольно трудно, несмотря на то, что будущее таких горе-учеников читается совершенно элементарно. Есть преподаватели, которые не ставят двоек и незачетов. Незачет по предмету студенту ставит сама жизнь: кому в 20, кому в 35, а кому в 48...

 

 

Добавить комментарий

Комментарии:

kgv
12.03.2009 23:31

Увы, дорогой автор, вынуждена Вас разочаровать: мне как преподателю вуза встречаются нередко действительно желающие многое узнать и готовые для этого что-то читать, делать рефераты и т. д. Дело не столь мрачно, с каким пафосом тут Вы его описываете. И оценки можно ставить или не ставить всем по их заслугам. Другое дело, что есть некие тайны общения со студентом. когда вдруг именно на занятии вспыхивает его интрес к учению и он с дальней парты вдруг неожиданно для вас подсаживается поближе к Вам.


petya    Читать все комментарии petya
12.03.2009 23:43

Желание многое узнать не всегда означает наличие способности к восприятию...


Хельга
13.03.2009 01:48

А ведь далеко не каждый предмет действительно пригодится в жизни. И есть студенты, которые прекрасно устраиваются в жизни, получив синий-пресиний диплом с гольными тройками.
Да и кроме того, искусство педагога заключается не только в том, чтоб передать знания, а и в том, чтобы вызвать у студента интерес и потребность в получении этих знаний.
Безумно благодарна своим педагогам по русскому языку и литературе за то, что они не пытались меня чему-либо научить, а позволяли читать в пятом глассе литературу за девятый, а в девятом - за пятый.
И, тем не менее, так и не поняла я, для чего столько времени было потрачено на "изучение" сольфеджио. Которому меня обучали, как я теперь понимаю, совершенно не с той стороны и упорно пытались развить во мне не внутренний слух, а чувство собственного несовершенства по поводу отсутствия такового.
Прежде чем на студентов нападать, не лучше ли посмотреть сначала, а что же Вы им даёте, и зачем оно им надо. Ведь когда Вы знаете, что и зачем, то Вам совершенно не трудно будет объяснить это студентам.


petya    Читать все комментарии petya
13.03.2009 11:03

А если учиться не желаешь - тогда зачем пришел? Халтурить? И зачем это еще, интересно было бы знать, нужно "вызывать интерес"? Я, конечно, понимаю, что есть преподаватели, на лекциях которых легче и полезнее спать, чем что-то слушать, но это другой вопрос. Тем более, если говорить про потребность в получении знаний. Не нужны знания - купи себе диплом и свободен, зачем мучить себя и дугих?

"Пришел - работай, сиди. Не пришел - сиди, не работай" (с) Жванецкий.


Хельга
13.03.2009 11:11

Ну вот Вы сами себя и опровергли. Никто в этой системе никого не мучает. Каждый получает то, что хочет. Педагог - зарплату, студент - стипендию и место в общаге, к примеру. Минимум профессиональных навыков он всё равно получит. Потому как и табуретку за 5 лет можно чему-нибудь научить.

Знаете, нет в мире такого, что каждый заниматся только тем, чем он реально хочет заниматься. На работу тоже ходят не от большой любви к работе и жажде совершить что-либо полезное, а чаще всего, для того лишь, чтоб иметь зарплату, на которую можно есть и отдыхать 2 дня в неделю. И при хорошем раскладе ездить на машине и ездить в отпуск на юг каждый год.


petya    Читать все комментарии petya
13.03.2009 11:30

...а начинается эта порочная садомазохистская практика в институте, если не раньше :-)))


Хельга
13.03.2009 16:55

Так вот, это не студенты ничего не хотят, это в принципе беда человечества, если можно так выразиться. Человек не знает, зачем он живёт, чего он хочет... Может, стоит начать учить человека не ноты транспонировать на полтона вверх, а учить слушать своё сердце и принимать решения, а так же радоваться, любить и т.д. Ведь уже давным давно на это наплюнули. И люди ходят с набитой знаниями головой и не понимают, для чего они им нужны, эти знания...


olga
11.04.2009 23:09

Знания, знания! Честное слово, носитесь с ними как с писаной торбой. Ведь сами по себе они НИЧЕГО не значат. Человек должен полюбить свою будущую профессию. А вы знаете, что любовь иногда внезапно приходит? От одного взгляда. Любите себя! любите людей вообще! Живите, а не судите! ( И не судимы будите!) Вообще, кто вам дал право возомнить себя вершителем человеческих судеб? С высоты-то больно, знаете.. А ведь придется...


Rambler's Top100