о музыке:
- П. Куличкин. Концертино для симфонического оркестра
- Теодор Курентзис в Перми, или несколько слов о том, как правильно жарить курицу
- Концерты современной музыки
- «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Несколько слов о музыкальной драматургии оперного спектакля
- Комментарии к «Советам и жизненным правилам музыкантов» Роберта Шумана
- Заупокойный концерт пермских композиторов
- Как правильно играть Шопена?
- Музыкальная прогулка в трех соснах (В.А. Моцарт. «Волшебная флейта»)
- Теория музыки для начинающих. Музыкальный строй
- Теория музыки для начинающих. Учим ноты
- Классика для рок-музыкантов
- «Виновата ли я?» и... сектанты!
- Набор нот на компьютере. Введение в Лилипонд (LilyPond)
- "Под чёрным флагом. Морские истории" (фрагменты)
- НиЗаЧот. Я начинаю ставить двойки
- Симфонические танцы Рахманинова - 3-я часть
- Пермь. Концерт Ильи Гофмана (альт) и Юлии Смирновой (фортепиано)
- Николай Голованов и владимирские рожки
- Рахманиновский аккорд
- Сольфеджио: самостоятельная работа
- К дню рождения Д.Д. Шостаковича
- Сольфеджио. К дню рождения Анатолия Петровича Куличкина
- «Записки ханыги». ПРЕМЬЕРА!!!
- Музыка на стихи Д. Хармса...
о литературе:
- Литература и беллетристика XX века: зачем был нужен твердый знак?
- И.В. Гёте: "Следовательно, выпьем!.."
- Фамилии у Булгакова
- Татьяна Ануфриева. Стихи
- Нецензурные выражения в блогах
- 26 правил русского языка
- Артём Кочарян. Поэт и программист
- Леонид Каганов. Баллада о попиле бабла
- О Томе Сойере
- Поэтический драйв Александра Косарева: арко или пиццикато?
- Поэт кирпичных небоскребов. Стихи Ольги Шестаковой
- Л. Толстой. «Два гусара»
- Л. Толстой. «Казаки»
- Сергей Ларин. Новое поколение отбирают
- Вадим Шефнер. «Совет историку»
- Михаил Булгаков. «Собачье сердце»
- Что такое художественный блог...
- Дневник Даниила Хармса
о кино:
- Кинуха высокой душевности (Про «Царя» П. Лунгина)
- Фрося Бурлакова и 1937-й год
- Вахтанг Кикабидзе: что достоверно?..
- Сталкер по Никите Михалкову
- Служебный роман Э. Рязанова — актерский этюд
- Служебный роман Эльдара Рязанова
- Звездные войны: форма цикла...
- Звездные войны: русское кино?..
о театре:
- Моцарт и Сальери. Зимняя сказка
- Набоков - Чайковский - Шопен - скрипка - рояль - Он - Она - ...- ?
- Пермская опера: "Орфей" Монтеверди
- Пермский ТЮЗ: премьера. Михай Себастиан. Безымянная звезда
фотографии:
- Город осени и православного декаданса
- Анабазис Ек-Бург-НТагил-Невьянск
- Анатолий Зернин. Концерт «В руинах долгостроя»
- Елена Овчинникова. Пущино — Бостон — Сан-Франциско
- Кенигсберг год спустя (фотографии от vladimir and irina)
- Антон Коргатов. Первый день лагеря «Вертоград»
- Марфа Скубенко: "Самое дурацкое что могла найти на просторах интернета"
- Египет и прочее (фотографии от vladimir and irina)
- Куда заканчивается Кама или Пермский Энергетический Шлюз (полный отчет)
- Анатолий Маринин — оперный солист, скрипач и фотограф
- Илья Боронников — фотографии
- Москва. Белорусский вокзал в июле: окрестности
- Москва — город контрастов
- Фотографии из музея-квартиры Е.Ф. Гнесиной
регентам:
- В помощь регенту мужского хора
- Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна
- Форум по музыкально-церковному искусству
- «Воскресение Христово видевше...», глас 7
- О тенорах, квартах и квинтах, а также о смешанном и однородном церковном хоре
- Церковная музыка: регент что-то слышит, певчие почти ничего не могут: что делать?...
- Церковная музыка: мажор или минор?..
- Специфика церковной музыки...
о недвижимости:
- Блог риэлтора. Как рекламировать услуги в сфере недвижимости
- Квартиры в Москве и Московской области (Подмосковье)
- Ипотека: каждый решает сам
- Недвижимость на вторичном рынке
- Агентство недвижимости «Квартирный вопрос» (г. Москва)
обо мне:
- Провал как успех или 2-я ДМШ 25 лет спустя
- Автобиография
- Что я думаю о копирайте
- Содержимое моего бумажника
- Как я познакомился с Робертом Габитовым
- Рок-музыка и авторская песня
- Моим будущим биографам
- Сантехническая притча-2
- О верхних и нижних. Сантехническая притча
- Во саду ли в огороде...
- Затронет ли кризис Россию?..
- Октябрьское утро
- П. Куличкин (то есть я). Осенняя графоманистическая поэма
- Москва. День города
- Мой новый имидж
- Мое местожительство в г. Пущино
- Мой рабочий кабинет и спальня
- Кухня и ванна у меня дома
- Мое рабочее место
- Что находится у меня в рюкзаке
- Фотография от 11 июля...
- Сегодня у меня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!
- Мой Рабочий Стол
- Автоцитата
о жизни вообще:
- Заметки о нас
- От субботы до понедельника
- Баку. Терминал Европа-Азия
- Образование, характер и ретроспектива судьбы
- Искусство борща
- Как пиарить форум?..
- Хамство студентов
- Как восстановить промышленность в России?..
- Как жить дальше?
- Пермь. Комментарии к Алексею Иванову
- Пермский Колизей
- Еда профессионалов
- Школа №112
- Веб-такса Пампа
- Асфальтовый ёж
- Телевизор А.Скрябина
- Свинья в 466-й маршрутке
- Союз политики, бизнеса и искусства
Куличкин Блог
А это http://petya.blogik.org мой другой блог
16.03.2010 08:32
Читать только Пойду в театр...
Пойду в театр...
Сегодня вечером отправляюсь в Пермскую оперу на спектакль «Один день Ивана Денисовича» по опере Александра Чайковского.
Задача предстоит нелегкая. Надобно все внимательно выслушать. Потому как разговоров вокруг полным-полно. Мне неоднократно рекомендовали это посмотреть. И, полагаю, многие ждут, что я что-то скажу по теме.
Здесь вот и возникает гамлетовский вопрос: писать об этом или не писать? И если писать, то куда: сюда или на permnew.ru?..
На первый взгляд, путную оперу сотворить из «Денисовича» крайне трудно. И проблема не в низком качестве первоисточника как литературного произведения.
Проблема №1. Либретто. «Один день» — это почти что сплошной авторский внутренний монолог.
Если подходить к солженицынскому тексту буквально — придется делать монооперу. Тогда непонятно, куда девать симфонический оркестр, солистов, хор и прочее. Достаточно одного певца и ансамбль 5-6 человек с фортепиано. И минимум декораций. Главного героя нарядить в фуфайку, драные брюки — и все. Для такой задачи огромные мощности оперного театра не нужны.
Если подходить к тексту не буквально, либреттисту придется изрядно потрудиться. Из солженицынского текста надо взять все ансамблевые и конфликтные моменты, а внутренние монологи максимально сократить. Обязательно использовать истории о том, как каждый персонаж попал в лагерь. Например, каждую картину можно начинать с разных персонажей. Первую, допустим, с Фетюкова, вторую — с Тюрина, третью — с Гопчика или Павло, четвертую с Шухова. Но этого мало! Например, если Солженицын пишет «Фетюков срок не дотянет», то «не дотянуть» он должен обязательно на сцене. Это закон театра. таких моментов в «Одном дне» великое множество. Значит, необходимо многое досочинить. Необходимо ЦЕЛИКОМ сочинить начало оперы и ее конец. Далее. У Солженицына развязка отсутствует, кульминации нет, завязка «размазана» по разным местам повести, развития нет вообще, а 90% места занимает экспонирование. В общем, адекватное решение найти непросто.
Проблема №2. Музыка.
С этим еще хуже. Пойду выпью стакан чая, а потом продолжу.
Музыкальная проблема распадается на две.
Первая — оперные формы. Здесь, по идее, должно быть хотя бы какое-то разнообразие: арии, дуэты, квартеты, другие ансамбли, хоровые сцены и т.д. Откуда их брать — вопрос. Впрочем, вопрос, скорее, к либреттисту. А вот что в этой опере будут петь — вопрос к композитору. Сплошной речитатив здесь неуместен, это будет невозможно слушать! Можно, конечно, написать пару тройку вокализов, чтобы персонажи пели без слов... Это могло бы стать неплохим решением, но целиком всю оперу на вокализах не построишь. Композитор, который пишет оперу «Один день Ивана Денисовича» ОБЯЗАН придумать другой музыкальный мир, отличный от лагерного. Тогда, скажем, если в лагерной реальности будет «рулить» речитатив, то в реальности «альтернативной» должно быть красивое пение и красивая музыка. Эти два музыкальных мира должны как-то взаимодействовать и в каких-то местах должен быть синтез. С синтезом легче: у Солженицына в тексте есть соответствующие указания и намеки. Труднее всего — с «альтернативной» реальностью. Ее композитор обязан выдумать «с нуля». И именно там должна быть главная музыка. Иначе оперы просто не будет.
Вторая проблема — музыкальная драматургия. У Солженицына в тексте персонажи совершают очень много телодвижений, но там почти нет действия! Моменты, где есть действие, можно пересчитать по пальцам: ожидание развода, моменты с Цезарем (когда непонятно, кому он даст цигарку и т.д.), обыск в самом конце (когда Шухов прячет ножовку) и, конечно, сцена с Дэром. Кроме последней, остальные моменты очень кратковременны. Тем не менее, очень важно их правильно «омузыкалить»! А эпизод с Дэром настолько важен, что ради него напрашивается сделать бригадира Тюрина вообще молчаливым. Чтобы он молчал всю оперу, а сказал (точнее, спел) только в этой сцене. Еще есть определенное действие, конечно, в конце, когда 104-я бригада обгоняет колонну мехзавода. Но тут другое. Здесь должен быть главным симфонический оркестр, реплики певцов совершенно не важны. Этот эпизод напрашивается сделать симфонической сценой (типа «Полета валькирий»), и он должен находиться в нужном месте. И успех спектакля будет во во многом зависеть от того, удастся ли режиссеру правильно эту сцену решить.
В общем, не скажу, что задача написать и поставить оперу «Один день Ивана Денисовича» совершенно неподъемна. Она просто очень трудна. Посмотрим, что нам предложат Александр Чайковский и Пермский театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского во главе с Георгием Исаакяном.
Комментарии:
noldorsky Читать все комментарии noldorsky
16.03.2010 11:07
что задача трудна - это да...
только вот ЗАЧЕМ все это делать...
в основу всех более или менее нормальных опер положен либо обобщенный триллер (Моцарт, Верди, Пуччини, Римский-Корсаков, Мусоргский, многое из Чайковского), либо художественное произведение, являющееся органической частью культурного пространства (Фауст, Онегин, оперы Вагнера).
ОДИД как литературное произведение в общем-то в культурном пространстве отсутствует, это скорее МЕМ. Если спросить у среднестатистического человека, читал ли он это, ответ будет "нет, там про лагерь". Если спросить среднестатистического читавшего ответ будет "да, там про лагерь". Подробностей не помнит никто.
Триллером ОДИД тоже не является, там нет никакого сюжета.
Так что вообще говоря, под этим мемом-брендом можно толкнуть все что угодно... например столь любимую мною, так никем до сих пор не написанную "трагическую оперетту", ну или даже комическую... можно ввести любовную линию... можно даже не совсем традиционную... а даже и традиционную тоже можно... например один из героев на самом деле оказывается переодетой женщиной...
а вообще проблема совеременной оперы в отсутствии нормальных сюжетов из современной жизни... надо брать пример с Верди и Пуччини... они брали массовую литературу 19 века и делали шедевры... возьмите Донцову, сделайте комическую оперу, возьмите какой-нибудь эпичный мрачняк про Чечню - и новое Кармен готово, а еще шикарный сюжет - Ходорковский :))) какие арии там можно написать!!! Так и представляется "Да, воровал, но воровали все..." или "Мочить их будем в унитаааааааазе!!!!"
petya Читать все комментарии petya
16.03.2010 11:19
Опера «Ходорковский» - это ТЕМА!!! :-D))))))))))
Там еще анекдот можно вставить, про то как «опер про всех писать просил»
Шурик
16.03.2010 21:35
Действительно, а зачем писать оперу? Только ради конъюнктуры или "на слабо"? Экранизация инструкции по протирке приборной панели в трех частях? По- моему, искусство должно приносить эстетическое удовольствие не только от противоестественности сочетания формы и сюжета.
Ps Наверное, неудобно ходить с плечиками в пиджаке. Но нужно ли так поступать только потому, что это неудобно.