Куличкин Блог

А это http://petya.blogik.org мой другой блог


16.03.2010 08:32
Читать только Пойду в театр...


Пойду в театр...

куличкин

Сегодня вечером отправляюсь в Пермскую оперу на спектакль «Один день Ивана Денисовича» по опере Александра Чайковского. 

Задача предстоит нелегкая. Надобно все внимательно выслушать. Потому как разговоров вокруг полным-полно. Мне неоднократно рекомендовали это посмотреть. И, полагаю, многие ждут, что я что-то скажу по теме.

Здесь вот и возникает гамлетовский вопрос: писать об этом или не писать? И если писать, то куда: сюда или на permnew.ru?..

На первый взгляд, путную оперу сотворить из «Денисовича» крайне трудно. И проблема не в низком качестве первоисточника как литературного произведения.

Проблема №1. Либретто. «Один день» — это почти что сплошной авторский внутренний монолог.

Если подходить к солженицынскому тексту буквально — придется делать монооперу. Тогда непонятно, куда девать симфонический оркестр, солистов, хор и прочее. Достаточно одного певца и ансамбль 5-6 человек с фортепиано. И минимум декораций. Главного героя нарядить в фуфайку, драные брюки — и все. Для такой задачи огромные мощности оперного театра не нужны.

Если подходить к тексту не буквально, либреттисту придется изрядно потрудиться. Из солженицынского текста надо взять все ансамблевые и конфликтные моменты, а внутренние монологи максимально сократить. Обязательно использовать истории о том, как каждый персонаж попал в лагерь. Например, каждую картину можно начинать с разных персонажей. Первую, допустим, с Фетюкова, вторую — с Тюрина, третью — с Гопчика или Павло, четвертую с Шухова. Но этого мало! Например, если Солженицын пишет «Фетюков срок не дотянет», то «не дотянуть» он должен обязательно на сцене. Это закон театра.  таких моментов в «Одном дне» великое множество. Значит, необходимо многое досочинить. Необходимо ЦЕЛИКОМ сочинить начало оперы и ее конец. Далее. У Солженицына развязка отсутствует, кульминации нет, завязка «размазана» по разным местам повести, развития нет вообще, а 90% места занимает экспонирование. В общем, адекватное решение найти непросто.

Проблема №2. Музыка.

С этим еще хуже. Пойду выпью стакан чая, а потом продолжу. 

 

 

Музыкальная проблема распадается на две.

Первая — оперные формы. Здесь, по идее, должно быть хотя бы какое-то разнообразие: арии, дуэты, квартеты, другие ансамбли, хоровые сцены и т.д. Откуда их брать — вопрос. Впрочем, вопрос, скорее, к либреттисту. А вот что в этой опере будут петь — вопрос к композитору. Сплошной речитатив здесь неуместен, это будет невозможно слушать! Можно, конечно, написать пару тройку вокализов, чтобы персонажи пели без слов... Это могло бы стать неплохим решением, но целиком всю оперу на вокализах не построишь. Композитор, который пишет оперу «Один день Ивана Денисовича» ОБЯЗАН придумать другой музыкальный мир, отличный от лагерного. Тогда, скажем, если в лагерной реальности будет «рулить» речитатив, то в реальности «альтернативной» должно быть красивое пение и красивая музыка. Эти два музыкальных мира должны как-то взаимодействовать и в каких-то местах должен быть синтез. С синтезом легче: у Солженицына в тексте есть соответствующие указания и намеки. Труднее всего — с «альтернативной» реальностью. Ее композитор обязан выдумать «с нуля». И именно там должна быть главная музыка. Иначе оперы просто не будет.  

Вторая проблема — музыкальная драматургия. У Солженицына в тексте персонажи совершают очень много телодвижений, но там почти нет действия! Моменты, где есть действие, можно пересчитать по пальцам: ожидание развода, моменты с Цезарем (когда непонятно, кому он даст цигарку и т.д.), обыск в самом конце (когда Шухов прячет ножовку) и, конечно, сцена с Дэром. Кроме последней, остальные моменты очень кратковременны. Тем не менее, очень важно их правильно «омузыкалить»! А эпизод с Дэром настолько важен, что ради него напрашивается сделать бригадира Тюрина вообще молчаливым. Чтобы он молчал всю оперу, а сказал (точнее, спел) только в этой сцене. Еще есть определенное действие, конечно, в конце, когда 104-я бригада обгоняет колонну мехзавода. Но тут другое. Здесь должен быть главным симфонический оркестр, реплики певцов совершенно не важны. Этот эпизод напрашивается сделать симфонической сценой (типа «Полета валькирий»), и он должен находиться в нужном месте. И успех спектакля будет во во многом зависеть от того, удастся ли режиссеру правильно эту сцену решить.

 

В общем, не скажу, что задача написать и поставить оперу «Один день Ивана Денисовича» совершенно неподъемна. Она просто очень трудна. Посмотрим, что нам предложат Александр Чайковский и Пермский театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского во главе с Георгием Исаакяном.

 

 

Комментарии:

noldorsky    Читать все комментарии noldorsky
16.03.2010 11:07

что задача трудна - это да...
только вот ЗАЧЕМ все это делать...
в основу всех более или менее нормальных опер положен либо обобщенный триллер (Моцарт, Верди, Пуччини, Римский-Корсаков, Мусоргский, многое из Чайковского), либо художественное произведение, являющееся органической частью культурного пространства (Фауст, Онегин, оперы Вагнера).
ОДИД как литературное произведение в общем-то в культурном пространстве отсутствует, это скорее МЕМ. Если спросить у среднестатистического человека, читал ли он это, ответ будет "нет, там про лагерь". Если спросить среднестатистического читавшего ответ будет "да, там про лагерь". Подробностей не помнит никто.
Триллером ОДИД тоже не является, там нет никакого сюжета.
Так что вообще говоря, под этим мемом-брендом можно толкнуть все что угодно... например столь любимую мною, так никем до сих пор не написанную "трагическую оперетту", ну или даже комическую... можно ввести любовную линию... можно даже не совсем традиционную... а даже и традиционную тоже можно... например один из героев на самом деле оказывается переодетой женщиной...
а вообще проблема совеременной оперы в отсутствии нормальных сюжетов из современной жизни... надо брать пример с Верди и Пуччини... они брали массовую литературу 19 века и делали шедевры... возьмите Донцову, сделайте комическую оперу, возьмите какой-нибудь эпичный мрачняк про Чечню - и новое Кармен готово, а еще шикарный сюжет - Ходорковский :))) какие арии там можно написать!!! Так и представляется "Да, воровал, но воровали все..." или "Мочить их будем в унитаааааааазе!!!!"


petya    Читать все комментарии petya
16.03.2010 11:19

Опера «Ходорковский» - это ТЕМА!!! :-D))))))))))

Там еще анекдот можно вставить, про то как «опер про всех писать просил»


Шурик
16.03.2010 21:35

Действительно, а зачем писать оперу? Только ради конъюнктуры или "на слабо"? Экранизация инструкции по протирке приборной панели в трех частях? По- моему, искусство должно приносить эстетическое удовольствие не только от противоестественности сочетания формы и сюжета.

Ps Наверное, неудобно ходить с плечиками в пиджаке. Но нужно ли так поступать только потому, что это неудобно.


Rambler's Top100