о музыке:
- П. Куличкин. Концертино для симфонического оркестра
- Теодор Курентзис в Перми, или несколько слов о том, как правильно жарить курицу
- Концерты современной музыки
- «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Несколько слов о музыкальной драматургии оперного спектакля
- Комментарии к «Советам и жизненным правилам музыкантов» Роберта Шумана
- Заупокойный концерт пермских композиторов
- Как правильно играть Шопена?
- Музыкальная прогулка в трех соснах (В.А. Моцарт. «Волшебная флейта»)
- Теория музыки для начинающих. Музыкальный строй
- Теория музыки для начинающих. Учим ноты
- Классика для рок-музыкантов
- «Виновата ли я?» и... сектанты!
- Набор нот на компьютере. Введение в Лилипонд (LilyPond)
- "Под чёрным флагом. Морские истории" (фрагменты)
- НиЗаЧот. Я начинаю ставить двойки
- Симфонические танцы Рахманинова - 3-я часть
- Пермь. Концерт Ильи Гофмана (альт) и Юлии Смирновой (фортепиано)
- Николай Голованов и владимирские рожки
- Рахманиновский аккорд
- Сольфеджио: самостоятельная работа
- К дню рождения Д.Д. Шостаковича
- Сольфеджио. К дню рождения Анатолия Петровича Куличкина
- «Записки ханыги». ПРЕМЬЕРА!!!
- Музыка на стихи Д. Хармса...
о литературе:
- Литература и беллетристика XX века: зачем был нужен твердый знак?
- И.В. Гёте: "Следовательно, выпьем!.."
- Фамилии у Булгакова
- Татьяна Ануфриева. Стихи
- Нецензурные выражения в блогах
- 26 правил русского языка
- Артём Кочарян. Поэт и программист
- Леонид Каганов. Баллада о попиле бабла
- О Томе Сойере
- Поэтический драйв Александра Косарева: арко или пиццикато?
- Поэт кирпичных небоскребов. Стихи Ольги Шестаковой
- Л. Толстой. «Два гусара»
- Л. Толстой. «Казаки»
- Сергей Ларин. Новое поколение отбирают
- Вадим Шефнер. «Совет историку»
- Михаил Булгаков. «Собачье сердце»
- Что такое художественный блог...
- Дневник Даниила Хармса
о кино:
- Кинуха высокой душевности (Про «Царя» П. Лунгина)
- Фрося Бурлакова и 1937-й год
- Вахтанг Кикабидзе: что достоверно?..
- Сталкер по Никите Михалкову
- Служебный роман Э. Рязанова — актерский этюд
- Служебный роман Эльдара Рязанова
- Звездные войны: форма цикла...
- Звездные войны: русское кино?..
о театре:
- Моцарт и Сальери. Зимняя сказка
- Набоков - Чайковский - Шопен - скрипка - рояль - Он - Она - ...- ?
- Пермская опера: "Орфей" Монтеверди
- Пермский ТЮЗ: премьера. Михай Себастиан. Безымянная звезда
фотографии:
- Город осени и православного декаданса
- Анабазис Ек-Бург-НТагил-Невьянск
- Анатолий Зернин. Концерт «В руинах долгостроя»
- Елена Овчинникова. Пущино — Бостон — Сан-Франциско
- Кенигсберг год спустя (фотографии от vladimir and irina)
- Антон Коргатов. Первый день лагеря «Вертоград»
- Марфа Скубенко: "Самое дурацкое что могла найти на просторах интернета"
- Египет и прочее (фотографии от vladimir and irina)
- Куда заканчивается Кама или Пермский Энергетический Шлюз (полный отчет)
- Анатолий Маринин — оперный солист, скрипач и фотограф
- Илья Боронников — фотографии
- Москва. Белорусский вокзал в июле: окрестности
- Москва — город контрастов
- Фотографии из музея-квартиры Е.Ф. Гнесиной
регентам:
- В помощь регенту мужского хора
- Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна
- Форум по музыкально-церковному искусству
- «Воскресение Христово видевше...», глас 7
- О тенорах, квартах и квинтах, а также о смешанном и однородном церковном хоре
- Церковная музыка: регент что-то слышит, певчие почти ничего не могут: что делать?...
- Церковная музыка: мажор или минор?..
- Специфика церковной музыки...
о недвижимости:
- Блог риэлтора. Как рекламировать услуги в сфере недвижимости
- Квартиры в Москве и Московской области (Подмосковье)
- Ипотека: каждый решает сам
- Недвижимость на вторичном рынке
- Агентство недвижимости «Квартирный вопрос» (г. Москва)
обо мне:
- Провал как успех или 2-я ДМШ 25 лет спустя
- Автобиография
- Что я думаю о копирайте
- Содержимое моего бумажника
- Как я познакомился с Робертом Габитовым
- Рок-музыка и авторская песня
- Моим будущим биографам
- Сантехническая притча-2
- О верхних и нижних. Сантехническая притча
- Во саду ли в огороде...
- Затронет ли кризис Россию?..
- Октябрьское утро
- П. Куличкин (то есть я). Осенняя графоманистическая поэма
- Москва. День города
- Мой новый имидж
- Мое местожительство в г. Пущино
- Мой рабочий кабинет и спальня
- Кухня и ванна у меня дома
- Мое рабочее место
- Что находится у меня в рюкзаке
- Фотография от 11 июля...
- Сегодня у меня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!
- Мой Рабочий Стол
- Автоцитата
о жизни вообще:
- Заметки о нас
- От субботы до понедельника
- Баку. Терминал Европа-Азия
- Образование, характер и ретроспектива судьбы
- Искусство борща
- Как пиарить форум?..
- Хамство студентов
- Как восстановить промышленность в России?..
- Как жить дальше?
- Пермь. Комментарии к Алексею Иванову
- Пермский Колизей
- Еда профессионалов
- Школа №112
- Веб-такса Пампа
- Асфальтовый ёж
- Телевизор А.Скрябина
- Свинья в 466-й маршрутке
- Союз политики, бизнеса и искусства
Куличкин Блог
31.12.2009 14:06
Читать только Интересное за последнюю неделю
Интересное за последнюю неделю
Почти что неделю назад я не то опоздал, не то не опоздал на поезд №67 в Перми, который ехал в Москву. Он отправлялся с Перми II в 16.06 по московскому времени. Когда я был на вокзале, большие вокзальные часы показывали 16.06. Я по-быстрому пробежался до 3-го пути и обнаружил там поезд, который стоял. Уточнив у проводника номер паровоза, я показал билет и пробрался в вагон. Через минуту после этого поезд уехал. Оказалось, что состав тронулся ровно в 16.06по Москве, но, как это частенько бывает, быстро остановился. В этот промежуток времени я в него и залез.
В Москве шел дождь. Об этом умолчу.
Цветы в пущинской квартире я не поливал три месяца. За это время драцена выросла до неимоверных размеров и занимает по высоте практически весь подоконник. Толстянка сильно потолстела. Надобно будет ее тоже пересадить в БГ (большой горшок).
Из беседы с Олегом Митрофановым узнал, что знаменитый в Перми концертмейстер оркестра Пермского оперного Борис Гамус, недавно перебравшийся в Москву, сейчас нередко радует своей игрой публику музыкального театра Амадей.
Дома на Пушкинской по адресу Страстной бульвар, 4 снесли почти все. Поэтому отныне обращайтесь ко мне по вопросам покупки леса или запчастей для вертолетов. Причинно-следственной связи между двумя предыдущими предложениями нет никакой, но слово «поэтому» звучит уж больно красиво.
Пока что все. Остальное — позже.
24.12.2009 14:53
Читать только Пора ехать!..
Пора ехать!..
Посмотрим, «что нового покажет мне Москва», как сказал один персонаж.
Хорошо бы в течение 15 минут придумать интересное занятие для поездки в поезде.
23.12.2009 22:21
Читать только Свободное время
Свободное время
Знать бы, куда оно уходит...
Однако, могу порекомендовать схему, при которой важные дела будут сделаны.
Главный принцип:
Чтобы сделать что-нибудь нужное, надо сначала запланировать что-нибудь ненужное.
После этого Вы расставляете задачи по приоритетам и делаете нужное. На ненужное не хватает времени. Попутно выясняется, что на самом деле является нужным, а что — не нужным.
21.12.2009 14:57
Читать только Замена мыши Logitech
Замена мыши Logitech
Только что noldorsky прислал ссылку, где находится совершенно поразительная информация. Редко где встретишь столь парадоксальное сочетание, в котором иррациональность и практичность образуют на редкость эффектный конгломерат.
20.12.2009 18:50
Читать только petya vs. Э.М. Ремарк
petya vs. Э.М. Ремарк
На вконтактовском аккаунте у helgaargentum нашел любопытную цитату.
Раскаяние - самая бесполезная вещь на свете. Вернуть ничего нельзя. Нельзя ничего исправить. Иначе все мы были бы святыми. Жизнь не имела в виду сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее.
Э.М. Ремарк. «Триумфальная арка»
Утверждение можно несколько переформулировать:
Единственно полезная вещь на свете - раскаяние. Вернуть можно все. Все можно исправить. Иначе бы мы до сих пор были неандертальцами. Жизнь имела в виду сделать нас совершенными. Кто не хочет быть совершенным, тому место в могиле.
Мое утверждение
Кому что больше нравится? Предлагаю голосовать :-)
20.12.2009 17:45
Читать только Советский брейк. Что важнее: видео или аудио?
Советский брейк. Что важнее: видео или аудио?
Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сколько-то раз услышать. И типа как бОльшая часть информации воспринимается визуально. Однако количество не всегда переходит в качество. Вот пример.
Попробуйте посмотреть ролики с отключенным звуком. Я сумел выдержать лишь по 10-20 секунд каждого ролика. А потом посмотрите нормально.
Так что вот...
18.12.2009 13:26
Читать только Вместо Акробата
Вместо Акробата
После перехода на Linux проблемы с PDF-файлами у меня исчезли почти все сразу. Обычно то, что в Windows невозможно без Adobe Acrobat (или ему подобных), в Линуксе делается как бы само собой. Распечатать PDF- или PS-файл можно из любой программы. Перевести одно в другое также не представляет никакого труда.
Более того, PDF-картинку можно легко вставить в LaTeX'овский документ (а попробуйте-ка вставить PDF-ник в MS Word!).
Единственная проблема, до решения которой долго не доходили руки — вставка или исключение из многостраничных PDF-файлов отдельных страниц. После недолгого поиска по Интернету обнаружил пакет pdftk (это, впрочем, не единственный вариант решения проблемы).
Процитирую фрагмент документации:
Вставить in1.pdf и in2.pdf в новый PDF-файл, out1.pdf
pdftk in1.pdf in2.pdf cat output out1.pdf
или:
pdftk A=in1.pdf B=in2.pdf cat A B output out1.pdf
или:
pdftk *.pdf cat output combined.pdf
Убрать 'страницу 13' из 1.pdf, записать остальное в out1.pdf
pdftk in.pdf cat 1-12 14-end output out1.pdf
или:
pdftk A=in1.pdf cat A1-12 A14-end output out1.pdf
17.12.2009 19:47
Читать только Литература и беллетристика XX века: зачем был нужен твердый знак?
Литература и беллетристика XX века: зачем был нужен твердый знак?
В начале XX века, почти сразу после 1917-го года была произведена реформа русского языка. В результате нее исчезли буквы «ять», «фита», «ижица» и твердый знак на конце слов. Алфавит упростился, но появились кое-какие нюансы. Проще всего объяснить их характер на одном примере: ранее существовало два слова «мир» и «мiр», а теперь они стали одним словом.
К чему это привело? По большому счету, к тому, что мы наблюдаем сейчас. Огромное количество детективов (обычных и «воровских»), любовных и авантюрных романов, фантастики и фэнтези на фоне крайне редко встречающихся книг художественного жанра. Произошло так потому, что начиная примерно с 1940-х—1950-х годов в русскоязычной прозе художественную литературу стала вытеснять беллетристика. А подобный процесс инициировало ни что иное, как реформа русского языка.
Давайте разбираться. Что я понимаю под словами «художественная литература» и «беллетристика»?
Художественная литература, по определению Википедии (в которой, вероятно, перепечатано самое общепринятое из определений), «вид искусства использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка». Следовательно, создатель художественной литературы должен уметь использовать такой «единственный материал» в совершенстве. Иначе художественная литература уже не вид искусства. «Слова и конструкции естественного языка» в качестве материала подразумевают, что самым главным в художественной литературе является стилистическое совершенство. Проще говоря, художественная ценность книги определяется в ответе на вопрос «как написано?»(а не «о чем написано?»).
Дополнительно отмечу (хоть это практически и очевидно), что (по определению) материалом художественной литературы не являются ни исторические события, ни философские вопросы, ни нравственные проблемы, ни социальные явления, ни теологические концепции. Даже реальные факты не являются материалом художественной литературы. Все вышеперечисленное, конечно, может так или иначе фигурировать в литературном произведении, но, с точки зрения художественной ценности, оно играет глубоко второстепенную роль. Если вас беспокоит вопрос о том, как может быть нравственным искусство на основе безнравственного материала — охотно отвечу. Вопрос некорректен сам по себе! Стилистические конструкции не могут быть ни нравственными, ни безнравственными сами по себе (никто ведь не говорит о нравственности или безнравственности музыкальных звуков, не так ли?). А кроме стилистических конструкций другого материала у художественной литературы нет. Явления, перечисленные в начале абзаца могут быть безнравственными, но они не являются материалом художественной литературы. А о том, что прекрасное всегда нравственно, говорили еще древние греки. Впрочем, если для вас убедительнее Пушкин, можно вспомнить про «гений и злодейство». Если же вас интересует моя собственная аргументация по данному вопросу, я изложу ее в другом месте. Речь сейчас не об этом.
Что же касается беллетристики, здесь Википедия пишет более туманно. Я буду использовать в качестве определения только следующее: «Под беллетризацией понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования». То есть, беллетристика — изложение документального материала с использованием приемов художественной литературы. Принципиальная разница между беллетристикой и художественной литературой в материале. Первая использует документальный материал (в том числе то, что перечислено в предыдущем абзаце) и (по мере необходимости) стилистические констукции, а вторая — ТОЛЬКО слова и конструкции естественного языка. В отличие от художественной литературы, у беллетристики есть две ценности: главная и второстепенная. Главная ценность — качество документального материала («о чем написано?»), второстепенная — качество литературного изложения («как написано?»).
Наибольшее сходство с беллетристикой имеет реалистическая художественная литература (почти вся русская литература XIX века, например). И та, и другая довольно-таки документальны. Разница «всего лишь» в том, что на самом деле является подлинным материалом для книги. Стилистическое совершенство обязательно для художественной литературы и необязательно для беллетристики (в которой важнее «событийно-содержательная» часть). Это довольно тонкая разница. Но иногда она вполне ощутима, как например, при сравнении 1-го и 2-го тома поэмы Н. Гоголя «Мертвые души». Это не самый сложный пример. Беллетристика с художественной литературой могут составлять гораздо более головоломный конгломерат, как, например, у Льва Толстого в «Анне Карениной» или «Войне и мире». На подобной разнице сломали себе головы Белинский и Писарев, которые почему-то стали называть беллетристикой «низкокачественную» художественную литературу, а художественной литературой — «высококачественную» беллетристику (и то, и другое — в их, мягко говоря, достаточно скромном понимании богатства слов и конструкций русского языка). Неудивительно, что к началу XX века ясного разделения понятий «художественная литература» и «беллетристика» попросту не существовало. Но традиция во всех случаях писать «хорошим и красивым» русским языком была вполне выработана.
Теперь посмотрим, что произошло в результате реформы. Изменился сам материал художественной литературы: слова и конструкции естественного языка. Собственно литературная традиция оказалась в значительной мере перечеркнута. Советским писателям пришлось создавать литературу уже на новой основе. А писатели-эмигранты первой волны, от Бунина до Набокова писали по-старому, с твердыми знаками в конце слов. Поэтому эмигрантская литература была, с одной стороны, ближе в традициям XIX века, а с другой стороны, стилистически богаче советской. А советские писатели оказались в положении Владимира Набокова, решившего перейти... на английский язык! Но с одной разницей. К 1940-му году Набоков практически в совершенстве освоил дореформенный русский язык, чего нельзя сказать о его советских современниках в 1917-м году. Поэтому Набоков осваивал английский фундаментально, а советские писатели осваивали послереформенный русский как бы по-дилетантски. Их знания старого русского языка исчерпывались опытом дореволюционных гимназий, училищ и личным знакомством с творчеством классиков. У них, как правило, не было творческого опыта в дореформенном языке.
Но и это еще не все. На фоне стилистических трудностей фактически нового языка, реальность предоставляла огромной количество интересных фактов. Революция, гражданская война, затем НЭП, индустриализация, коллективизация, пятилетки... Насколько трудно было писать художественную литературу, настолько простой и доступной казалась беллетристика. Куда там XIX-му веку с его декабристами, народовольцами и западнически-славянофильскими диспутами!
В 1920-е ни один из советских писателей не избежал увлечения реалистической литературой. Но тем, кто хотел писать художественно, пришлось дополнительно изобретать новые стилистические конструкции. ОБЭРИУты занялись откровенным филологическим конструированием. Андрей Платонов в «Котловане» возвел в принцип косноязычие. Юрий Олеша в романе «Зависть» перевел что-то из Кафки на советский язык. Михаил Булгаков, чуть ли не единственный из советских писателей, продемонстрировал в «Мастере и Маргарите» всю возможную палитру послереформенного языка: от высокого «дореволюционного» стиля, до бытовизмов, вульгаризмов и канцелярита. Потому он и писал этот роман так долго.
Но создателей художественной литературы среди советских писателей было очень мало. Подавляющее большинство перешло на беллетристику. На зыбкой грани между литературой и беллетристикой балансировал Алексей Толстой. Фаддеев писал просоветскую беллетристику. Варлам Шаламов был документалистом-минималистом. Солженицын более или менее художественно излагал по сути публицистический материал.
А в 1950-е годы писателей как таковых практически не осталось вообще. Хлынула широкая волна беллетристов, пишущих о деревне, беллетристов-диссидентов, беллетристов-фантастов, беллетристов-регионалов. Дореволюционный язык без живой традиции забыли, а постеформенный — так толком и не освоили. Просто художественная литература 1920-х—1930-х оказалась недоступной. Кто-то из писателей был репрессирован, кто-то просто оказался «не в фаворе», а «Мастера и Маргариту» вообще почти никто не знал. Главный принцип беллетристики («о чем» важнее, чем «как») окончательно занял центральное место. На фоне языковой беспомощности большинства хорошая беллетристика стала казаться литературой. Многие чувствовали, что они уже выросли из беллетристических комбинезонов, но я не припомню писателя, который не поставил бы акцент на «идейной» основе книги. Идейный момент — всегда в основе сочинений А. и Б. Стругацких. Идейное начало в основе рассказов Шукшина, парадоксы которого есть ни что иное, как стилистическое сальто, которым он пытался выпрыгнуть за рамки набившего оскомину документализма. «Ворота Азии» Андрея Битова — журналистские заметки, изложенные русскоязычным Кортасаром. Сергей Довлатов выработал, казалось бы, феноменальный стиль, но... в самый неподходящий момент наступил на грабли «изложения документального материала».
Поэтому разница между отечественной литературой первой половины и второй половины XX века весьма ощутима. Писатели первой половины еще помнили дореволюционный язык (хоть и на уровне старших классов гимназии). А их младшие коллеги из второй половины XX века оказались в сравнении с ними первоклассниками. К концу 1960-х недостаток художественности стал настолько ощутимым, что стали появляться «возвратные» тенденции. Но, как всегда это бывает при разрыве традиции, в формах декаданса (Венедикт Ерофеев), авангарда (Виктор Ерофеев) и постмодерна (Виктор Пелевин).
Сегодня, на мой взгляд, ситуация для развития литературы как искусства вполне благоприятная. Необходимость в ней вполне осознана. Мы уже были свидетелями кризисных явлений, с одной стороны. С другой стороны, творчество как эмигрантских, так и советских писателей сейчас вполне доступно.
Осталось лишь хорошо изучить постреформенный русский язык. Без твердого знака на конце слов.
16.12.2009 21:44
Читать только Холода в Перми
Холода в Перми
Два дня в Перми стоит температура -35. Такое впечатление, что к ней не совсем подготовились.
Ну, отменить занятия в школах — это я еще понимаю. Губернатору какие-то свои проблемы обсуждать с областными мэрами под холодок не в кайф — это я тоже понимаю.
Но вот, скажем, отмена концертов и спектаклей из-за холодов... Холодно в театрах, концертных залах, артистических, гримерках? Конечно, холодно, если отопление не рассчитано на -35.
Или еще. На дорогах машин стало меньше. А когда же на них ездить, как не в холода? В автобусе-трамвае-то совсем тоскливо ведь. Но народ на машинах предпочитает не ездить. Отсюда вывод, достойный Сэра Капитан-Очевидность: те машины, на которых в холода не ездят, не приспособлены в должной мере к холодам.
А самое главное, что мороз в минус 35 градусов считается чем-то беспрецедентным для Перми. Конечно, Пермский край не Якутия. Но ведь и не Московская область. В 1990-е почти каждую зиму минус 30-градусная температура стояла по две-три недели. А минус 30 и минус 35 не такая уж большая разница. И ничего.
А сейчас создается впечатление, что городская жизнь наполовину остановилась. Хорошо еще, что транспорт ездит.
15.12.2009 22:09
Читать только Энциклопедия доделана!
Энциклопедия доделана!
Наконец, это случилось. Сегодня обработал буквы Н, О, П, Р, С, Т, У и Ф.
Холод можно отключать :-)