Куличкин Блог


21.06.2010 21:22
Читать только Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна


Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна

куличкин

А сейчас я расскажу о том, как можно очень быстро создать хороший церковный хор «с нуля». Для этого не нужно ни денег, ни особого музыкального образования. Полгода подпевать какому-нибудь уже сложившемуся хору тоже не нужно. Необходимо лишь то, чтобы служащий священник смог спеть молебен сам. Тогда задавать тон на молебне тоже не нужно. От регента требуется тоже самый минимум: знание нот и хоть какой-то музыкальный слух. Тогда хор сформируется очень быстро и почти автоматически. Конечно, здесь есть некоторые тонкости. О них и пойдет речь.

Но для начала пару слов о том, чего мы здесь не коснемся. В последнюю очередь в любительский хор следует добавлять теноровую партию. Это самая нетривиальная задача, о которой необходим отдельный разговор. В предпоследнюю очередь добавляется бас. Если два верхних женских голоса достаточно устойчивы, бас добавить не так уж трудно. Особенно если упомянутый в прошлом абзаце батюшка знает не только второй голос, но и басовую партию. Основная проблема в том, чтобы выучили свои партии именно верхние голоса. О них мы и поговорим.

Обычно в клиросных ансамблях партии учат самым примитивным способом: подпевают тем, кто уже их знает. Это медленно, долго и неэффективно. Другие способы, как правило, не проходят, потому что песнопений очень много, а закономерности обобщить трудно. Но трудно не значит невозможно. Немного терпения, и через пару абзацев мы легко справимся с задачей, которая многим кажется совершенно неразрешимой.

Кое-какие закономерности все же были найдены. Хоровой дирижер и регент Николай Данилин (хор под его руководством исполнил премьеру «Всенощной» Рахманинова) говорил о том, что певцов нужно обучить лишь двум вещам: пению малой секунды вниз и большой секунды вверх. Действительно, это две существенных трудности: в обоих случаях хор склонен петь ниже, чем следует. А если петь в таких случаях с некоторой тенденцией к повышению, хор избавится от очень большого числа проблем.

И все же это не самый эффективный путь. Решением проблемы точного пения (или, как еще говорят, «правильного интонирования») в самом общем случае занимается дисциплина под названием «сольфеджио». А правильный подход, который сформулировал мой дядя Анатолий Петрович Куличкин, заключается в развитии абсолютного слышания ступеней относительно главного устоя — I-й ступени. Для человека, освоившего методику А.П. Куличкина, достаточно услышать одну лишь первую ступень, чтобы спеть любую из 17 ступеней мажора или минора (17 — потому что повышенные и пониженные ступени, в общем случае, отличаются). По такой методике целесообразно учить профессиональных музыкантов. 

В современном церковном обиходе ситуация гораздо проще. Все 17 ступеней, как правило, не используются. Но принцип от этого не меняется! Запоминать следует именно абсолютную высоту ступеней относительно главной, I-й ступени. Отдельно в мажоре, отдельно в миноре. Почему так? Очень просто: песнопений много, звуковых последовательностей чуть меньше, но тоже очень много, а ступеней в основном используется всего четырнадцать: семь в мажоре и семь в миноре (в большинстве случаев минорная тональность на большую секунду выше, чем соответствующий мажор, как это повелось еще со времен Дилецкого):

Ступени, использующиеся в последовании общего молебна

Ступени, использующиеся в последовании общего молебна 

 

Если их выучить, со всем остальным проблем не будет. И проще всего это сделать, если петь общий молебен одновременно со священником, который знает второй голос. Мало того: в последовании общего молебна сконцентрированы еще и основные «попевочные» трудности церковного обихода. 

Теперь, наконец, перейдем к конкретике. Последование общего молебна можно условно разбить на 12 музыкальных элементов:

 Последование общего молебна

Последование общего молебна

Последование общего молебна

Последование общего молебна

Последование общего молебна

Последование общего молебна

Последование общего молебна

Последование общего молебна

Последование общего молебна

Последование общего молебна

Последование общего молебнаПоследование общего молебна

Последование общего молебна. 12 музыкальных элементов 

 

Работу необходимо вести одновременно в двух направлениях:

  1. Сначала учим более простые элементы, затем — более сложные;
  2. Сначала учим второй голос, затем выстраиваем первый относительно второго и поем на два голоса.

Второй голос является главным. Поэтому большинство должно петь именно его. Первый голос учат те, кто уже выучили второй (наиболее продвинутые). А те, которые поют второй, как-нибудь при случае должны со временем выучить и первый. Это впоследствии пригодится. При малейших «накладках» первый голос убираем, и все вместе поем второй.

При разучивании элементов встречаются три разновидности трудностей. Это появление новых ступеней, пение знакомых ступеней в в непривычном порядке, переход из мажора в минор и обратно (смена I-й ступени). Порядок разучивания элементов напрашивается следующий: 1, 5, 3, 8, 6, 12, 9, 4, 10, 2, 7, 11. В заключение, пожалуй, можно сказать несколько слов о задачах, которые решаются при разучивании каждого элемента.

Последование общего молебна

Первый элемент. Учимся брать тон. Запоминаем первую ступень. Учимся строить 3-ю ступень относительно первой.

NB! Все ступени мажора (кроме первой) и  II, IV, V и VII ступени минора необходимо интонировать с тенденцией к повышению. III и VI ступени минора — наоборот, с тенденцией к понижению.

Последование общего молебна 

Учим VII ступень и II ступень. Запоминаем их. Наиболее продвинутые разучивают еще и IV ступень. Отмечаем, что II ступень у вторых голосов и II ступень у первых голосов — один и тот же звук.

Последование общего молебна 

Учимся петь II и III ступень в самой неудобной последовательности (при движении вверх). Это одно из самых трудных мест в молебне. Но оно и «подстраховано» тем, что прежде хора те же запевы поет священник, с которого можно скопировать правильное интонирование попевки. Первые голоса разучивают еще и V ступень. 

Последование общего молебна 

Те же самые ступени, что и в предыдущем примере, но уже без посторонней помощи. В последнем "Господи помилуй" добавляется уже известная VII ступень, уже пройденная ранее (элемент 5).

Последование общего молебна 

Добавляем IV ступень для вторых голосов (первые осваивают дополнительно VI ступень). Дополнительная трудность — II и IV ступени подряд, без III между ними. 

Последование общего молебна

Те же ступени, что и в предыдущем случае, но вместе с VII ступенью. Скачок III — I — IV (для первых голосов дополнительно V — III — VI). 

 Последование общего молебна

Добавляем VI ступень. На данном этапе первые голоса уже знакомы со всеми основными ступенями мажора, а вторые пока еще не знакомы с V ступенью.

Последование общего молебна 

Осваиваем переход из мажора в «верхний» минор. Сам переход осуществляет священник, а наша задача — услышать новую I ступень. Первые голоса, помимо этого, осваивают III ступень в миноре.

 Последование общего молебна

А здесь — мы уже сами осуществляем переход.

 Последование общего молебна

Переход нам здесь делать не нужно, достаточно услышать новую первую ступень. Главная задача — освоение III ступени в миноре. Все остальное уже знакомо.

 Последование общего молебна

Осваиваем возврат из минора в мажор. Все остальное знакомо и уже очень легко.

 Последование общего молебна 

Суммируем трудности предыдущих трех элементов: переход в минор, III ступень в миноре, возврат обратно в мажор. Первые голоса, помимо этого, осваивают VI ступень в миноре.

Если вы аккуратно доучили до этого места и запомнили используемые ступени, большинство трудностей обихода вам уже не страшны. Можно переходить к изучению гласов. 

 

Показать комментарии (0)



21.06.2010 16:03
Читать только Отключил телевизор


Отключил телевизор

куличкин

Во время матча Португалия — КНДР решил отключить телевизор. Иначе так можно все лето потерять. 

 

Показать комментарии (4)



17.06.2010 16:59
Читать только Раздаю долги...


Раздаю долги...

куличкин

Обещанные больше года назад Сергею Ларину фотогалереи на его сайте почти готовы. Осталось лишь их включить.

Сайты пущинского храма Архангела Михаила и форум Регент .К, наконец, внесены в каталог портала kulichkin.ru.

Можно пойти заслуженно поужинать :-)) 

 

Показать комментарии (0)



16.06.2010 14:38
Читать только Написал статью...


Написал статью...

куличкин

Можно немного и отдохнуть.

А потом и  еще что-нибудь сделать, пожалуй.

 

Показать комментарии (0)



12.06.2010 19:53
Читать только Что я думаю о реальных делах


Что я думаю о реальных делах

куличкин

Как мне надоело писать!!!!

Написать — не значит создать. В общем случае. Когда написание соответствует созданию, это мне не надоело.

Но вот методические вопросы уже ВОТ ГДЕ сидят. Явно необходимы люди, которые будут записывать мои гениальные мысли. Или не очень гениальные. Или даже совсем дурацкие. Кому это сейчас важно?! Но люди такие нужны. Прочитал доклад — ррррраз!.. — и текст его уже есть. Конечно, он все равно, по сути, сырой будет. Но править — не заново писать. Прочитал курс лекций — рррраз!.. — они записаны и можно издавать.

В этом плане блоги и форумы, кстати, очень эффективны. Когда что-то объясняешь в письменной форме, кратко — это сразу остается где надо. А расшифровать уже каждый сможет сам. Если он не совсем идиот.

Тогда я бы мог заняться большим количеством других дел. Более интересных для меня и полезных для других. Так что, если кто хочет — подумайте :-).

 

Показать комментарии (6)



11.06.2010 12:07
Читать только Заупокойный концерт пермских композиторов


Заупокойный концерт пермских композиторов

погладь кота!..

Вчера это было, в Дягилевке. Вчера же только я об этом концерте узнал. Это оказалось неплохо, потому что там Наталья Кириллова и Виталий Коваленко спели-сыграли мой «Букет» на стихи Варлама Шаламова. Еще в концерте участвовала виолончелистка Елена Туева и пианистки Татьяна Прощайло, Марина Окуневич, Ольга Соколова и Галина Нелюбина.

Наиболее глобально — полноценными вокальными циклами — были представлены о. Игорь Ануфриев, Валерий Грунер и Дмитрий Батин. Фортепианная «История, готовая повториться» и вокально-фортепианные «Песни осени» Грунера в сочетании с «Эпитафией» для виолончели и фортепиано Льва Горбунова задали похоронно-заупокойный настрой, который отчасти поддержало фортепианное же «Воспоминание» Оксаны Изотовой (которое, к счастью, оказалось коротким). В ту же тему, но, как говорят, «только в профиль» сработал и батинский цикл «Пять оттенков розы» на стихи Александра Володеева. Справедливости ради надо отметить, что мой опус, мягко говоря, тоже не отличался раблезианским жизнелюбием. 

Мимо («похоронной») кассы попали Токката Горбунова да шестиручная фортепианола Игоря Машукова, озаглавленная «В пермском зверином стиле». Вокальный цикл отца Игоря Ануфриева на стихи Д. Самойлова внешне звучал оптимистично, но совершенно ясно выходило, что в этом мире настолько хорошо не бывает.

Центральной фигурой концерта стал основатель пермской композиторской школы Михаил Козлов, который, к сожалению, из-за болезни все реже нас радует своим появлением на сцене. Фортепианную пьесу «Белый пароход» и «Колыбельную батюшке» для голоса с фортепиано (памяти отца, на собственные стихи) он исполнил сам. Его выступление можно охарактеризовать как «гениальность в миллиметре от провала». Обычный человек на его месте не рискнул бы даже сесть за рояль, а не то что исполнять виртуозные пьесы и, тем более, играть и петь одновременно. Но обычные люди и не создают композиторских школ! К сказанному можно добавить, что исполнителям сочинений Михаила Козлова не помешало бы перенять у автора продемонстрированную им вчера выразительность. Потому что его исполнение, несмотря на заметные даже невооруженным ухом несовершенства, в музыкальном плане было точнее всех. 

В остальном у всех присутствующих преобладало «летнее» настроение. Как у отсутствующих 70% зрителей, которые уже уехали в отпуска и на дачи, так и у исполнителей, желание которых поскорее присоединиться к первым иногда становилось очевидным. Тем не менее, концерт прошел в доброжелательной атмосфере полного взаимопонимания и единения, чему в немалой степени способствовала ведущая концерта Ольга Качалина. Присутствовавшие авторы получили по гвоздике и афише недавно прошедшего абонемента «Пермские композиторы — детям». 

 

Показать комментарии (1)



09.06.2010 18:38
Читать только Концерт Новосибирского симфонического оркестра


Концерт Новосибирского симфонического оркестра

куличкин

Вчера был на концерте (рецензия здесь).  

Конечно, я понимал, что Новосибирск очень музыкальный город, но не представлял, что настолько. Спивакову близко так не сыграть. Думаю даже, что ни Федосеев, ни Плетнев, ни Симонов, ни Рудин, ни Понькин, ни Горенштейн так продирижировать бы не смогли.

Жаль, что в Перми такого оркестра сейчас нет и еще долго не будет. Какой оркестр без концертного зала? Органный зал Пермской филармонии слишком маленький, Большой зал (КДЦ) — тоже невелик. В Оперном театре зал побольше, но и туда 107 человек оркестра не поместятся. А ведь надо, чтобы еще помещался хор с солистами, если говорить серьезно!

Кроме того, в КДЦ очень глухая акустика. Вся оркестровая педаль уходит в портьеры.

А без симфонического оркестра нормального состава (в 107 человек), который регулярно играет симфонические программы, разговоры о том, что Пермь какая-то там культурная столица, попросту не прокатят. Будет полноценный концертный зал, можно собрать полноценный оркестр. Будет полноценный симфонический оркестр, можно открывать консерваторию. А до этого времени можно смело разводить пчел.

 

Показать комментарии (1)



07.06.2010 20:44
Читать только В Скайпе исправили глюк. Наконец-то!!!


В Скайпе исправили глюк. Наконец-то!!!

куличкин

В Скайпе под Линукс версии 2.0 была проблема со звуком. В Ubuntu 9.04 и 9.10 после просмотра видео из Интернета (ВКонтакте или на YouTube) звук в Skype отключался и никак не хотел обратно включаться. Это лечилось только перезапуском Firefox или Google-Chrome. 

Сейчас после просмотра видеороликов Скайп 2.1 работает нормально.

:-)))))))))))))))))))))))))))) 

 

Показать комментарии (0)



07.06.2010 17:14
Читать только Ubuntu 10.04 + xmonad


Ubuntu 10.04 + xmonad

куличкин

После обновления с 9.10 все заработало. В xmonad есть странный глюк, который еще остался со времен 9.10. Это фон экрана и курсор. Если в Хмонад переходить из Гнома после смены пользователя, то все путем. А если перезагружаться и попадать сразу в xmonad, то фоном будет скриншот последнего закрытого (или открытого) окна. Глюк безобидный. Тоже самое и с курсором. Вместо обычной стрелки появляется старолинуксовый крестик. 

Из менее приятного — не работает чат в Скайпе 2.0. Но можно обновить Скайп до 2.1. Там, вроде, все нормально.

 

Показать комментарии (0)



06.06.2010 20:16
Читать только 33


33

куличкин

Два года назад я опубликовал список, в котором были перечислены мои пожелания по поводу подарков на день рождения. События последних двух лет все больше убеждают меня в абсурдности подарков как таковых. Почему?

Очень просто. Предположим, вы ездите на Мерседесе, а на день рождения вам дарят новую Ладу Калину. Вы окажетесь в странном положении по отношению к дарителю. Продать невежливо, ездить неудобно, а то и опасно. Что делать? Неизвестно. 

В подарках на день рождения есть два важных момента: внимание к человеку и добровольное пожертвование. И первое, и второе, как известно, не измеряется в абсолютных величинах. Иные люди могут без ущерба для себя сделать очень дорогой подарок, а иным и 1000 рублей может сильно ударить по карману. Это всем понятно уже давно. Теперь о внимании. Одно дело — просто помнить о дне рождения того или иного человека, другое дело — когда ты ежедневно открываешь ВКонтакте, Одноклассников и Скайп, в которых выскакивают уведомления об этих днях. Конечно, не полениться набрать на клавиатуре «Поздравляю с днем рождения!» — это тоже факт внимания. И, кстати, тоже определенная жертва, поскольку на набор на клавиатуре надо потратить собственное драгоценное время.

Но вот с «вещественными» подарками с годами становится все труднее. Как в анекдоте:

 

— Что будем дарить?

— Давай подарим книгу!

— Зачем?! У него ведь уже есть книга...

 

Чтобы сделать хороший подарок, который будет действительно нужен вашему адресату, надо его, как минимум, хорошо знать. Причем знать достаточно глубоко. Иначе вас ждет неминуемое фиаско, если только юбиляр не считает, что лучший подарок — тот, который совершенствует его смирение. И даже в этом случае можно ошибиться. 

Тем не менее, традиция дарить не достаточно хорошо знакомым людям бесполезные подарки существует достаточно давно. Эта традиция очень разрушительна, поскольку материальные и духовные силы дарителя и одаряемого уходят в пустоту. Вот уж действительно «лучше отдавать, чем получать»! Отдавая, ты делаешь себе прививку от жадности, плюшкинизма и возможных будущих переживаний по поводу материальных потерь (если таковые вдруг настанут). А что приобретает тот, кто получил подарок? Бесполезную и ни на что не годную вещь, которую нельзя ни выбросить, ни подарить кому-то еще? А накопление бесполезных и ненужных вещей — это и есть самый натуральный вирус плюшкинизма. Единственная польза для получателя подарка заключается в информации о дарителе. Поскольку последний-то считает, что подаренная вещь вам действительно нужна. А как правило, все подарки как таковые, в лучшем случае, бесполезны, а в худшем — вредны. И сделать с этим ничего нельзя. Единственное, что может сделать получивший такой подарок — не ответить злом на зло. Это зафиксировано в народной мудрости: «дареному коню в зубы не смотрят». Но если вам что-то действительно очень нужно, а вместо этого вы получаете на день рождения гору бесполезных подарков — такая ситуация может оказаться непростым испытанием.

Поэтому прежде чем что-то дарить, лучше десять раз подумать: может лучше все-таки и не дарить ничего. В большинстве случаев простого поздравления на словах более чем достаточно. А в выборе подарка вы обязательно ошибетесь, можете не сомневаться. Если только у вас не гениальная интуиция. Впрочем, есть еще три типа людей, для которых шансы выбрать правильный подарок довольно высоки:

 

  1. Жена
  2. Близкие друзья
  3. Родители (для детей до подросткового возраста)

 

Ну и, конечно, муж для жены всегда способен выбрать правильный подарок (если только он не глухой), поскольку женщины обычно высказывают свои желания в более явной форме. 

Во всех остальных случаях надо обязательно как можно точнее узнавать, что юбиляру действительно необходимо.

 

 

Показать комментарии (0)



Rambler's Top100