Куличкин Блог


02.12.2009 12:30
Читать только Вот и настал декабрь...


Вот и настал декабрь...

куличкин

Собственно...

Пока что продолжаю литературный отдых после http://permnew.ru/news?post_id=2033 (не вынесла душа поэта...) и http://permnew.ru/news?post_id=2067.

Не завести ли еще один Kulichkin Blog, на английском языке?..

 

Показать комментарии (0)



27.11.2009 21:00
Читать только Трудный день выдался...


Трудный день выдался...

погладь кота!..

Хотите верьте, хотите нет, но сегодня занимался только одним делом: писал статью. Вопрос принципиальный, и статья далась непросто...

 

Показать комментарии (0)



26.11.2009 12:42
Читать только Еще раз про «Царя»


Еще раз про «Царя»

куличкин

Фрагмент разговора протоиерея Всеволода Чаплина и Андрея Быстрицкого в эфире программы «О главном», посвященный фильму «Царь».

Быстрицкий: В первой половине нашей программы мы говорили больше о светском, а что, с вашей точки зрения, такое существенное случилось недавно?

Чаплин: Очень много интересных дискуссий сейчас идет в церковной и околоцерковной среде, мы уже сегодня поднимали некоторые из этих тем - это смертная казнь, это ювенальная юстиция. Но, пожалуй, наиболее глубоко обсуждается фильм «Царь» - фильм, по поводу которого было много разных оценок и в светской прессе, и в церковной прессе, и в Интернете, в светском и церковном Интернете. Оценки самые полярные. Одни говорят, что фильм глупый и никчемный, другие говорят, что фильм очень серьезный. Одни очень сильно за этот фильм, другие сильно против. Мне кажется, что фильм действительно все-таки серьезный. Он мало того, что поднимает те проблемы, которые лежат на поверхности, - это отношение церкви и власти, это отношение высшего церковного иерарха и первого лица в государстве, которые в России были разными, в том числе были и сложными, но есть еще одна проблема, которую этот фильм ставит, по-моему, очень серьезно, не отвечая, между прочим, на нее: можно ли ради блага государства жертвовать человеческими жизнями. Там есть несколько эпизодов, в которых явно идет спор между интерпретацией царя Ивана Грозного и интерпретацией митрополита  Филиппа по сценарию господина Лунгина  (я совершенно не уверен, что царь и митрополит Филипп полностью соответствует этим интерпретациям), но интерпретации спорят друг с другом. Царь через Малюту Скуратова просит благословения  на новгородский поход...  Митрополит отказывает в этом благословении, то есть отказывает в том, чтобы благословить людей на битву, на пролитие крови ради того, чтобы укрепилось  государство. Я не уверен, что реальный митрополит Филипп так бы поступил.

Ну, не будем говорить об исторических персонажах в их чистом виде,  а об этих интерпретациях. Митрополит Филипп представлен как настоящий пацифист. Он не одобряет любую кровь, он выступает против того, чтобы как-либо жертвовалась человеческая жизнь и свобода ради процветания государства, которое, между прочим, воспринималось тогда в России и отчасти воспринимается сегодня как достойная жертва хотя бы потому, что оно хранит истинную веру, а те, кто воюет с ним, естественно, речь идет не об агрессии, речь не идет о том, что кто-то по своей прихоти убивает людей, а вот, отвечая на агрессию, он идет на жертвы людьми из своего народа и из чужих народов, именно потому, что в случае победы неприятеля есть опасность изменения веры. Там поляки участвуют, участвуют мусульмане в сражениях. Вот вопрос, оставленный в фильме без ответа, но вопрос очень серьезный: что выше - в любом случае выше человеческая жизнь или выше интересы защиты государства, расширение его влияния, возможность сохранения его свободы внутренней, духовной свободы, возможность сохранения  веры перед лицом тех, кто хочет ее силой изменить.

Быстрицкий: Тут такая штука, значит. Мне кажется, что, во-первых, если мы говорим о фильме Павла Лунгина, надо говорить о фильме целиком, а не только о персонажах. Лунгин, бесспорно, человек умный и хороший режиссер, он снимал фильм, который сам по себе является своего рода вопросом.

Чаплин: Я должен сказать, что Лунгин очень хорошо умеет находить темы, которые тут же начинают ....

Быстрицкий: Да, я с вами согласен. Вот смотрите. Он нашел эту тему, спора с этим нет. Но самое главное, что он сделал, - он дал нам разных персонажей, создал с ними диалог, и вы совершенно справедливо говорите, что Филипп выглядит практически пацифистом. Не совсем на самом деле пацифистом. В начале фильма, скажем, в первой половине он не такой уж пацифист, он является только последователем, во всяком случае в этом. Другое дело, что его-то пацифизм и его такая радикалистская точка зрения усиливается после, (исторически это не совсем так все), некоего поражения под Полоцком, когда обходят город. И государь, царь совершает казни, убивает несчастных воевод. Филипп видит пытки и жестокость.

Чаплин: Это спорно само по себе.

Быстрицкий: Дело не в этом. Мы совершенно ясно с вами понимаем, что это не историческое кино. Действительно, вопрос, который вы задали, очень важен. Но вот, сколь я, понимаю в христианстве, особенно, я бы сказал, в раннем христианстве существует очень важная точка зрения, что, собственно говоря, что вера, конечно, верой, соблюдать надо, но вообще люди должны прекратить убивать друг друга.

Чаплин: Но как же? Люди шли на муки ради веры, они могли бы спокойно жить, отрекаясь от своей веры, принеся на самом деле чисто формальное....

Быстрицкий: Они распоряжались своей верой, а не чужой.

Чаплин: Подождите. Пастыри звали на мученичество целые семьи, включая маленьких детей.

Быстрицкий: Звали, а не гнали под угрозой смерти.

Чаплин: Не гнали.

Быстрицкий: Видите, это очень большая разница. Когда я говорю, послушайте, давайте будем мученически стоять за нашу веру и лучше умрем, чем лучше от нее отступимся. Хорошо понимаю. Но когда я говорю, вот возьмите ружье и идите и убейте за веру. Это немножко разные вещи. Это не совсем одно и то же, это немножко разная логика.

 

 

Показать комментарии (5)



25.11.2009 10:50
Читать только Кинуха высокой душевности (Про «Царя» П. Лунгина)


Кинуха высокой душевности (Про «Царя» П. Лунгина)

куличкин

noldorsky прислал рецензию на фильм Павла Лунгина по сценарию Алексей Иванова «Царь» («Иван Грозный и митрополит Филипп»):

Про "Царя" вчера посмотрел... Не сказал бы, что фильм гениален, но ничего лучше в нашем кинематографе за последние годы я не видел.

Как всегда, критики пишут полную ахинею. Главное чего добился Лунгин — это собственное понимание и смирение как личный итог невнятного "Острова"... Лунгин, наконец, понял, что он, к сожалению, не Тарковский, чтобы снять нового "Рублева", но, к счастью, и не Балабанов, чтобы сколотить очередной груз 200, и тогда, отбросив мысли о "кине о Вечной России", он снял просто КИНО с качественным сценарием (хоть и урезанным, за что Иванов обиделся, но тут нужно было свои силы сознавать), качественной режиссурой, прекрасными актерами (прощальный поклон Янковского, вновь сыгравшего Мюнхаузена, жестокое юродство Мамонова, так соотносящееся с натурой Иоанна, а еще Кузнецов, Домогаров, Охлобыстин), великолепной музыкальной темой...

Еще раз повторюсь: фильм не о Вечной России, героев вполне можно переименовать и получилась бы история Генриха и Томаса Мора. Или Имепратора Палпатина и Люка Скайуокера. Фильм о власти и о людях, которые могут сказать НЕТ этой власти.

Ну и о критике, которая, как известно, бывает либеральной и реакционной, так уж издревле повелось! Либералы вяло говорят о заштампованности, но возникает ощущение, что видели они фильм в пересказе.

У реакционеров, необоснованно именующих себя "патриотами" (а попросту, обыкновенных фашистов) аргументация побогаче: дескать, Расею-матушку грязью облили, да очередного эффективного менеджера АбЫдели. Так, один из наиболее ярых почитателей обоих И.В. (oper.ru) еще перед фильмом предложил почитать книгу Р. Скрыльникова о Грозном, дескать, там ПРАВДА, а в вашем фильме явно брехня будет, и, посмотрев фильм, обозвал его пасквилем и ушатом грязи. Книжку я прочитал, книжка и вправду хорошая. Правда главгерой там — ну точь в точь Мамоновский персонаж (!), хотя настоящий-то куда больше гадостей наворотил... В общем диагноз очевиден: ФГМ в тяжелой форме.

Обвинения в натуралистичности и кровавости не выдерживают никакой критики. Тут все как раз снято не для вызывания омерзения, а для осознания трагедии: здесь все-таки "искусство как Божественная Игра" по Набокову, а не криминальная хроника а ля "Страсти Христовы" или Ларс "наше все" Триер. В общем, на удивление чистый, и светлый фильм...

 

Показать комментарии (7)



24.11.2009 17:00
Читать только О престиже профессии музыканта в Пермском крае


О престиже профессии музыканта в Пермском крае

куличкин

Час назад об этому разговаривали в буфете Пермского музыкального колледжа с Максом, Людмилой Юрьевной Беляевой, Татьяной Викторовной Манцириной и Ольгой Сергеевной Ильиных.

Странно, что престиж профессии довольно часто ассоциируется с деньгами. Это не верно. В конце 1990-х профессия госчиновника была крайне престижной, но не денежной. Во второй половине 2000-х чиновники стали зарабатывать больше бизнесменов. Отсюда эрго.

Кроме того, музыкант — это всегда музыкант. Здесь дело убеждений. Казалось бы, чего проще — найти этих людей с убеждениями?

И еще. Как 10-15 лет назад, так и сейчас успехом для студента Музучилища/Музколледжа считается поступление в Москву. Это большая стратегическая ошибка. Тот, кто уезжает в Москву, почти наверняка потерян для Перми. Раньше было не всегда так, а теперь это так. Поэтому происходит то, чего не должно быть: детей учат не лучшие, а средние (если считать, что худшие уходят из музыки).

Если эти проблемы осознать — решения найти легко. Они лежат на поверхности.

 

Показать комментарии (1)



23.11.2009 12:36
Читать только Премьеры пермских композиторов


Премьеры пермских композиторов

погладь кота!..

Два часа назад разослал этот релиз по пермским СМИ (но на prm.ru отправить не смог, т.к. на их сайте не указан их собственный E-mail). Теперь пришло время разместить его здесь. Добавлю только две детали:

  1. Релиз написал я. Может показаться, что не вполне скромно, но заявленные комплименты я отношу не к себе;
  2. Наш концерт совпадает по времени с концертом Национального филармонического оркестра России п/р В. Спивакова. Только мы будем в Оперном театре, а Спиваков — в Большом зале Пермской филармонии.

Теперь, собственно, сам текст релиза:

 

Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского

Пермское отделение Союза композиторов России


28 ноября в 19.00

Концерт симфонической музыки

ПРЕМЬЕРЫ ПЕРМСКИХ КОМПОЗИТОРОВ


  • И.В. Ануфриев. Симфония «Звоны и песнопения» для солистов, хора и оркестра
  • Е.И. Кудряшова. «Помилуй мя...» для симфонического оркестра
  • П.А. Куличкин. Концертино для симфонического оркестра
  •  И.Е. Машуков. «Бог, водами носимый» из кантаты «Деревянные боги» для солистов, хора и оркестра на стихи В. Хлебникова и Я. Полонского
  • Н.В. Широков. «Процесс» (10 эпизодов по роману Ф. Кафки) для симфонического оркестра

Симфонический оркестр и хор театра. Хормейстер Владимир Никитенков. Дирижер Валерий Платонов


Вниманию пермских слушателей предлагается уникальный концерт. Заявленные в программе сочинения прозвучат в Перми всего один раз, первый и последний. Почему? Ответ давно известен: ни один пророк не принимается в своем Отечестве.

За 15 лет своего существования Пермская композиторская школа заслужила признание и авторитет. Музыка пермских композиторов исполняется как в нашей стране, так и за рубежом, ее высоко оценивают выдающиеся музыканты (среди которых достаточно назвать французского композитора Оливье Мессиана (1908-92)). В то же время, пермская композиторская школа всегда отличалась особой заботой о слушателе. Сочинения пермской школы, несмотря на непривычные созвучия, доходчивы. Потому что музыка пермских композиторов — всегда живая и настоящая.

Так почему же она так редко звучит в родной Перми? Почему за прошедшие 20 лет на сцене Пермского оперного был поставлен лишь один пермский балет («Холодное сердце» И. Ануфриева), а пермских опер не было поставлено вовсе? Почему грядущий концерт, скорее всего, окажется единственным в своем роде?

На эти вопросы отвечать вам, дорогие слушатели...

Понятно, что музыка Моцарта в виде «полифонической мелодии» на мобильном телефоне перестает быть музыкой и становится «музыкальной жвачкой». Такая жвачка постепенно залепляет уши, и нам уже труднее адекватно воспринимать симфонии Моцарта в условиях симфонического концерта. Однако «полифонические мелодии» не так страшны в мобильном телефоне. Гораздо хуже, когда «полифонические мелодии» подаются в виде жвачки прямо на симфоническом концерте. Когда некогда перспективные музыканты, а ныне вышедшие в тираж и не по заслугам разрекламированные «бренды» кормят неискушенных слушателей звуковой отравой, «снимая» финансовые «сливки» с провинциальных филармоний и музыкальных театров. Поэтому посредственное исполнение всем известных «Времен года» Вивальди ничем не лучше, чем «самый отборный» музыкальный «авангард», который нормальный человек не может слушать без содрогания. Не все, что звучит на симфонических концертах - музыкально, и качество музыки не определяется ценой билета!

Тайна музыки в том, что она развивается только благодаря современным композиторам. Классикой становится лишь то, что некогда было одновременно и современным, и музыкальным. Сегодня у пермских любителей музыки есть уникальная возможность прикоснуться к живой музыкальной истории (к слову сказать, за очень небольшие деньги). Советуем вам воспользоваться такой возможностью.

 

 

Показать комментарии (1)



22.11.2009 19:47
Читать только Пора все-таки написать еще о теории музыки...


Пора все-таки написать еще о теории музыки...

куличкин

Пора все-таки выполнить обещание и написать очередную историю о теории музыки...

Поэтому пока что я анонсирую этот факт. Почему нот всего семь, а полутонов 12, откуда берутся, диезы и бемоли, интервалы и аккорды... — я уже писал. В следующей публикации речь пойдет о том, чем отличается равномерно-темперированный строй от структуры MIDI-файла.

Ну и можно подробнее поговорить об аккордах, пожалуй... А там, где аккорды — там и мажор с минором. Пришло время прямо сказать, откуда они взялись.

Но это не сейчас. Возможно, завтра. Есть такая надежда.

 

 

Показать комментарии (0)



18.11.2009 11:41
Читать только Просветленный невежда или Русская идея на ЭКСПО-2010 в Шанхае


Просветленный невежда или Русская идея на ЭКСПО-2010 в Шанхае

куличкин

В Новой газете появилась статья, написанная о грядущем ЭКСПО-2010. Концепционное решение оказалось настолько смелым, что решительно защищать его создатели не решались (пардон за тавтологию). Такая нерешительность дала повод журналистам из «Новой» в очередной раз оппозиционно-диссидентским способом по-западнически докопаться до нашей родной русской идеи.

Я против таких наездов!!!

 

Незнайка рулит форева!!!

Иван-дурак тоже рулит. И Буратино у Алексея Толстого (не говоря уже о нашем старом советском фильме) вовсе не итальянский, а самый натуральный русский персонаж.

Допустим, нас все считают идиотами. Ну и пусть. Ивана-дурака тоже неспроста так назвали. Даже некоторые Иван-царевичи считались «не вполне себе», правда, до тех пор, пока Коньками-Горбунками не обзавелись. А те, кто больше всех выпендривался и суетился, занимаясь, как им казалось, важными делами — резко перестали это делать после того, как по ним проехался Емеля на печи. Ибо нефиг.

NB! Только полный и круглый идиот может понимать сказу про Емелю и щуку исключительно в буквальном смысле

Карабасафф-Барабасафф и Прохвессарафф Дуримарафф — фтопку!..

 

Русская идея — это вера в чудо. А сила веры в том, что чудо действительно происходит, в самой реальной реальности.

Поэтому все упомянутые в статье китаеведы, скорее всего, не догнали конкретно. Разумеется, китайский и русский языки сильно отличаются. И буквальный перевод важнейших для одной культуры понятий почти невозможен. Ведь не можем же мы полностью адекватно перевести на русский язык слово «Дао» — не можем. Точно так же Незнайка буквально не переводится на китайский. И это очень хорошо! Значит, Незнайка — «органически» русский персонаж.

Только переводить его на китайский надо правильно. Не «маленький» или «младший» невежда, а «просветленный невежда». Совмещение двух иероглифов с противоположным смыслом даст как раз тот самый нужный эффект.

Под таким брэндом на ЭКСПО-2010 можно показывать что угодно. Даже, к примеру, разработки вечного двигателя на основе эффекта МГД-динамо.

И не говорите мне, что в китайском языке отсутствует иероглиф, означающий «просветленный». Все равно не поверю.

 

Показать комментарии (0)



16.11.2009 21:52
Читать только Уже скоро!..


Уже скоро!..

куличкин

Скоро придет время написать что-нибудь серьезное сюда. Пока что почему-то совершенно не хватает времени. Надобно избавиться от части дел.

 

Показать комментарии (0)



14.11.2009 21:03
Читать только Отдыхать!..


Отдыхать!..

куличкин

Перерыв...

Пора его сделать.

 

Показать комментарии (0)



Rambler's Top100